Тоджинцы — субэтнос тувинского народа, компактно проживающий на востоке Тувы в Тоджинском кожууне. От западных тувинцев, занимающихся, помимо охоты, скотоводством, тоджинцы отличаются преобладанием такого традиционного типа занятия, как оленеводство.
Результаты Всероссийской переписи населения 2020 года показали, что численность тувинцев-тоджинцев в РФ возросла с 1 858 до 7 278 человек за 10 лет. Основное население тоджинцев сосредоточено в Республике Тыва – здесь проживает 7189 представителей данной национальности. В остальных субъектах Российской Федерации можно встретить лишь единичных представителей этого этносa.
Значительную роль в жизни тоджинцев играли шаманы, совершавшие культовые обряды, участвовавшие во всех значительных родовых событиях, проводившие камлания и праздники. Традиционная одежда шамана — куртка куяк из оленьей шкуры с вышитой фигурой скелета человека, березовый жезл, шапка с птичьими перьями, бубен. Считалось, что настоящий шаманский дар передается по наследству. Выделялось несколько типов служителей культа по происхождению от:
● Злых духов, называвшихся «аза».
● Духов неба.
● Духов–передков.
● Водных и земных духов.
● Недобрых духов «албыс».
Тоджинцы одушевляли объекты живой и неживой природы, населяли окружающий мир добрыми и злыми духами. Последних обвиняли во всех бедах, особенно если дело касалось оленей. Обряды и моления проходили в специально выбранных священных местах, считавшихся обиталищами духов.
Хозяину тайги молились у дерева необычной формы со спутанными ветвями: на него вешали цветные ленты из материи, оленьих волос. Духам гор молились на не заросших лесом плоских перевалах, где сооружали импровизированный алтарь из камней. Наряду с шаманизмом в регионе до прихода советской власти процветал буддизм ламаистского типа, возрождающийся в последние годы.
Язык тувинцев–тоджинцев относится к восточному диалекту тувинского языка. Тувинский язык (по классификации Н. А. Баскакова) относится к уйгурской группе восточной ветви тюркских языков. Самоназвание его носителей – Тыва. А в языке тувинцев– тоджинцев выделяются таежный и речной говоры, между которыми наблюдаются ощутимые различия на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Интересны свадебные традиции тоджинцев. В свадебный обряд входило сватовство (нередко малолетних), в процессе которого договаривались о калыме (халын), размер его зависел от состоятельности родителей жениха. В середине ХХ в. калым мог состоять из нескольких оленей, лошади, ружья, бронзового котла, других предметов утвари, а иногда — лишь из нескольких мешков сушеной сараны и дюжины беличьих шкурок. Если родители жениха не могли выплатить калым до свадьбы, то муж жил в семье жены до окончательного расчета (отработка за жену). Нередко и при выплаченном калыме жених до месяца жил в чуме родителей невесты, помогая им по хозяйству. Случаи многоженства были редки.
Женщины по традиции рожали не лежа, а полусидя или стоя на коленях. Колыбель (кавай) отец ребенка делал из бересты (у оленеводов) или дерева (у скотоводов). Детей никогда не били, рано приучали к труду.
У оленеводов было известно два способа погребений: воздушные — на помостах (арангасах) и на земле, в невысоких срубах, подобных тофаларским. Скотоводы хоронили умерших по обрядам ламаизма, оставляя их на земле в местах, выбранных ламами.
Богатый фольклор тоджинцев (легенды, предания, сказки, песни, пословицы, поговорки и загадки) сохраняется до сих пор. Предания имеют в своей основе подлинные исторические факты. Таково, например, повествование о Хурулмае — одном из наиболее влиятельных тувинских князей XVIII в., восставшем против маньчжур и бежавшем в Тоджу. Сказки (тоол) рассказывали только после захода солнца.
Широко распространены лирические песни (ыр). Как и у тофаларов, они в основном одноголосны и нередко сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. Одним из любимых мужчинами инструментов была дудка с тремя небольшими отверстиями (шоор). Для ее изготовления из пищевода марала извлекали внутреннюю оболочку и натягивали на кору тальника. На деревянном или железном варгане играли преимущественно женщины и подростки. Известны также двухструнный смычковый инструмент (игил), струнный щипковый инструмент (чадаган) с корытообразным корпусом, выдолбленным из кедра, и 4—8 волосяными или сделанными из кишок животных струнами. Под каждой струной имелась подставка из лодыжки животного, передвижением которой производили настройку. На чадагане играли преимущественно мужчины.
