66
Туркмены

Территориальное расположение и численность

Основная часть народа проживает на территории Туркмении, Ирана, Афганистана. Живут туркмены в Узбекистане, Турции, Пакистане, Украине, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии.

Согласно данным переписи населения 2020 года в РФ проживает 41 338 представителей туркменского народа. Наибольшее количество в Ставропольском крае - 15 100 чел.; 
Астраханская область - 2 777;
Республика Татарстан - 2 514;
г. Москва - 2 015;
Московская область - 1 621.

Религия

Как и в других странах Центральной Азии, население Туркменистана исповедовало зороастризм, буддизм, христианство. Начиная с VII — VIII вв. с момента арабского завоевания господствующей религией становится ислам. Сегодня верующие жители Туркменистана в подавляющем большинстве — мусульмане-сунниты ханифитского толка. Небольшая часть местного населения, выходцев из Ирана, - мусульмане-шииты. Большую роль в туркменском обществе на протяжении веков играл суфизм — мистическое направление мусульманского вероучения, для которого характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога.

В XX веке здесь образовалась большая община европейского по происхождению населения. Это православные христиане, католики и лютеране. На территории государства представлены христианская православная и католическая церковь, ряд других религиозных конфессий.

Язык

Туркменский относится к огузо-туркменской группе языков и входит в тюркскую семью. С 1940 года в Туркменской ССР во многих сферах общественной жизни начал активно использоваться русский, который стал не только официальным языком, но и языком науки, высшего образования. С самого рождения большинство усваивало этот язык как второй родной.

Раньше для письма использовалась арабская графика, но некоторые буквы не могли правильно отразить фонетику туркменского. В 1922-1924 году были добавлены диакритические знаки, которые ставятся перед и после гласных.

В 1920-х годах, после проекта латинизации, начался переход на яналиф — новый тюркский алфавит.

Официально в 1929 году туркмены перешли на латинский алфавит. Яналиф продолжал использоваться в литературе, школах, государственных документах до 1940 года.

Проект кириллизации начался в конце 1930-х годов. В 1940 был опубликован первый туркменский алфавит на кириллице, он использовался в Туркмении до 1993 года. За пределами государства применяется и сегодня.

После распада СССР был создан новый алфавит, который утвердили в апреле 1993 года. Позже он снова претерпел изменения и с 2000 года является единственным допустимым во всех официальных сферах Туркмении.

По данным переписи 2020 года, в РФ туркменским языком владеют 27 037 человек.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Традиционный туркменский мужской костюм включает простые черные брюки, обувь, белую рубашку, которая украшена вышивкой на воротнике и пальто. Поверх костюма надевается широкий пояс красного цвета, сшитый из тонкого шелка, называемого «кетени». В качестве головного убора используется шапка из овечьей шерсти, называется она «тельпек» и считается главным предметом костюма, отражающим национальную принадлежность туркменского народа. Тельпек может быть белого, коричневого или черного цвета, при этом цвет головного убора мог многое рассказать о его владельце.

Другие элементы традиционного туркменского костюма – это «доны» (традиционные халаты) и «хатья» (тюбетейки с узорами из тонкой вышивки).

В качестве обуви принято носить туфли с изогнутым вверх носком или сандалии, надеваемые поверх шерстяных чулок. Знатные и богатые туркмены носили сапоги на каблуке, выполненные из тонкой кожи. Также были распространены мягкие сапоги «ковуш», поверх которых надевались кожаные галоши.

В женских народных туркменских костюмах преобладают многочисленные оттенки красного цвета, который символизировал могущество и силу природы. Туркмены приписывали ему магические свойства: защиту от сглаза, помощь в деторождении и сохранении здоровья.

Воротниковая часть и рукава женских рубах и халатов традиционно были покрыта узорами. Для разных районов страны характерны индивидуальные цвета и орнаменты. Такие украшения выполнялись методом вышивки по ткани. Мастерицы знали различные швы и техники исполнения узора, поэтому готовый костюм всегда получался уникальным.

