Источник фото : этнопетербург.рф
Название народа, принятое в русском языке – тувинцы, название для мужчины – тувинец, для женщины – тувинка. Самоназвание на тувинском языке – тывалар, тыва-кижилер. Представителя народа (мужчины и женщины) – тыва, тыва-кижи. Устаревшие названия – сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы
Племена, населявшие территорию Тувы в древности, были частью огромного культурного мира ранних кочевников – скифов и саков (VIII-III вв. д.н.э.). В III в. д.н.э. в Туву вторглись племена, родственные гуннам (хунну). Смешиваясь с местным населением - кетами, самодийцами и, возможно, даже индоевропейскими группами, они повлияли, в частности, и на их внешний облик. Если раньше в антропологическом типе большинства населения преобладали европеоидные черты, то начиная с этого времени монголоидный компонент стал заметно усиливаться.
Существенную роль в формировании тувинского народа сыграли тюркские племена, которые обосновались в степях современной Тувы. В середине VIII в. Уйгурский каганат разгромил своих предшественников - Тюркский каганат - и подчинил его обширные владения, включая тувинские земли. Часть пришлых уйгурских племён постепенно ассимилировалась с местным населением, и именно их язык лёг в основу современного тувинского. Потомки этих уйгуров-завоевателей продолжали проживать на западе Тувы вплоть до XX в. Вероятно, к их числу относятся некоторые родовые общины, населяющие юго-восточные и северо-западные районы республики.
Енисейские кыргызы, чьи владения находились в Минусинской котловине, в IX в. одержали верх над уйгурами. Позднее группы кыргызов, пришедшие на территорию Тувы, полностью растворились среди местного населения (существует гипотеза, что родоплеменная группа тувинцев-кыргызов, проживающая на юго-востоке и юге республики, является прямыми потомками этих енисейских переселенцев). В XIII-XIV вв. на территорию современной Тувы прибыли монгольские племена, которые со временем также были ассимилированы местными жителями. Именно под влиянием монгольского компонента здесь сформировался центральноазиатский монголоидный расовый тип, характерный для современных тувинцев. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в горно-таежные районы Восточной Тувы - Саяны (сейчас Тоджинский район) - проникли тюркоязычные племена туба (известные в китайских хрониках как дубо), состоявшие в родстве с уйгурами. Эти земли до них заселяли самодийские, кетоязычные и, вероятно, тунгусские племена. К XIX в. все коренные нетюркские народы Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним «туба» видоизменился в «тыва» и стал общим самоназванием для всех тувинцев.
С конца XVI в. Тува вошла в состав монгольского государства Алтын-ханов, которое просуществовало до второй половины XVII в. В середине XVIII в. Тува перешла под управление маньчжурской династии Китая и оставалась в его составе до 1911 г. Именно в этот период в целом завершилось формирование тувинского этноса. В 1914 г. Тува (тогда в России именовалась как Урянхайский край) добровольно вошла под протекторат Российской империи. 14 августа 1921 г. была провозглашена независимая Народная Республика Танну-Тува, которая с 1926 г. стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 октября 1944 г. республика была включена в состав СССР на правах автономной области, в 1961 г. получила статус Тувинской АССР, с 1991 г. стала называться Республикой Тува, а с 1993 г. - Республикой Тыва.

Источник фото : ca.pinterest.com
По данным всероссийской переписи 2021 года в целом в Российской Федерации проживало 295 384 тыс. тувинцев. В Республике Тыва – 279 789 тыс. человек. Живут также в Монголии, Китае (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе). Тувинцы делятся на западных (горностепные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы). Тувинцы-тоджинцы составляют около 5% всех тувинцев.

Источник фото : culture-tyva.ru
Большинство верующих тувинцев - буддисты. Буддизм в Бурятии относится к направлению махаяны школы Гелуг. Также сохраняются и более древние, добуддийские верования, такие как шаманизм. В тувинском шаманстве сохранилось множество архаичных черт, особенно в мифологии, обрядовой практике и ритуальных предметах, в частности, в представлении о трёхчастном делении мира.