Мужская и женская одежда не имела существенных различий. Основной вид верхней одежды оленеводов — шуба (хаш тон). Летняя — из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги, прямого кроя со вставными клиньями у пояса, прямыми рукавами и глубокими прямоугольными проймами. Одежду запахивали направо. Зимой носили также шубы из шкур лося или косули мехом внутрь. К левой поле летней и зимней одежды иногда пришивали полоску темной ткани или кожи с головы лося, служившую карманом (оорук). На промысле подпоясывались ремнем, нередко из кожи косули с копытцами на концах. К поясу подвешивали различные охотничьи принадлежности (саадак). Во время оттепелей надевали короткую доху мехом наружу (чагы, хевенек). Летом носили рубашки из ткани, штаны из косульей ровдуги, реже — из ткани, зимой — из шкуры оленя мехом внутрь. Оленеводы предпочитали капорообразный головной убор, сшитый из двух половинок, мехом наружу, скотоводы — меховую прошитую шапку с высокой тульей. С конца XIX в. женщины стали носить платки из китайской ткани далембы. Зимнюю обувь шили из камуса мехом наружу с голенищами до колен (бышкак идик). Летом у оленеводов в ходу была ровдужная обувь (хаш идик), а у скотоводов — монгольского типа (с загнутым кверху носком и косым срезом голенища) из коровьей кожи. Весной и осенью надевали чулки из косульей ровдуги (ук); в стужу — два чулка: внешний — длиной до колена, мехом наружу; внутренний — длиной около 20 см, мехом внутрь.
Украшениями служили серебряные перстни — по нескольку на пальце, серьги из серебряной проволоки, чеканные серебряные браслеты.
Мужчины вплоть до начала ХХ в. сбривали волосы с передней части головы, а на темени заплетали косу, бороду выщипывали; женщины носили косы, иногда вплетая черные шелковые нитки (бежинкара).
В настоящее время тувинцы–тоджинцы образовали свою Ассоциацию «Тос–Чадыр» (Берестяной чум), куда входят около 1100 индивидуальных членов, пять родовых общин («Сыстыг–Хем», «Улуг–Даг», «Одуген», «Хам–Сара», «Тере–Хол»). Она выполняет функции органа самоуправления. Помимо того ассоциация установила связи с Союзом оленеводов России, с помощью которого намерена возродить оленеводство и создать в Туве резервное племенное хозяйство по разведению тувинской породы оленей – самой крупной в России. Поскольку тувинцы–тоджинцы проживают в отдаленном труднодоступном Тоджинском кожууне, занимаясь оленеводством и охотой, в рамках государственной политики в отношении малочисленных коренных народов органами местной власти оказывается всемерная поддержка в вопросах защиты среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и социального развития. Вместе с тем созданный при правительстве Тувы в апреле 2016 г. совет тувинцев–тоджинцев должен способствовать активизации данной работы.
У тувинцев–тоджинцев господствовала моногамная форма семьи. Брать себе жену или вступать во внебрачные половые отношения можно только с женщинами из другого рода.
В социальной организации тувинцев–тоджинцев важную роль играл род сеек. Роды были связаны экзогамией (брать жену можно было только из другого рода), осознавали свою принадлежность к одному роду, вели свое происхождение от общих предков, сохранили память об общей территории расселения и имели общее родовое имя. Роды насчитывали в среднем от одного до нескольких семей.
Каждый род имел свое священное дерево, у которого все члены одного рода обращались к «хозяину тайги» с просьбами, в знак уважения преподносили подарки — различные ленточки, конские, волосы и др.
Род сохранял и функции родовой общины, объединенной хозяйственными и социальными связями. Аалы восточных тувинцев обычно включали представителей разных родовых групп. Так, в летнее время года в аалы входило до 20 семей (по данным Венкеля, посетивший Тоджу летом 1916 г., аалы оленеводов включали от 3 до 16 чумов). В зимнее время аал состоял из 2–5 семей; ранней весной аалы вновь укрупнялись. Между отдельными аалами имелись заметные имущественные различия. Каждому аалу принадлежала постоянная кочевая территория, пастбища для скота и промысла.
Семья играла важную роль в социальной жизни тоджинцев. Так, только семейных человек имел отдельный дом (юрту, чум). Выражение оглээр «обеспечить юртой» являлся синонимом «жениться или выйти замуж».
Создание семьи для тоджинцев было обязательным. Поставить на ноги ребенка — это значит женить или выдать замуж. Представления о браке выражены в поговорке: «У тувинца три тоя: когда родится, когда женится, когда умрет».
Традиционное занятие тоджинцев, выделявшее народ из прочих тувинцев — оленеводство, относящееся к особому, саянскому типу. Оно отличается использованием оленей в транспортных целях с применением седла и вьюка. Количество оленей определяло статус семьи, исторически создавая ярко выраженное социальное неравенство среди народа.
Зажиточные тоджинцы имели стада до 600 голов, бедными считались семьи менее чем с 10 оленями и безоленные. Часто бедные тувинцы объединялись в единые стойбища, что помогало им выжить.
Стада выпасали круглый год, перемещаясь между пастбищами до 10 раз за сезон. Практиковали вольный выпас без пастухов и собак. Придерживались принципа бережного отношения к природе, не возвращаясь на покинутые пастбища 3-4 года, чтобы выеденный ягель успевал восстановиться.
Оленей забивали редко, в основном использовали для перемещения между охотничьими угодьями.
Было известно три типа седел: верховое, вьючное и детское. Седло клали почти на середину спины оленя, лишь передняя часть его ложилась на лопатки. Взбирались в седла с различных возвышений, иногда с деревянных кольев. Недоуздок (баг) состоял из ременной обороти на морде оленя и двух ремешков–вязок, охватывавших затылок. От нижней части обороти отходил ременный повод, пропускаемый при езде с левой стороны животного. Аргиш — караван (кожуглуг мал) состоял из нескольких, обычно трех–четырех, оленей. Лошадей оленеводы держали очень редко.