В состав женского костюма входит платье или рубаха прямого покроя, штаны, халат и головной убор. Женская рубашка отличалась от мужской сорочки количеством украшений, формой воротника и длиной. В качестве материала для женских рубах в основном использовался домотканный шелк малинового, красного или темно-бордового цветов. Женщины в возрасте носили рубахи с меньшим количеством вышивки и более темных оттенков.

Традиционный костюм туркменских женщин невозможно было представить без оригинальных украшений, которые служили оберегами и амулетами. В украшениях часто можно встретить стилизованные изображения насекомых и животных, которые в представлении древних туркмен были связью человека с силами природы. Девочек с детства приучали носить украшения, как правило, начиная с 3-4-х лет от роду. На одежду детям нашивались бусины и пуговицы из перламутра, а на руки надевались изящные браслеты. Чем старше становилась девочка, тем больше украшений она носила.

Ювелирные изделия, которые создавались мастерами в Туркмении, это наиболее яркое проявление культуры местного народа. Браслеты, броши, кулоны, кольца, серьги и многие другие изысканные украшения стали неотъемлемой частью женского образа и традиционного женского костюма.

1645160111_47-uhd-name-p-turkmenskie-ukrasheniya-devushka-krasivo-f-50.jpg1615908794_9-p-natsionalnaya-odezhda-v-turkmenii-9.jpg_TUR9544-L.jpg

Музыка

Весомой популярностью у туркменов пользуются народные песни, называемые «айдым». Это бытовые песнопения, раскрывающие суть повседневной жизни народа.

Старинный песенный фольклор представлен в основном любовно-лирическими песнями, которые делятся на мужские и женские. В мужских песнях встречается большое количество образных оборотов: метафор, сравнений и эпитетов. Женские песни называются «ляле» и описывают личные чувства девушки и нередко затрагивают тему тяжелой женской доли.

Песня в старину была неотъемлемой частью быта и сопровождала каждую сторону человеческой жизни. Имелись особые песни для занятия бытовым трудом; существовали обрядовые песни; отдельные мелодии и мотивы исполнялись во время праздничных торжеств. Некоторые фольклорные песни туркмен со временем трансформировались. Так, столетия назад у местных жителей существовал обряд «Суйт Газан», во время которого пелись особые песни. Суйт Газан был древним богом, который покровительствовал туркменам в быту и мог прислать на засушливую землю дождь.

Пение осуществляется в оригинальной манере. Поют певцы, сильно напрягая голосовые связки, очень высоким голосом, который резко сменяется тихим звучанием дутара. Из-за кочевых условий жизни в пустынном и степном ландшафте, туркмены привыкли разговаривать громко, отсюда произошла и такая манера пения.

Музыкальные инструменты туркменского народа.
Дутар – струнный музыкальный инструмент. Слово происходит от двух иранских слов: ду - два, тар – струна.
Самый древний музыкальный инструмент (около III в.) - оскар. Это духовой керамический инструмент, по звучанию похожий на флейту. 
Гопуз - струнный щипковый инструмент, оснащенный вибрирующим при игре язычком. Музыкант придерживает инструмент губами и одновременно манипулирует языком. Так рождается очень необычный звук.
Популярный струнный инструмент туркмен - гиджак. В отличие от дутара, на нем играют с помощью смычка. Его прозвали восточной скрипкой.
Туйдук - духовой инструмент (наподобие сурная). Туркмены говорят, что Адам, вылепленный из глины, не имел души. Мелодичной игрой на туйдуке архангел Джебраил оживил его. В изобретении туйдука, по туркменскому народному поверью, большую роль сыграл черт. В Туркмении до сих пор бытует древний ритуал приглашения гостей на торжество. Два туйдукчи становятся друг против друга, поднимают инструменты вверх и играют в унисон. При этом они совершают магические круговые движения, напоминающие о былой связи этого ритуала с шаманством.

turkmenistan-folklore.jpg

Танцы

Одним из главных национальных танцев туркменов является обрядовый танец «куштдепди». Сейчас его исполняют на праздничных мероприятиях в качестве развлекательной программы, однако танец этот имеет древнее происхождение.

