Народ с загадочным названием тофалары представляет собой немногочисленный российский этнос, сконцентрированный на востоке Сибири. Родственным ему являются тюрки, саянские народы.
В настоящий момент в России, согласно данным переписи 2020 г., насчитывается всего 719 тофаларов. Стабильность низкой численности этого народа представляет собой удивительный факт. Известно, что с конца 17 века до начала 20 века их число не увеличивалось и не уменьшалось. Оно оставалось на уровне примерно 500 человек. При этом нет никаких упоминаний о гибели или уничтожении этого этноса другими народами. Такое низкое количество представителей отдельной этнографической группы является загадкой для историков.
Нынешние тофалары уже не ведут кочевого образа жизни, проживают оседло в трех поселках Иркутской облaсти: Алыгджёр, Нерха и Верхняя Гутара. Всего в Иркутской облaсти живет 659 представителей этой национальности. Добраться туда возможно только на вертолете и связаться только по рации.
Несмотря на то, что тофалары были крещены православными миссионерами еще в XVII в., крещение, как в случае и с другими коренными народами Сибири, во многом оставалось формальным. На всей территории Тофаларии даже не было церкви, а со священником они встречались только зимой на суглане. Поэтому представление об основах православной веры у них было весьма поверхностное. Шаманы (hам), которые всегда находились рядом и хорошо знали нужды тофаларов, пользовались у них большим авторитетом.
По рассказам тофаларов, шаманы у них были «верховые» и «пешие». Первые — это те, что шаманили с бубном (дунгур) и колотушкой (орпа). Бубен у них олицетворял либо оленя, либо изюбря, верхом на которых шаман облетал мир во время камлания. Вторые — те, которые не имели бубнов, а шаманили с посохом (hам тайаа). Этот посох имел в верхней части развилку из трех концов, увешанных лентами и колокольчиками. По результату камлания мог быть либо изготовлен особый амулет-оберег (ээрен), который должен висеть в чуме, либо посвящен олень или лошадь какой-либо масти. Коню-ыдыку в гриву и хвост вплетали разноцветные яркие ленточки, а оленюих привязывали к рогам. Каждый шаман делал себе костюм, бубен и колотушку сам. Хоронили шамана на помосте и вместе с ним клали его костюм и атрибуты. По наследству их не передавали. Шаманами становились, как считали тофалары, по открывшемуся дару, передававшемуся по наследству.
Все большие тофаларские шаманы были уничтожены в 1930-е годы при советской власти, в процессе борьбы против религии. С тех пор у тофаларов не было шаманов. Не произошло пока у них и возрождения православия: на территории расселения тофаларов не было и нет церкви. Традиции православной веры и шаманства были надолго прерваны и выросли новые поколения тофаларов, воспитанные в духе атеизма.
Тофаларский язык (тоъфа дыл), как и тувинский, лингвисты относят к уйгуро-тукюйской подгруппе, которая вместе хакасской и якутской подгруппами, включают в уйгуро-огузскую группу тюркских языков. Существует и иная точка зрения, что тофаларский язык, будучи самостоятельным языком, входит в саянскую подгруппу тюркских языков, объединяясь вместе с языками монгольских цаатанов и уйгуро-урянхайцев, а также окинских сойотов Бурятии в ее таежный ареал, к которому можно отнести и тувинских оленеводов-тоджинцев.
Тофаларский язык до 1986 года существовал лишь в устной форме и не имел письменности. До XX в. никаких школ (на русском, ни тем более на тофаларском языках) не существовало. В советский период впервые была открыта школа-интернат при фактории в местечке Сасырка, где юные тофалары обучались и одновременно жили. Позже в пос. Алыгджер была построена средняя школа-десятилетка со школьным интернатом, которая долгое время оставалась единственной в Тофаларии и сыграла огромную роль в жизни тофалар. Благодаря ей многие тофалары смогли получить профессиональное, в том числе и высшее, образование. В то же время, обучение в школе привело детей к отрыву от родного языка и от родной культуры. Функционирование круглосуточных групп в детских садах, где воспитывались дети тофаларов, тоже внесло свою лепту в их быстрое обрусение. Выросли целые поколения одноязычных тофаларов, для которых русский язык стал единственным родным. Сегодня во всех поселках Тофаларии функционируют начальные и средние школы и детям не приходится жить в интернатах, кроме старшеклассников, обучающихся в Нижнеудинске. Кроме того, в 1986 г. В. И. Рассадиным была создана основанная на кириллице тофаларская письменность, а совместно с В. Н. Шибкеевым был издан первый тофаларский букварь и другие школьные учебники. С 1990 года в начальных школах и садах официально ведется учебная программа тофаларского языка.
Важное значение в их жизни имеют шаманские обряды. Раньше шаман был в каждой родовой общине. Искусство общения с духами передавалось по наследству. Шаман является связующим звеном между людьми племени и божествами. Через него люди узнавали будущее, передавали богам свои просьбы, просили их защитить.