Основным источником существования охотников–оленеводов была и остается охота. Ею занимались мужчины. Женщинам по сложившимся традициям запрещалось даже прикасаться к оружию. Нередко вместе со взрослыми в промысле зверя участвовали мальчики, начиная с десятилетнего возраста. Добывали лося, косулю, марала, белку, соболя, выдру, лисицу. На промысел белки, обычно в конце сентября, выезжали группами по два—четыре человека на оленях или лошадях с собаками. Охота на соболя начиналась с первым снегом, обычно в середине октября, и продолжалась до конца ноября—декабря, когда снеговой покров становился непроходимым для собак. Еще на рубеже XIX—XX вв. соболя добывали только на родовых территориях. На копытных охотились круглый год. Косуль добывали, как правило, недалеко от стойбищ, для промысла крупных копытных уходили в «далекую тайгу», нередко за десятки километров. Передвигались на лыжах (хаак), подшитых мехом, и голицах, упираясь в землю палкой (даяк), имевшей на верхнем конце лопатку или металлический крюк. Весной, покидая охотничьи стоянки, лыжи вешали на деревья и оставляли до осени. В первой половине XIX в. наряду с ружьями, главным образом кремневыми, еще применяли лук (ча), но к началу ХХ в. им уже не пользовались. Единственным самоловным орудием оставался лук–самострел (ая), которым добывали копытных, соболя, белку, лисицу, медведя, волка, бобра и др.
Западные тувинцы не занимались рыболовством, считая речных обитателей нечистыми. Тоджинцы ввели рыболовство в число основных промыслов, однако рыбу также не жаловали, называя ее «суг курту», что значит «водяной червь». Отношение идет от верований народа в воду, как источник жизни, саму жизнь. Рыбы же, по аналогии с человеческим организмом, воспринимались в качестве паразитов. Рыболовство играло важную роль в торговле, помогало спасаться от голода, если иной пищи не было.
Важную роль играло собирательство, в основном луковиц сараны. Женщины выкапывали их корнекопалкой. Луковицы сушили на помосте из тонких планок, под которым разводили костер, хранили в кожаных сумах. Рыболовство имело сравнительно небольшое значение. Рыбу ловили весной и осенью; зимой — в полыньях волосяной сетью (четки), острогой (серээ), багром (тыртпа), ловушками–мордами (бара).
Тоджинцы имели постоянные и временные жилища, что обуславливалось кочевым образом жизни. Летом на местах стоянок охотничьего и рыболовецкого промысла ставили легкие чумы конической формы. В теплое время укрывали берестой, в холодное — шкурами оленей, лосей.
На месте зимней стоянки устанавливали полуземлянки с двускатными крышами. Позже начали строить каркасные дома из жердей, простейшие четырехугольные срубы без окон. К XIX-XX векам переняли четырехугольные срубы на манер русской избы, многоугольные дома типа монгольских юрт.
В центре дома и чума размещали очаг, сверху вешали жерди, цепи для котла. Домашнему очагу придавалось большое значение, сохранившееся со времен первобытного строя. Огонь никогда не должен был гаснуть, горящие угли из семейного очага запрещалось выносить людям другого рода. Существовал обряд кормления огня: в него кидали лучшие куски пищи, благодарили и просили защиты у духа огня. Специальной ложкой коскарак, выполненной из корней деревьев и испещренной небольшими дырками, устраивали домашние окропления жилища, огня, оружия.
Пол укрывали берестой, хвойными ветками, на стенах на крючках размещали мешки и емкости из кожи, пузырей животных с мукой, чаем, сараной, молоком. В правой части чума оборудовали женскую половину, где хранился домашний скарб. Посуду изготавливали из бересты, узоры на материале часто выдавливали зубами. Традиционный способ хранения вещей — использование парных мешков из камуса, перекидывавшихся через оленью спину.
В левой части жилища находилось оружие, к которому женщине запрещалось прикасаться, перешагивать через него. В дальней части дома, расположенной за очагом, напротив входа, находилась зона приема гостей. Здесь же размещались домашние идолы: антропоморфные, анималистические фигурки.
Основная пища — мясо копытных, сваренное в подсоленной воде или жаренное на палочках, воткнутых в землю у очага. Вялили мясо очень редко. Оленеводы заправляли чай оленьим молоком. Из него готовили также сыр (быштак), простоквашу (тарак), а с наступлением холодов его замораживали в очищенных кишках животных.
Молочная пища в рационе скотоводов имела большее значение, чем у оленеводов. Из молока сбивали масло (саржаг), готовили блюда из пенок, снимая их с кипяченого молока, делали молочную водку (арага). Масло ели с жареным толченым просом (тараа) и ячменем (арбай). Сушеные луковицы сараны запивали чаем; из толченых клубней варили густой суп, иногда с добавлением молока (айлыг будаа). Сушеную сарану брали на охоту. Часто пили подсоленный чай.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.