Узбеки - народ смешанного индоевропейско-тюркского происхождения. Являются основным населением современного Узбекистана.
Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях.
По данным переписи населения 2020 года в России проживает 323 278 узбеков. Большая часть представителей данной народности проживает в Московской области - 39 656 чел.;
В Москве — 29 526;
В Татарстане — 14 970;
В Самарской области — 13 048;
В Санкт-Петербурге — 12 181;
В Ленинградской области — 7 797.
Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.
До VIII века тюркские народы, населявшие территорию современного узбекского государства, придерживались зороастризма. Но с приходом арабских завоевателей силой насаждалась новая религия. И хотя узбеки поначалу пытались оказывать яростное сопротивление, вплоть до кровопролитных восстаний, правление различных мусульманских династий брало верх над взглядами народа.
Знаменитый узбек Тамерлан исповедовал мусульманство и активно выступал за принятие религии на завоеванных территориях. При правлении Тимура в Ташкенте, в Самарканде и других городах Узбекистана были построены одни из самых значительных культовых сооружений мусульман: мечети, мавзолеи, медресе.
На сегодняшний день, большинство узбеков причисляют себя к мусульманам, но также среди народа есть приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм.
Узбекский входит в тюркскую группу языков и относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит.
Позднее вместо арабского алфавита начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.
В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:
• Северо-узбекская;
• Южно-узбекская;
• Огузская;
• Кыпчакские говоры.
Согласно переписи 2020 года, в России на узбекском языке говорят 228 962 человека.
Главным божеством было небо – Тенгри, отец-покровитель, мужское начало, создатель всего сущего. Считалось, что божество живет на одном из пиков Тянь-Шаня, высшей точке современного Казахстана. Тенгри у тюркских племен не имел человеческого облика. Он был всем – небом, воздухом, звездами, представлял собой всеобъемлющий дух, существовавший всегда. Несмотря на наличие других, низших божеств, тенгриантство считается первой и самой древней монотеистической религией. В принципе, тюркские боги характеризуются добрым отношением к человеку, они призваны защищать людей, лишь изредка карая их за прегрешения.
Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя — означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).
Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.
Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.
Значительное место в узбекской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривание этого по-настоящему главного напитка страны, как и разливание его гостям, является прерогативой мужчин, в первую очередь - хозяина дома. Чай заваривают в маленьких чайниках и разливают в маленькие пиалы. Традиционным элементом гостеприимства здесь является характерно малое количество наливаемого чая - чем почетнее гость, тем меньше в его чашке напитка. Этот парадокс объясняется очень просто - признаком уважения к дому является как можно более частое обращение к хозяйке или хозяину дома «за добавкой».
Чайхона (чайхана) - такой же незыблемый элемент традиций, как и сам чай. Общественная жизнь сосредотачивается в мечетях, на базаре и, естественно, в чайхоне. Здесь просто общаются и ведут переговоры, отдыхают и делятся новостями, завтракают и обедают, обсуждают проблемы жизни и мироустройства.
Выбирают место для чайхоны обычно где-нибудь в тени деревьев и поближе к воде, что наряду с чаем должно придавать беседе умиротворенность и несуетность. Обстановка чайхоны довольно традиционна - низкие столики окружены такими же низкими и обязательно застланными коврами, диванами. Где-то в углу суетится хозяин или обслуга, а главное место занимает очаг, над которым кипятят воду или готовят пищу, и сами чайники.
Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.
Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа — это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.
Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми.
После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.
Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.
Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга — близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.
В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков — хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.
В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.
Культура узбекского народа одна из самых ярких и самобытных. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись.
Современное музыкальное искусство узбеков стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения узбекских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.
Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила различные исторические этапы, в результате был выработан и усовершенствован особый стиль и закономерности творчества, необходимые нравственные ценности, основанные на национальном наследии и традициях.
Из музыкальных инструментов самыми популярными являются: дойра, рубаб, най, сато, сарнай, танбур, дутар, даф, кайрак, гиджак, карнай, чанг, кошнай, сетар, нагора, тар, балабан).
Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока — это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движения рук, а во-вторых — богатая мимика.
Различают два вида узбекского танца — традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец. Классический традиционный узбекский танец - это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, легкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. Бухарский танец также отличает резкость движений, откинутые плечи и очень красивый золотошвейный костюм. Оригинальные и самобытные движения отличают хорезмский стиль.