Шаман не только исполнял обряды и ритуалы, у него имелся широкий круг обязанностей. Это лечение соплеменников, поиск пропавших вещей, предсказание судьбы, помощь заболевшим домашним животным.
Обряды проводились с различными целями: изгнание злых духов из людей или животных, привлечение удачи на охоте, сохранение семьи, рода. Ритуал мог исполняться всю ночь беспрерывно. Во время обряда читались молитвы, совершались песнопения в определенной тональности. Шаман обращался к духам природы, зверей, птиц за помощью.
Традиционным обрядом является посвящение оленя духу гор. Для этого выбирается лучшее животное в стаде, его украшают лентами, шерсть окрашивают в разные цвета. Олень у тофаларов ассоциируется с духовностью, возрождением, чистотой. Его ветвистые рога символизируют древо жизни, которое является основой всего. Кроме того, они олицетворяют солнце, плодородие. Ритуал проводился по указанию шамана в случаях, когда семью постигло какое-либо несчастье, давно не было добычи, кто-то заболел, случился падеж скота. Также поводом было желание расположить к себе хозяина гор — Даг-Ези. От него зависит жизнь тофалара, так как племена преимущественно находятся среди гор. Шамана приглашал тофалар, которого постигла какая-либо неудача. Тот спрашивал у духа, какого оленя он требует, его масть, приметы. Такое животное искали в стаде. Если подходящего не обнаруживалось, смотрели у соседей. После посвящения животное называли «шаман-олень». На него накладывалось табу. Ему нельзя было спиливать рога, ездить на нем. Разрешалось перевозить на нем только мешки с шаманскими вещами, так как они относились к священным. Стадо с посвященными оленями защищал сам Даг-Ези.
Важную роль в жизни тофаларов играет музыка. Существует множество различных песенных жанров:
● Лирический. Протяжные песни, повествующие о нелегкой судьбе или любви. Исполняются соло.
● Хоровой. Такие песни исполняли на свадьбах, гуляньях, во время отдыха, в пути.
● Эпический. Это сказания, истории о соседстве духов, животных с человеком, войнах, глобальных событиях. Их исполняли в особой горловой манере звучания.
● Ритуальный. Шаманские песнопения, состоящие из обрядовых возгласов, повторяющихся напевов, молитв. Сопровождаются ритмичными ударами в бубен, звуком специальных погремушек.
Песни часто исполняются на спортивных состязаниях, играх. Также их пели на собраниях рода, охотничьих праздниках. Песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах (щипковых, духовых, струнных). К ним относятся:
● Варган;
● Флейта;
● Музыкальный лук;
● Лютня.
В настоящее время в тофаларских поселках принимаются меры по возрождению забытой культуры этого народа. Устраиваются фестивали, в которых принимают участие фольклорные ансамбли. Также проводятся ярмарки народного творчества.
Мужской костюм не отличалась разнообразием. Круглогодично мужчины носили кожаны — одежду из выделанных оленьих шкур. Зимой надевали кожаны с мехом внутри. Шкуры сшивали жилами зверей, также использовали подшейные волосы оленя. На мужской кожан прикрепляли черные ленты, выкладывая из них геометрические узоры. Женские расшивались цветными ленточками. Сверху кожан подвязывался поясом. Застежка делалась на правую сторону у мужчин и у женщин. Мужчины носили летом войлочные шапки, зимой — меховые, которые подвязывали под подбородком. Женщины летом носили штаны и платья из тонких материалов, которые покупали у русских купцов. Девушки шили узкие туники, женщины старшего возраста — более короткие и широкие. У платья делали отрезную верхнюю часть, от которой закладывали складки. Полочки, рукава украшали лентами, вышивкой. Кроме платьев, шили юбки в пол, халаты с поясом. Праздничные платья делали из шелка. Женщины покрывали голову платками, обматывая их вокруг головы. Нарядный головной убор представлял собой красный платок с кистями. Богатые тофаларки расшивали головные уборы и одежду бисером, низ одежды и рукавов отделывали мехом. На праздники надевали много украшений: бусы, кольца, браслеты. На ногах носили унты (теплые сапоги мехом внутрь), летом — тонкие сапоги из оленьей кожи.
Сказочное творчество тофаларов богато и разнообразно, в нем народ всецело выражает себя, свое мировоззрение. Народ выступает в сказке как художник и философ. Тофаларские народные сказки (улэгэр) не похожи на сказки других народов. Тайга, горы, долины, реки с их многочисленными обитателями живут и дышат в тофаларских сказках свойе особой, присущей только им, напряженной жизнью. Поскольку главный промысел — охота, то большинство карагасских сказок посвящены диалектической взаимосвязи природы с практической деятельностью человека, так называемые «сказки о животных». Они рассказывают слушателю о происхождении животных, выявляют характерные их черты, через образы транслируют важный поучительный смысл, мораль. Природа служит в сказке воспитательной цели – учит побеждать зло в разнообразных его проявлениях. Таковы «Медведь и бурундук», «Верблюд и пищюха», «Сохатый и кабарга», «Хун-кызы» (про медведя и мышь) и др.