Источник фото : life.ru
Тувинский язык (тыва дыл) относится к уйгурской группе тюркских языков. Народно-разговорный язык имеет четыре диалекта: центральный (распространен в Дзун-Хемчикском, Овюрском, Суг-Хольском, Улуг-Хемском и Пий-Хемском районах) западный (в Барун-Хемчинском, Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском районах), юго-восточный (в Тандинском, Тес-Хемском, Эрзинском районах), северо-восточный (преимущественно в Тоджинском районе). Современный тувинский литературный язык сложился на основе центрального диалекта. До 1930-х годов тувинский язык не использовался на письме – вместо него образованные тувинцы пользовались старомонгольским письменным языком. В 1930 г. для тувинского языка создается алфавит на основе латиницы. С 1943 г. письменность переходит на русскую графическую основе. В алфавит добавлены специальные буквы - Ө, Ң, Ү.
Высокого развития достигло устное поэтическое творчество самых разных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки. До сих пор сохранились сказители, которые устно исполняют объёмные произведения тувинского эпоса. Язык фольклора сыграл важную роль в становлении и укреплении норм общенародного тувинского языка. Во многом именно к фольклору восходят корни и многие из особенностей тувинской художественной литературы.
Музыкальное народное творчество включает в себя многочисленные песни и частушки. Особую роль в тувинской музыкальной культуре играет уникальное горловое пение, в котором традиционно различают четыре основных вида и соответствующих им мелодических стиля.
Среди музыкальных инструментов самыми распространёнными были губные варганы (хомусы) - как железные, так и деревянные. На железном варгане традиционно играли в основном женщины и девушки, а на деревянном - мужчины. Также широко использовались смычковые инструменты (древние предшественники скрипки) - игил и бызанчы.
Формирование декоративно-прикладного искусства западных тувинцев сложилось под влиянием богатого наследия разных культур: в нём переплелись художественные традиции древних тюрков, средневековых монголов и народное творчество Китая. Мастера создавали невероятное разнообразие узоров - в их арсенале насчитывалось свыше ста основных орнаментальных мотивов. При оформлении деревянной утвари сохранялись древнейшие геометрические узоры, а в кожаных изделиях оживали декоративные композиции, берущие начало ещё в скифскую эпоху.
В отличие от западных тувинцев, восточные тувинцы предпочитали иную эстетику - их орнаментика отличалась обилием мелких геометрических узоров, где главную роль играли зигзаги, пунктирные линии, косые штрихи и подобные элементы.

Источник фото : www.tuvaonline.ru
Существовало несколько видов традиционных празднеств. К ним относились общинные праздники, связанные с обработкой шерсти и валянием войлока, а также семейно-бытовые: свадебный цикл, рождение ребенка, первая стрижка волос. Также, как и буряты, тувинцы празднуют новогодний праздник Шагаа (бур. – Сагаалган). За месяц до начала праздника в каждой юрте изготавливали деревянный календарь (ай ыяжы) - палочку с зарубками, с соответствующими количеству дней в этом месяце. После отсечения последней зарубки кончался старый год. Шагаа обычно проводили в аалах, которые специально объединялись для такого важного события. В каждой семье заранее начинали готовить угощения. Причем, если в семье были ограниченные возможности, то ей помогали соседи по аалу. Отмечают и другие религиозные торжества - освящение ритуального места, оросительного канала и другие. Ни одно важное событие в жизни общины или крупной административной единицы не обходилось без спортивных состязаний: национальной борьбы (хуреш), конных скачек (аът чарыжы), стрельбы из лука (ча адары) и различных народных игр. Все эти игры и состязания также проводятся на празднике Наадым, который проводится в Республике Тыва в середине августа.
Традиционную одежду и обувь делали из шкур и кож, в основном домашних, но иногда и диких животных, а также из разных тканей и войлока. Широко использовались такие покупные материалы, как бязь, далемба, чесуча и плис - хлопковый бархат. Одежду делили на весенне-летнюю и осенне-зимнюю. Она также различалась по своему назначению: повседневная, промысловая, культовая, праздничная и спортивная. Верхняя наплечная одежда была туникообразного кроя и распашной и носила общее название тон. Существенных отличий между мужской, женской и детской одеждой в особенностях покроя не имелось. Различия были главным образом в характере украшений. Отличительной особенностью верхнего халата был ступенчатый вырез на левой поле и длинные рукава с обшлагами, которые закрывали кисти рук. Обычно для одежды выбирали ткани фиолетового, синего, жёлтого, красного и зелёного цветов.