Керамика, производство глиняной посуды было одним из наиболее развитых сфер производства узбекского народа. Наиболее распространенные формы керамики были поливная и сухая керамика, которые имели свои особенности.
Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства - вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню.
Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры: (поговорки, пословицы, анекдоты, сказки, лирические песни).
Все фольклорные жанры отражают культуру и быт народа, братство, патриотизм. Самыми популярными и любимыми у узбеков являются эпические произведения «достой», носителями которых являются народные сказители бахгии и гиоир. Многие из произведений сохранились до сегодняшних дней.
Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день.
Костюм мужчин состоит из различного фасона рубах, халата, камзола, пояса, штанов, кожаных сапог, головного убора — тюбетейки или чалмы.
В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале XX-го века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича.
Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.
Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.
Мужское население носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.
Женский традиционный костюм состоит из халата, платья, шаровар, паранджи или платка, тюбетейки, туфель.
Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.
Выходя из дома, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребенка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы. Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.
В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата.
Халат мурсак — специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.
Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.
Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером.
В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:
• Узбекская национальная борьба кураш.
Кураш – вид национальной борьбы на поясах. На протяжении многих веков правила, техника, традиции и философия борьбы кураш передавались из поколения в поколение. Кураш был главным развлечением на праздниках и торжествах. Кроме того, поединки проводились перед крупными сражениями, когда на поле сходились самые сильные и ловкие бойцы. Говорят, бывали случаи, когда по окончании таких поединков командующие войск заключали перемирие и отменяли битву.
Кураш воплотил в себе многовековую философию и такие ценности, как уважение к сопернику и гуманизм, честность и умение идти до конца. Этот вид единоборств является одним из самых молодых международных видов спорта и начинает завоевывать популярность по всему миру.
• Козлодрание (борьба всадников за тушу козла) купкари, или улак.
Конное состязание – купкари. В этой игре удалые всадники состязаются за тушу козла или молодого барана: победитель должен прийти к финишу, не позволив отбить добычу другим всадникам. Обычно купкари проводится весной или осенью, когда по традиции празднуются свадьбы, а также на праздник весны - Навруз. Готовятся к купкари заранее и очень тщательно. Коня выбирают сильного, выносливого и низкорослого. Низкорослого – затем, чтобы было легче подбирать тушку животного с земли, ведь в пылу борьбы она часто падает на землю.
Для купкари наездники надевают защитные шлемы, стеганые ватные халаты и штаны. Поскольку во время соревнований джигиты, войдя в азарт, наносят друг другу удары кнутом, что не запрещено правилами состязания, то такая экипировка очень выручает всадника.
Основой хозяйства узбеков, оседло живших на орошаемых землях, издревле было земледелие. Узбекские крестьяне - дехкане выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго (джугару), бобовые и масличные культуры, лен и хлопчатник, занимались бахчеводством, садоводством и виноградарством. Из зерновых особо ценным считался рис. Его выращивали на заливных полях, террасах, в районах, где имелось достаточное количество воды.
До середины XIX века зерновые культуры были основными на орошаемых землях, с этого времени их посевы стали сокращаться и к концу столетия основной культурой в земледелии узбеков стал хлопчатник. Расширение посевов хлопчатника было связано с увеличением спроса на него на мировом рынке и освоением новых высокопродуктивных сортов.
У тех групп узбеков, которые жили на границе оазисов и степи или степных и полустепных районов, ведущей отраслью хозяйства являлось скотоводство. Его основным направлением было овцеводство.
Переработка продукции, получаемой от земледелия и скотоводства, частично производилась в крестьянском хозяйстве и занимались этим обычно женщины. Они изготовляли хлопковую, шерстяную и шелковую пряжу, ткали простые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры и паласы, валяли войлоки и т.п.
Для городского ремесла были характерны чрезвычайная дробность специализации и высокий уровень мастерства, что обеспечивало добротность продукции, а в ряде отраслей и ее большие художественные достоинства.
Товарной отраслью было шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лен, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.
Отдельные группы помимо зимних глиняных хижин, ставили во дворе юрту или шалаш как летнее жилище (капа). Некоторые же, осевшие в горных, прохладных районах издавна воздвигали более крепкие постройки из камня, а также своеобразные юрты (ўтов).