Уклад жизни тофаларов был кочевой или полукочевой. Они перемещались по территории Восточного Саяна, занимаясь охотой и отгонным оленеводством. Зимой несколько семейств переезжало на равнину, в летнее время поднимались повыше в горы. Отыскивали место, богатое ягелем (для выпаса оленей). Стоянка размещалась на одном месте 2-3 недели, пока не заканчивался корм. Потом искали новое место. Стада оленей паслись вблизи стоянки, пастухи за ними не присматривали. Привязывали оленей только во время отела, который происходил в начале мая. После того, как самки отелялись, их начинали доить. Молоко получали до октября.
Летом оленеводы уводили стада подальше в горы, где был более благоприятный климат и больше корма, зимой спускались в долины рек. Оленей в основном использовали в качестве транспорта. Для перекочевки создавался караван: оленей связывали в длинную цепочку. Шатры, вещи складывали в тюки, сшитые из шкур животных, и привязывали к седлам. У одной семьи имелось стадо в несколько десятков особей. При переезде впереди ехала женщина, за ней везли детей, после них шли навьюченные олени-важенки. Муж и взрослые сыновья находились поблизости.
Большое значение в жизни тофаларов имела охота. Охотились на пушного зверя: белок, соболей, лисиц, выдр. Также стреляли тетеревов, глухарей, куропаток. Основным объектом охоты были крупные животные: медведи, лоси, косули, маралы.
На пушных зверей охота начиналась в сентябре и заканчивалась с образованием снега. Для этого образовывали небольшие группы (2-4 человека), каждый брал свою собаку. Верхом на оленях уезжали в поисках добычи. Когда собака брала след, шли по нему несколько часов или даже дней, пока не находили животное. На крупных животных охотились круглогодично. Их добывали с помощью ловчих ям, облавным способом. Помимо этих промыслов, занимались рыболовством, собирательством. Рыбу ловили с помощью ловушек, острог. Крупную могли бить из ружья. Женщины собирали сарану, черемшу, съедобные коренья. Их засушивали на зиму. Также занимались сбором грибов, ягод, кедровых орехов. Из ремесел существовали:
● Кузнечное дело;
● Деревообработка;
● Резьба по рогу, бересте;
● Обработка кожи;
● Вышивка;
● Изготовление ювелирных изделий.
В древности народ разделялся на 8 родов, у каждого из которых имелся свой предок, давший начало роду. Каждый род заселял определенную территорию, у него были священные места поклонения богам. Несколько семей из одного рода образовывало союзы — аалы. Все члены аала кочевали, охотились совместно. Добыча делилась поровну между всеми охотниками. Существовал обычай взаимопомощи.
Традиционно у тофаларов существовала многопоколенная семья с патриархальным укладом. О свадьбе договаривались родители, зачастую, еще когда дети были маленькие. Девушку выдавали замуж в 15-20 лет. Невеста имела хорошее приданое: летний и зимний шатры (со всеми составляющими), поголовье оленей, одежду, утварь. Жених платил родителям калым, который состоял из пушнины, оленей, шелка, предметов гардероба.
Кочевые племена жили в шатрах (чумах). Основанием жилища являются длинные жерди, связанные вверху и расставленные по кругу. Летом их покрывали берестой, дранкой. Зимой утепляли звериными шкурами. Вверху оставляли отверстие для выхода дыма. В середине чума делали очаг. Над ним размещался большой котел, чугунный или бронзовый. Традиционно чум делился на мужскую и женскую части (женская — справа от входа). Спальным местом была кошма или шкура животного. Из шкур шили вьючные сумки, в которых хранили вещи. С приходом советской власти племена, перешедшие на оседлый образ жизни, стали делать срубные дома. Появилась возможность разводить коров, лошадей, свиней. Для животных сооружали хлев неподалеку от дома. На участке разбивали огород. Позднее появились деревни с русским типом застройки.
Рацион тофаларов состоял в основном из мяса диких животных. Домашние олени использовались в транспортных целях, их забивали крайне редко. Рыба не играла большой роли, хотя ее вялили, ели сушеную и свежую. Зимой ели строганину (сырая рыба, нарезанная тонкими полосками). Мясо главным образом варили в котле, одновременно готовя похлебку. Жарили его нечасто, мелкую дичь запекали целиком. Рацион разнообразили засушенными кореньями, грибами, орехами. На основе ржаной муки, которую покупали у русских, пекли лепешки. Также готовили талкан (обжаренная мука) и заваривали его в кипятке. Пили травяной чай, оленье молоко. Из молока готовили простоквашу, сыр, сметану. Молоко замораживали на зиму, наливая его в кишки животных. С переходом на оседлый образ жизни меню тофаларов значительно разнообразилось. На столе появилась свинина, телятина, овощи, картофель.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.