Источник фото : style.pibig.info , experience.tripster.ru , nazaccent.ru
Зимой носили длинные шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, которые иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью надевали овчинные шубы с подстриженным мехом. Летней одеждой служил длинный матерчатый халат. В качестве зимней праздничной одежды использовали шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной, часто шёлковой тканью. Летом праздничным нарядом был халат из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы, воротник и обшлага обшивали несколькими рядами разноцветных полосок, а воротник прошивали так, что швы создавали узор в виде ромбов, меандра, зигзагов или волнистых линий.
Промысловая одежда была того же кроя, но более лёгкой и короткой, в непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.
Одной из самых популярных шапок у мужчин и женщин была овчинная шапка с широким куполообразным верхом калбак бөрт. Она имела наушники, которые завязывались на затылке, и назатыльник, прикрывавший шею. Также люди носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, спадавшим на затылок. Шили и другие шапки - из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, с высокой тульей, отделанной цветной тканью. Эту тулью обрамляли стоячие, разрезные сзади поля, которые тоже покрывали мехом, как правило, чёрным. К макушке шапки пришивали декоративную шишечку, напоминавшую плетёный узел. От неё вниз спускались несколько красных лент.
Женские свадебные головные уборы отличались особой оригинальностью. Один из них, тумалай (думаалай), представлял собой округлую шапочку, которая покрывала голову, и широкое полотно, покрывавшее спину и плечи.
Обувь в основном была двух видов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым носком, а также многослойной подошвой из войлока и кожи. Их голенища вырезали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги часто украшали цветными аппликациями. В отличие от кадыг идиков, мягкие сапоги чымчак идик имели гибкую подошву из коровьей кожи, без загнутого носка, и голенища из выделанной кожи домашней козы. Зимой внутри сапог носили войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Их верхнюю часть декорировали орнаментальной вышивкой.
Одежда восточных тувинцев-оленеводов обладала рядом важных отличий. Летом их верхней одеждой был хаш тон, который шили из старых оленьих шкур или осенней замши косули. Он имел прямой покрой, расширявшийся книзу, и прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы в виде капора изготавливали из шкур, снятых с голов диких животных.. Поздней осенью и зимой носили унты из камуса (шкуры с ног оленя) мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на охоте, подпоясывали одежду узким ремнём из кожи косули, на концах которого висели маленькие копытца.
Нижняя одежда у западных и восточных тувинцев была одинаковой и состояла из рубахи и коротких штанов-набедренников. Летние штаны шили из ровдуги, а зимние - из шкур домашних или диких животных, и лишь изредка из ткани.



Источник фото : worldinform.ru , lasermoskovskiy.ru , fb.ru
Традиционный уклад жизни западных и восточных тувинцев имел существенные отличия. Для западных тувинцев вплоть до середины XX в. основой существования было кочевое скотоводство. Их стада включали лошадей, овец, коз, коров, верблюдов, а в высокогорных районах - сарлыков (яков). Жизнь скотоводов подчинялась сезонному ритму: за год семья вместе со своим хозяйством совершала 3–4 перекочёвки, перемещаясь на расстояния от 5 до 17 километров. Летом они разбивали стойбища в зелёных речных долинах, а с приходом холодов перебирались на зимние стоянки на склонах гор.
Земледелие, хоть и не было основным, играло важную роль в системе жизнеобеспечения. Почти все посевы поливались с помощью продуманной системы каналов. Для вспашки земли долгое время использовалась традиционная деревянная соха, и лишь в начале прошлого века её начал заменять железный плуг. Основной тягловой силой на пашне был вол, и лишь изредка его заменяла лошадь. В основном сеяли ячмень и просо.
Кроме скотоводства и земледелия, тувинцы также занимались охотничьим промыслом. Помимо ружей использовали также самострелы – ловушки, которые устанавливали на звериных тропах. Рыболовство было распространено среди бедных семей.
Традиционные занятия восточных тувинцев-тоджинцев отличались от занятий западных тувинцев. Тувинцы-тоджинцы преимущественно занимались оленеводством. Вспомогательную роль играли охота и собирательство. С последней четверти ХХ века среди тувинцев постепенно нарастают темпы урбанизации, и сегодня половин тувинцев России проживает в городах, а другая половина - в сельской местности
.