В более обеспеченных узбекских семьях помещения в доме разделялись на две части – ичкари (внутренняя), для детей и женщин, и ташкари (мехмонхона), более красиво и богато обставленная часть для гостей.
Планировка жилых домов большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван (навес), хозяйственное помещение и скотный двор, туалет во дворе.
Испокон веков основными стройматериалами служили глина (пахса), кирпич (сырой или жженый), глиняные катыши круглой или овальной формы (гувала), лес (в основном тополь и ива), для штукатурки – глина и солома. В прошлом из жженого кирпича строились, главным образом, медресе и мечети, бани и дворцы, дома для зажиточных людей и чиновников. Стены и крыши большинства построек покрывались штукатуркой из глины и соломы, а более богатые хозяева использовали алебастр, которым красочно орнаментировали стены домов. В начале прошлого столетия дома строились без фундамента, лишь в некоторых местах под фундамент использовали камни или жженый кирпич, а там, где были близки подпочвенные воды или солончак, под несущие стены стлали камыш или рогожу. Обычно пол жилых помещений был земляным, на уровне самого участка, утрамбованным или обмазанным глиной с соломой, а в отдельных, более обеспеченных семьях его покрывали жженым кирпичом.
Почти во всех двухрядных каркасных домах узбеков вдоль стен находились прямоугольные или аркообразные портальные ниши, в которых размещались различная домашняя утварь, посуда и постельные принадлежности.
В прошлом во многих узбекских домах средством отопления служил сандал, представляющий собой низкий квадратный столик, который ставился над небольшим углублением в земляном полу с горящими углями. Зимой сандал покрывали большим одеялом, а сверху – скатертью. Человек, усаживаясь за столик зимой, для согревания укрывал руки и ноги одеялом. Нередко члены семьи ложились спать вокруг сандала, также укрываясь одеялом.
Религия узбеков — ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.
В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому.
Разнообразие узбекской кухни, ее вкусовых и ароматических качеств определяется не только изобилием продуктов солнечной родины, но еще и тем особым подходом узбеков к приготовлению и употреблению пищи. К примеру, каждый взрослый мужчина-узбек обязан уметь готовить плов и шашлык, а узбекские девушки славятся своими умениями в приготовлении разных блюд, в том числе самсы, лагмана, и особенно узбекского хлеба – домашних лепешек.
Некоторые узбекские кулинарные рецепты имеют далекую историю, в приготовлении которых соблюдаются различные ритуалы. Узбекскую лепешку уже в течение многих веков выпекают в глиняной печке, которую местные называют тандиром. Лепешка бывает двух видов: патыр и оби нон.
Главные блюда приходятся не на обед, а на ужин. Завтрак по-узбекски называется нонушта, что значит «есть хлеб». Действительно, на завтрак подаются лепешки, чай, сливки или кипяченое молоко. В течение дня тоже едят легкую пищу — салаты, фрукты. Но еды всегда много, и подается она постепенно, одно блюдо за другим.
Овощи и зелень подают целиком. Из фруктов для начала предпочитают дыню или арбуз. Любая узбекская трапеза начинается и заканчивается чаепитием со сладостями.
Любимое блюдо — плов. Это гордость узбекской кухни. Узбеки любят говорить: не попробовал плова, не родился на свет. Его приготовление — дело довольно хлопотное. Обычно его готовят мужчины. Всего насчитывается более 100 видов плова: постдумба палов (плов с курдючной оболочкой), сарымсок палов (с чесноком), каватак палов (с голубцами из виноградных листьев) и даже плов с айвой. В большинстве рецептов традиционный набор компонентов: баранина, рис, морковь, лук, чеснок, зира (черный кумин) и иногда барбарис.
Есть много традиций, связанных с хлебом. Нельзя класть лепешку низом кверху, иначе рискуете потерять уважение хозяина. Надолго уезжая из дома, принято откусить кусок лепешки, а она будет сохранена до тех пор, пока человек не вернется и не съест ее. Есть у узбеков и блюда особенные, для свадеб и дорогих гостей. Например, зураки тухум — старинное свадебное блюдо. Разбиваются 20-30 яиц в шарообразную емкость, которую опускают в сосуд с кипятком. Желток собирается в середине, а белок, свертываясь, располагается вокруг. Выходит гигантское яйцо, весом до двух килограммов.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.