Танец начинается с плавных движений девушки и юноши, которых окружают другие танцоры, мерно прихлопывая в ладоши. Во время танца исполняются четверостишья «газала», каждое из которых завершается громкими восклицаниями: «ух-ху», «эй-ха», «кушт-кушт». Танцоры в центре определяют ритм танца, им вторят окружающие, расположенные вокруг них. Как правило, танец «куштдепди» оканчивается громким криком «хув-хак», после чего все танцоры останавливаются и подносят ладони к лицу. Танец исполняется в традиционных туркменских костюмах темно-малинового, красного и бордового цветов.

танцы.jpgтанцы 2.jpgтанцы 3.jpg

Литература

В начале XIX века в туркменской литературе появилось большое число прозаиков и поэтов, которые создавали свои произведения на туркменском языке. Среди них – Шабенде – известный поэт и писатель, автор рассказов и романов о народных героях, смело сражавшихся против врагов.

Другой известный туркменский автор - поэт Молланепес, написавший знаменитый роман «Зере ве Тахыр», в котором разоблачается предательство придворных и шахов. В поэзии Молланепеса ярко заметны красочные образы главных героев, а сами произведения отличаются богатством языка.

Поэты 1-ой половины XIX века (Зелили, Сейди, Кемине) в своих произведениях затрагивали социальные проблемы и в лирической форме повествовали об объединении туркменских племен и борьбе за свободу. Поэт Зелили разоблачал взяточников и осуждал жестокое отношение правителей к простому народу.

В середине XIX века появляются такие поэты, как Зынхари, Байлы, Досмяммет, Ашыки, Аллагулы, Аллазы, Хусуп Ходжа, Гараоглан, но произведения этих авторов были утеряны, а их стихи сохранились лишь в народной памяти.

В начале XX века в туркменской литературе появляются новые темы: критика невежества мусульманского духовенства, осуждение традиционного уклада жизни, а также просветительские идеи. Об этом писали такие авторы, как Бишаре Мохаммета Гилича, Моллы Дурди и другие.

В Советское время в Туркменистане появились писатели и поэты, которые создавали произведения, соответствующие линии партии. Первым советским туркменским поэтом был Молла Мурт, который с момента установления советской власти прославлял социализм, донося свои мысли понятным народу, простым языком. В сфере прозы выделился Агахан Дурдыев, создавший поэмы «Волна ударников», «Гурбан», «В море грез», «Красавица в когтях орла», «Мерет» и другие. Многие авторы посвящали свои труды проблемам эмансипации женщин Востока, строительству канала в пустыне Гарагум и подобным темам. Наиболее известной фигурой в литературной сфере был туркменский поэт Берди Кербабаев, который ратовал за установление новых нравственных норм советского толка и избавление от пережитков старой жизни.

После распада СССР и провозглашения независимости Туркменистана литературные веяния в стране существенно изменились. Писатели сосредоточились на личности отдельно взятого человека, тщательно описывали мир главных героев, их чувства и переживания. Фокус внимания сместился на персоналии и описание индивидуальностей.

Многие туркменские писатели современности, такие как Оразгулы Аннаев, Гурбанназар Оразгулыев, Гурбаниаз Дашгынов широко известны не только в Туркменистане, но и в других странах мира.

Изготовление ковров

Ковер – это настоящий символ Туркменистана, как тюльпаны в Голландии, самовар в России.  Гёли (узоры в рисунке ковра) передают древние заветы почитаемого в стране Огуз-хана – легендарного героя, который считается прародителем всего туркменского народа. Ковры в Туркмении, как правило, выполняются в красных оттенках, а орнаменты имеют строгую геометрическую структуру. Однако несмотря на схожие элементы в дизайне туркменских ковров, каждое племя в стране имеет индивидуальный рисунок и уникальный орнамент, который никогда не повторяется.

Некоторые специалисты считают, что в основе гёлей лежит символ солнца, а появилась традиция включать геометрические орнаменты в ткань ковра еще тысячи лет назад, когда на этих землях торжествовал культ солнца.