Источник фото : kulturologia.ru
В социальной структуре тувинцев сохранялись пережитки родового строя. Большинство тувинцев различали себя по принадлежности к родам (сөөк). Группы родственных семей образовывали аалы, некоторые из которых формировались не по родовому, а по территориальному принципу. В зимний период число семей, входивших в одинн аал, было небольшим. Летом появлялись более крупные кочевые стойбища, в которых количество семей увеличивалось до 15-20. Основным жилищем для западных тувинцев была юрта өг или кидис өг (кидис – войлок). Её конструкция была круглой формы и состояла из разборного решётчатого каркаса (хана), который легко собирался из деревянных планок, скреплённых кожаными ремнями. Вверху конструкции на шестах крепился деревянный обруч (хараача, или тоона), а над ним находилось отверстие для выхода дыма дүндүк, которое одновременно выполняло роль окна. Войлоки, которыми накрывали юрту, так же, как и её каркас, стягивались прочными шерстяными поясами. Дверь делали или деревянной, или использовали откидной кусок войлока эжик, часто украшенный узорной стёжкой. Центральное место внутри юрты занимал очаг. В жилище стояли парные деревянные сундуки, чьи лицевые стенки обычно украшались расписным орнаментом. Пол устилали узорчатые стёганые войлочные коврики. Половину справа по отношению к человеку, стоявшему в юрте лицом ко входу, в литературе принято называть мужской, слева от него - женской.
Отшлифованная веками и опытом многих поколений кочевников конструкция юрты позволяла быстро, примерно за час разобрать, а за полтора-два часа полностью собрать жилище, причем большую часть связанной с этим работы выполняли женщины. Возведение юрты имело специальный термин өг тигер, разборка ее называлась өг бузар.
Помимо юрты, западные тувинцы также жили в чумах, покрывая их войлочными полотнищами. В чумах в основном жили бедняки.
Хозяйственные постройки западных тувинцев в основном представляли собой четырёхугольные загоны для скота, сделанные из жердей. В начале XX в., под влиянием русских крестьян-переселенцев, в западной и центральной Туве начали строить срубные амбары для хранения зерна рядом с зимними стоянками.
Основным жилищем для восточных тувинцев-оленеводов (тоджинцев) был чум алажы-өг. Его каркас состоял из наклонно поставленных шестов. Летом и осенью конструкцию покрывали корой, а зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. Во время переездов с собой перевозили только эти покрытия. В период, когда народ переходил к оседлой жизни, в новых колхозных посёлках многие тоджинцы строили постоянные чумы, которые уже крыли кусками лиственничной коры. Кроме того, в это же время, до начала строительства типовых домов, широкое распространение получили лёгкие каркасные постройки с четырех-, пяти- или шестиугольные. Их основу составляли четыре опорные стойки, вкопанные в землю, а крыша имела традиционную для региона конструкцию либо была плоской. Стены из вертикальных жердей и кровлю покрывали корой лиственницы. Хозяйственные постройки западных тувинцев в основном представляли собой четырёхугольные загоны для скота, сделанные из жердей. В начале XX в., под влиянием русских крестьян-переселенцев, в западной и центральной Туве начали строить срубные амбары для хранения зерна рядом с зимними стоянками.

Источник фото : nazaccent.ru
Основу питания западных тувинцев составляли продукты кочевого скотоводства, которое сочеталось с земледелием. В зажиточных семьях большую часть года употребляли молочные продукты, и в меньшей степени - мясные. Также использовали растительную пищу, в основном просо и ячмень, а также дикорастущие растения. Рыбу ели в основном бедняки. В пищу шло варёное мясо домашних и диких животных, при этом самыми любимыми блюдами считались баранина и конина. Использовали не только мясо, но и потроха, а также кровь домашних животных. Молоко пили только кипячёным, причём почти исключительно в виде кисломолочных продуктов. Они преобладали в рационе весной и летом, в зимнем рационе их роль уменьшалась. Использовали молоко крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и верблюдов. Из кобыльего молока делали кумыс. Зимой важную роль в питании играли заготовленные заранее масло и сушёный сыр (курут). Путем перегонки кислого обезжиренного молока получали молочную «водку» - араку. Важное место в рационе занимал чай, который пили подсоленным и с добавлением молока. Охотники-оленеводы Восточной Тувы питались в основном мясом добытых диких копытных. Домашних оленей, как правило, не забивали. Оленье молоко пили в основном с чаем. Растительные продукты тоже использовали очень экономно, готовя кашу из зерна или муки лишь раз в день. Сушёные на огне луковицы сараны ели с чаем, а из толчёных варили густой суп-кашу. Из мяса делали шашлык, мясную и кровяную колбасу. Из молока готовили пресный сыр быштак и кислый сыр аржи, масло, жирные пенки, сметану, кисломолочные напитки хойтпак и тарак, кумыс и молочную водку. Хлеб не употребляли, вместо него использовали далган - муку из поджаренных зёрен ячменя или пшеницы, а также поджаренное толчёное просо. Из муки делали различные лепёшки, лапшу и пельмени.

Источник фото : dzen.ru
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения