77
Тувинцы

Территориальное расположение и численность

В Российской Федерации, согласно данным переписи 2020 года, проживают 295 384 тувинцев. Большая часть — 279 789 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. В остальных регионах России их численность гораздо меньше, но предстaвители дaнной нaционaльности встречaются прaктически в каждом субъекте РФ.

image.jpg
Религия

В настоящий момент большинство жителей Республики Тыва являются и буддистами, и шаманистами одновременно, не отделяя одну религию от другой. Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетиях в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.

И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.

религия т.jpg

В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.

Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Язык

Тувинский – это тюркский язык. Ученые относят его к саянской (тобасской, уйгуро-огузской) группе. Тувинский язык имеет четыре диалекта: центральный (лежит в основе общенационального разговорного и литературного тувинского языка), западный, тоджинский и юго-восточный.

Главное отличие тувинского от других тюркских языков заключается в том, что он испытал на себе очень сильное влияние монгольского языка. Это проявляется и в фонетике, и в словообразовании, и на других уровнях языка. Подсчитано, что количество заимствованных из монгольского языка слов составляет в тувинском примерно двадцать процентов.

В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ.

По некоторым источникам, Республика Тыва входит в число немногих российских регионов, где большинство жителей совсем не говорит по-русски (или говорит не очень хорошо). В РФ тувинским языком владеют  252 953 человека.

Традиционная и современная культура

Традиции и обычаи

Тувинцы – народ щедрый и гостеприимный. В старину в тувинских деревнях существовал интересный обычай. Когда в поселении кто-то забивал быка, то должен был поделиться с каждым соседом хотя бы одной колбасой или куском мяса.

До наших дней дошла традиция «хап дуптээр». Когда родственники или гости дарят подарки, мешок из-под них нельзя возвращать пустым. Вот так и получается, что тувинцы привыкли делиться всем друг с другом, а принятый подарок не оставлять без ответного дара.
К гостям своего края тувинцы относятся с не меньшим уважением, нежели друг к другу. Путешественников часто приглашают в свой дом, где в качестве угощения подают «аяк» – чай с молоком.

Самой большой ценностью для тувинцев являются их дети. Когда в доме рождался ребенок, его пуповину подвешивали над колыбелью. Считалось, что она служит оберегом от злых сил до тех пор, пока малыш не подрастет. Если младенца нужно было вынести из дома, родственники обмазывали жиром его лицо, а к одежде пришивали когти медведя.

Родившемуся ребенку тувинцы давали несколько имен, а среди них обязательно должны были присутствовать неприятные, неблагозвучные имена. Такое некрасивое имя отпугивало злых духов, которые терялись во множестве слов.

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.

В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.

трaиции.jpg

Национальный вид спорта

Сегодня тувинцы славятся на весь мир национальной борьбой хуреш. Среди тувинских борцов хуреша есть спортсмены, которые также становились чемпионами мира по борьбе сумо.

нaaдым.jpg

Некоторые историки считают, что состязания по хурешу проводились за тысячу лет до Олимпийских игр. Победитель в хуреше по традиции изображает полет орла. Иногда ему в ладонь кладут кусочек сыра, чтобы он сперва отведал этого угощения сам, а потом разбросал остатки в разные стороны, как бы подкармливая духов гор.

хуреш.jpg

Нaциональные прaздники

Главными национальными праздниками тувинцев можно считать Шагаа, Наадым и моления Цам.

Шагаа является новым годом по лунному календарю, и отмечается в первый день белого месяца. Точную дату праздника определяют ламы. В 2023 году Шагаа был проведен 21 февраля. У тувинцев считается, что Шагаа наступает не в полночь, а утром. Время наступления заветной даты определяется довольно просто. Если человек раскроет ладонь, и на руке будут видны все линии, то день уже наступил. Шагаа всегда празднуется только после окота скота. Это время считается самым благоприятным временем года, когда светлые силы берут верх над темными. Во время праздника у излучины двух рукавов Енисея горят очищающие костры. Перед буддистскими храмами зажигают свои традиционные «сан», где произносятся молитвы и пожелания благих начинаний. Наступление дня проводят в посте, рассказывая сказки и участвуя в народных играх. При первых лучах солнца мужчины должны угостить огонь пищей и прочитать над ним благословения. Хозяйкам следует разбрызгать чай и поприветствовать солнце, землю и саму Тыву.

Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившийся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

●    Горловое пение;
●    Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них — Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
●    Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
●    Стрельба из лука в мишень;
●    Выставка изделий из войлока;
●    Дегустация блюд национальной кухни;
●    Красочное представление по мотивам истории народности.

Если говорить о буддистском танце-обряде Цам, то он распространен не только у тувинцев, но и у бурят. Он обычно приурочен к летним праздникам церковного календаря и служит частью богослужения. Цам является мистерией духовного содержания. Во время этого действа участники, одетые в маски бодхисаттв, побеждают силы зла. Существует и разговорный Цам, который строится не столько на письменных диалогах, сколько на импровизациях. Цам бурятов и тувинцев был заимствован ими из Северной Монголии. Впервые он был исполнен на территории Бурятии в 1877 году. В настоящее время каждый монастырь хранит у себя собственный реквизит для мистерии. Исполнять ее дозволено только специально обученным монахам при большом стечении публики.

Горловое пение хоомей

Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.

Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных.

Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.

Горловое пение хоомей.jpg

Национальный костюм

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.

1646192509_32-klublady-ru-p-obraz-tuvinskii-natsionalnii-kostyum-zhens-33.jpgu7niuosno5h9hbdq37959va1kq20n78m.jpg1646192552_25-klublady-ru-p-obraz-tuvinskii-natsionalnii-kostyum-zhens-25.jpg

В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.

Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

женский костюм.jpgphoto18.jpgtuvintsy-odin-iz-tyurkskih-narodov-rossii.jpg

Быт

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.

Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.

Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ, закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.

Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.

Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

свaдьбa т.jpgjz2lic.jpgnwyk69.jpg

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

●    Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
●    Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

зaнятия т.jpg

Жилье

Традиционное тувинское жилище — юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой — шкурами животных.

В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.

Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.

жилище.jpg

Кухня

Пищу кочевников всегда составляли продукты скотоводства – мясо и молочные продукты, но из этого небольшого ассортимента готовили и продолжают готовить множество блюд. Причем из-за бережного отношения к животным, тувинцы стараются употребить все компоненты туши, которые пригодны для пищи.

Тувинская национальная кухня в основном представлена мясными и кисломолочными продуктами, а вот пищи растительного происхождения в традиционной кухне практически нет, за исключением зерновых культур, которые тувинцами не выращивались, а приобретались у соседей – оседлых народов.

Излюбленными напитками у тувинцев является хойтпак и хымыс. Эти кисломолочные продукты готовят из молока кобылиц и коров. Хойтпак – тувинский айран, а хымыс идентичен напитку других тюркских народов – кумысу. При изготовлении хымыса помимо коровьего и кобыльего молока может также использоваться молоко коз, олених и верблюдиц. Из сквашенного или сброженного молока делают вкусные сыры (быштак) и творог (ааржы – сухой творог из простокваши). А вот в чистом виде молоко практически не используют, разве что добавляют в чай.

хойтпак.jpgбыштак.jpg

Чай тувинцы употребляют по традиции жителей стран Азии – с молоком, солью и маслом. Принцип приготовления чая на Дальнем востоке и в странах Центральной и Средней Азии примерно одинаков, поэтому тувинский чай (суттуг шай) очень похож на калмыцкий, алтайский, монгольский, тибетский, узбекский и др.

чaй.jpg

Тувинское ритуальное блюдо ужа готовится из курдючного барана. Пуцой называют манты или крупные тувинские пельмени, приготовленные на пару. Начинкой также служит баранина (нарезанная на кусочки). Манты с отверстием в верхней части получили название бууза. Есть еще одни тувинские пельмени из мелко нарезанной баранины в качестве начинки – манчы. Тувинские пельмени кулак манчы называют пельменями шагаа (новогодними пельменями для тувинского Нового года).

бууза.jpg

Кара мун – традиционный тувинский суп, название которого переводится как «черный бульон». Такой характерный темный цвет получается от варки баранины и бараньих субпродуктов. Под конец варки добавляют крупы или домашнюю лапшу.

Еще есть тувинские чебуреки из баранины – хуужур и масса других блюд. Интересную закуску представляет из себя тараа из проса. Обжаренные и очищенные зерна заваривают горячим чаем в пиале. Чай выпивают, а в набухшие зерна добавляется каймак (или сметана).

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.