Ковер из Туркменистана – это подлинное произведение искусства, на создание которого бросается огромное количество времени и сил. За один час мастерица создает не менее 3000 узлов и производит огромное количество ударов железным гребнем. За одну рабочую смену количество ударов доходит до нескольких тысяч, при этом вес гребня зачастую достигает 1 кг. Такая работа производится изо дня в день на протяжении нескольких неделей и нередко - месяцев.

Изначально ковры в Туркменистане были исключительно практичным элементом быта. В древности кочующие племена владели несколькими разновидностями ковров, каждый из которых имел индивидуальное назначение. К примеру, ковры-намазлыки использовались для чтения молитв, ковры-асмалыки – для празднования семейных торжеств, ковры-чувары заменяли собой комоды и гардеробы, а ковры-гапалыки служили для утепления и украшения жилищ. С помощью ковра можно разделить помещение на отдельные комнаты, украсить спины коней и верблюдов, расстелить в поле, чтобы почувствовать себя дома. Переход туркмен к оседлому образу жизни позволили сделать из древнейшего мастерства настоящее тонкое искусство. Навыки изготовления ковров передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

ковры.jpg

Обычаи и традиции

Туркменское гостеприимство – самый определяющий признак этого дружелюбного народа. Туркмены часто складывают мнение о человеке по тому, как он принимает гостей. Гостя приветствуют словами «Хош гелдиниз!» и, кроме того, произносят ритуальные фразы: «Как мы рады вас видеть! Какую честь вы нам оказали!». Традиции Туркменистана уходят глубоко в прошлое.

Скатерть, на которой расставляют блюда с едой, считается священной, и наступать на нее грех. Прежде чем приступить к приему пищи, каждый по традиции возносит хвалу Господу. На Востоке говорят: «Гость – от Аллаха!» Отсюда следует, что хорошо принять гостя – не только обязанность, но и священный долг хозяина. Эта традиция зародилась в древности и прочно укоренилась в сознании современных туркмен. В те времена это была элементарная форма защиты. Люди не перенесли бы тягот пустыни, не выжили бы без поддержки друг друга. Поэтому человеку, не оказавшему гостеприимство путнику, выражали презрение даже его родственники.

Туркмены всегда считали хлеб и соль святыми продуктами. Наступить на них – значит навлечь беду.

Почтительное отношение к старшим  основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться.

Туркмены высоко ставят понятие чести. «Моя честь – это честь моей семьи, моего племени, моего народа», - любят повторять они. У туркмен сильно развит так называемый дух родства.

Туркмены всегда ценили искренность. «Говори правду, даже если она против тебя» – гласит народная мудрость. Почитаются долг и обязательство, осуждаются легкомыслие и болтливость.

В туркменском обществе всегда негативно относились к злословию, считая, что «тот, кто сплетничает с тобой, сплетничает и в твой адрес». И, конечно же, осуждались такие недостойные черты, как трусость, малодушие, неблагодарность.

Практически вся свадебная одежда туркменских женщин выполняла и роль оберега. Наряд новобрачной состоял из различных амулетов, призванных защитить ее от вредоносных сил, помочь сохранению здоровья и принести благополучие.

Чтобы скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту с головой закрывали накидкой. Увешивали ее амулетами и талисманами, которые, как считалось, обладали охранительной силой.

Во все виды свадебной одежды вшивали нитки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки, бусы с «глазками» и т.д. К накидке пришивали треугольный мешочек с углем и солью (считалось, что соль имеет охранительное значение).

По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.

Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале – башсалма обряд смены девичьего головного убора – тахьи - на женский (после свадьбы).

Ритуал обставлялся торжественно, сопровождался символической борьбой женщин и девушек за невесту. Подруги, окружавшие молодую, в последний раз пытаются отстоять ее, но, как всегда, победу в этой шутливой потасовке одерживают женщины, в чей стан теперь и переходит невеста. Затем на свадебную накидку молодой женщины набрасывают уздечку из сплетенных цветных шнурков «аладжа». Жених трижды дергает уздечку, как бы срывая девичий головной убор. После этого голову невесты покрывают большим белым платком, подаренным почтенной многодетной женщиной, а тахью передают младшей сестре жениха.

Смысл старинного обряда состоит в том, что по древним поверьям благодать носительницы тахьи должна перейти к другой девушке и она тоже благополучно выйдет замуж, родит много детей, ведь главное предназначение женщины – быть женой, матерью, продолжательницей рода. Передавали тахью с пожеланиями: «Санада той этмек несип этсин!» («Пусть и у тебя будет свадьба!»)

turkmenistan-culture5.jpg

Народные праздники

День «Капля воды - это зерно золота» (первое воскресенье апреля). Дефицитным ресурсам воды в этой пустынной стране уделяется особое внимание. Жители Туркменистана ценят любой повод, чтобы в очередной раз отметить для себя, насколько ценной является вода в жизни человека.

День туркменского ковра (последнее воскресенье мая). Ковроткачество в Туркменистане является одним из главных ремесел и национальным достоянием. Туркменские ковры получили особое признание во всем мире и не раз участвовали в международных выставках, ярмарках и конкурсах. Лучшее место для празднования: Музей туркменского ковра в Ашхабаде.

День туркменской дыни (второе воскресенье августа). Урожай дыни в Туркменистане собирают в августе. В день дынного фестиваля все его посетители смогут попробовать самые разнообразные сорта этой бахчевой культуры.

День нейтралитета (12 декабря) – второй по значимости государственный праздник в стране, который отмечается концертами и массовыми гуляниями. Лучшее место для празднования: Ашхабад.

Навруз. Этот праздник отмечают с особой торжественностью. В буквальном переводе Навруз – это «новый день». В каждой туркменской семье принято готовить угощения, приглашать гостей и самим ходить в гости. На стол помимо прочего подают блюда из пшеницы, главное из которых называется семене. Это связано с тем, что после праздника в Туркменистане обычно начинаются сельскохозяйственные работы. После трапезы туркмены участвуют в традиционных играх, а в конце дня совершают обряд разжигания костра, через который принято прыгать.

Культура туркменов настолько тесно связана с лошадьми, что каждое последнее воскресенье апреля в стране отмечают День туркменского скакуна. В этот день проходят ярмарки, выставки, конкурсы красоты для лошадей и, конечно, скачки. Лошади ахалтекинской породы похожи на ожившие статуэтки – они грациозны, тонконоги и изящны. У них очень тонкая кожа и лоснящаясяя шерсть с серебряным или золотым отливом.

день скакуна.jpg

Быт

Жизнь

Традиционным занятием народа является кочевое скотоводство и поливное земледелие. Раньше туркмены вели полукочевой образ жизни, поэтому в селе население делилось на оседлых земледельцев и скотоводов. На западе развито было скотоводство, разводили верблюдов, овец, лошадей. Проживающие в оазисе выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго, разводили крупный рогатый скот. В середине 19 века туркмены начали активно заниматься шелководством, ковроткачеством. У женщины было много обязанностей по дому и хозяйству: уход за детьми, обработка шерсти, войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров для топки, уход за скотом.

9.jpg

Жилье

Традиционное жилище туркмен — юрта гара-ой. В оазисах были глинобитные жилища постоянного типа, они состояли из 1-3 комнат. Были дома (там) из сырцового кирпича, с плоской крышей. Прикаспийские туркмены строили жилища из дерева на сваях. Сегодня обычное сельское жилище туркмена — это 3-4 камерный дом с большими окнами, из обожженного или сырцового кирпича, крыша двускатная или четырехскатная, из шифера или железа. В доме есть айван — крытая веранда, где летом спят и отдыхают. На задней части двора расположены хозяйственные помещения. Юрты используют как летнее жилище на усадьбе, строят их чабаны на отгонных сезонных пастбищах.

10.jpg

Семейный уклад

Было распространено многоженство. Положение женщины, особенно в больших семьях, до сих пор остается тяжелым. Нелегко девушке после замужества. Обязанностей у нее много, при совершенном отсутствии прав. Сразу после свадьбы ей говорят о правилах в доме, запретах по отношению к старшим родственникам мужа. Раньше она была обязана закрывать себе рот концом платка для головы. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. Обращаться напрямую к мужчинам, которые являются родней мужа, было категорически запрещено. Если она что-то хотела им сказать, должна была передать это через мальчика. Постепенно, с возрастом, положение молодой женщины улучшается, когда она становится в семье старшей по возрасту «кейваны». Ее считают госпожой над своими невестками и младшими женами мужа. С мнением кейваны считаются, слушают ее советы, не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она становится главой семьи.

Сыновья, несмотря на самостоятельность, всегда приходят к матери за советом и слушают ее указания. Это считается крайне важным.

В малой семье главным над супругой является только муж. При желании он может с ней развестись без ее согласия. Жена имеет право требовать развода только в редких случаях. Раньше, если муж пропал, оказался в плену, пускался в бега, скрывался из-за кровной мести, его супруга не имела права выходить замуж снова, должна была ждать его дома. Нельзя было уходить из дома далеко. Если нужно на рынок — только в сопровождении мужа, если она уходила далеко в гости к родным, ее сопровождала пожилая родственница мужа.

После смерти супруга часто родственники отдают жену в замужество другому мужчине, при этом дети остаются в доме мужа. Допускается левират — брак с братом мужа. Часто вдова соглашалась на него, чтобы остаться рядом со своими детьми. Она могла откупиться от повторного замужества, но тогда за ней пожизненно закреплялся статус вдовы.

Измена женщины у туркменского народа каралась смертью прямо на месте преступления. Дочь могут продать в рабство человеку, которому ее отец задолжал. Если у девушки из бедной семьи даже не было приданого, ее мог забрать замуж любой желающий. При этом она не могла рассчитывать на поддержку своей семьи и родных.

5.jpg

Кухня
tradicii-turkmenskogo-naroda-1.jpg

Основное блюдо туркменской кухни плов «аш», рецептов приготовления которого существует несколько десятков, но основные ингредиенты — рис и мясо (птица, баранина). Обязательно в плов добавляют овощи, специи, сухофрукты.
Из баранины готовят разнообразные блюда:
●    Различные виды шашлыка «кебап»;
●    Жареная баранина «говурма»;
●    Вялено-сушеное мясо «кокмач»;
●    Омлет с мясом «хейгенек»;
●    Манты «бёрек»;
●    Жареная баранина с помидорами и картофелем «чекдирме»;
●    Баранина с помидорами «говурлан-эт»;
●    Колбаски «гарын»;
●    Пирожки с мясом и луком круглой формы «ишлекли».
Из первых блюд готовят разнообразные супы:
●    Суп с помидорами «гара-чорба»;
●    Рисовый суп с овощами «мастава»;
●    Суп молочный с лапшой «суитли-унаш»;
●    Гороховый суп «дограма»;
●    Суп гороховый с бараниной «нохудлы-чорба»;
●    Мучной суп «умпач заши»;
●    Суп с пельменями «этли-борек-чорбасы».

7.jpg

Главное отличие туркменской кухни от других среднеазиатских — это национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в специальных котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом, урюком. Очень вкусный шашлык делают из осетровых «балык-шара». Рыбу жарят, после тушат в горшочках, иногда добавляют в различные блюда вместо мяса. Есть очень сложные блюда из рыбы, которые состоят из большого количества ингредиентов: «чеме», «балык-берек», «гаплама».

Широко применяются в кухне молочные продукты и молоко. Из верблюжьего молока, которое считается очень полезным и имеет сладкий вкус, делают сливочное, топленое масло, йогурты, айран. Из овечьего готовят сыры, творожную массу, брынзу, из коровьего — творог, простоквашу, сыр «гурт», сливочное масло.

Из сладкого готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Очень вкусные и ароматные местные туркменские арбузы, дыни, фрукты. Из напитков любят чай. На Востоке предпочитают зеленый, на севере и западе — черный. Зимой чай часто заваривают на молоке, добавляют бараний жир, масло. Очень популярна минеральная вода «Берзенги», различные фруктовые соки. Есть в Туркмении и вино собственного производства, из крепких напитков пьют водку, коньяк.

turkmenistan-cuisine.jpg

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.