Уйльта – один из самых малочисленных народов Дальнего Востока России.
По данным переписи населения 2020 года, в России проживает 268 ороков.
В России уйльта проживают в основном в Сахалинской области (216 чел.) в трех населенных пунктах: городе Поронайске, поселке городского типа Ноглики и селе Вал (Ногликский район).
Также проживают в поселках Гастелло и Вахрушев Поронайского района, селе Виахту Александровск-Сахалинского района, поселке Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в Южно-Сахалинске.
Уйльта до сих пор исповедуют пантемизм с уклоном в космогонию. Это свойственно многим народам Севера и Дальнего Востока, которые в большей степени зависят от охоты и рыболовства.
Родной язык подавляющего большинства уйльта — русский. В уйльтинском языке, который относится к приамурской (нанийской) подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков, специалисты выделяют два диалекта:
• северный (восточносахалинский-территориальная группа дороннени)
• южный (поронайский, группа суннени).
Владеют языком уйльта в России 89 человек.
Мифологическая картина вселенной была сформирована универсальными представлениями о трехуровневом принципе мироустройства.
Согласно их воззрениям, вселенная состоит из верхнего мира — уунгу буга, среднего — дулин буга и нижнего — буни. В небесном мире обитает Женщина-Солнце Нюлта Калиулин.
Нижний (загробный) мир описывается неоднозначно. С одной стороны, это место обитания душ, исчерпавших срок пребывания на земле. С другой стороны, буни населяют существа, представляющие опасность для человека.
Южные истоки ряда мифологических сюжетов отчетливо видны в образе первотворца, культурного героя, носящего имя Хадау. Он не только создает культурные ценности и шаманские ритуалы, обучает людей правильному отправлению обрядов, но и спасает обитателей среднего мира от палящего жара нескольких Солнц, оставив на небе лишь одно дневное светило.
Присутствует культ медведя, который известен довольно широко. Когда в тайге ловили это животное и убивали, затем приносили в поселок и устраивали зверю торжественную встречу. Тушу клали на землю, перед мордой расставляли разные кушанья. Если в лесу удавалось поймать медвежонка, его растили до 2 лет в срубе, после устраивали медвежий праздник, который длился несколько дней. Заканчивалось торжество убийством медвежонка стрелой из лука. Уйльта торжественно ели мясо зверя, после хоронили его кости. В охотничьем промысле существовали специальные нормы поведения в отношении духов-хозяев. Народ верил, что они оказывают большое влияние на результат охоты.
Кроме того, практиковали и жертвоприношения, которые происходили в специальных помещениях – шаманских кумирнях. Рядом с кумирнями, как правило, устанавливали столб высотой 8-10 метров, на вершине которого помещали вырезанную из дерева птицу. Чаще всего в жертву духам-покровителям ороки приносили свиней, собак или петухов.
Большое значение для народа имели амулеты. Они защищали людей от злых духов и напастей. Носили их все, особенно беременные и дети. В каждой семье существовал покровитель дома – «диулин». Считается, что он оберегает дом и семью от напастей и придает здоровья всем членам семейства, способствует хорошей охоте на пушнину.
Медвежий праздник — комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.
Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда — хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов; воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях — и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных.
За невесту принято было платить калым, который состоял из вещей, изготовленных женщинами, и оленей. Обязательно в состав калыма входили котлы для приготовления пищи. Свадьбу делали ранней весной или зимой, потому что по обычаю свадебный поезд должен ехать на оленях, запряженных в нарты. Когда невеста выходила из дома, проводили обряд «топтание котлов»: девушка наступала на опрокинутые котлы, один из которых был в составе приданого, другой предназначался для калыма.
Основное место в жанровой разнообразной музыке занимают песенные импровизации (хээгэ). Все музыкальные инструменты обозначаются общим термином — тэккэрэ. У ороков два типа варгана:
• дуговой металлический — мухан’е;
• пластинчатый из дерева — кунга.
В фольклоре существует несколько жанров:
• Топонимические предания;
• Нинма(н) — героический эпос о небесных женщинах-богатырях, богатырях с оленьим копытом;
• Тотемические мифы о происхождении народа от животных (нерпы, медведя);
• Космогонические мифы, повествуют о происхождении Земли, Вселенной, людей, культурном герое Хадау;
• Песни: лирические, календарные, колыбельные, свадебные, ритуальные яян, хэхэ-хэ-хеккэ;
• Частушки яята;
• Шутки;
• Поговорки;
• Пословицы;
• Приметы;
• Загадки — гайаво;
• Волшебные, бытовые, детские сказки о животных;
• Сахури — сказки с заимствованным сюжетом;
• Турпин — устные рассказы.
Традиционный костюм народа схож с одеждой нивхов и других народностей Нижнего Амура. Женщины и мужчины носили короткие штаны (пэру) пошитые из ткани, рыбьей шкуры или кожи, ноговицы на пояске (тэлэги), летний халат из ткани (покто). Женщины надевали халаты, сшитые из рыбьей кожи (уттэури).
В начале 20 века стали распространяться мужские тканевые рубахи русского покроя, суконные якутские халаты на подкладке (ульбаху). Промысловая одежда ороков состояла из куртки (пэтэгэ), юбки до колен (хоссэ), шитой из шкур нерпы, нагрудника из оленьей шкуры (ауту). Зимой в качестве верхней одежды мужчины носили шубы из осенних шкур дикого оленя (сун), женские шубы делали из лапок лисицы, соболя, оленьего меха.
Головные уборы женщин и мужчин были в форме капора и кроились по-разному. Обязательным дополнением к праздничной и свадебной женской одежде были пошитые из сукна нагрудники эвенкийского типа (нэллу). Их украшали бисером, вышивкой, использовали иногда в погребальном комплекте. В начале 20 века у северных ороков появились украшенные бисером, пуговицами фартуки, которые подпоясывали поясом.
Из украшений женщины носили серебро: накосники (узи), нагрудные украшения (сэлтэ), серьги в ушах, носу, браслеты на ногах, руках. Обувь была тунгусского башмаковидного типа и амурская поршневидная. Существовало множество терминов для обозначения видов обуви, некоторые из них: хосома утта, доки, эмтирэ, муру, монд.
В хозяйстве северной группы уйльта большую роль играло оленеводство в сочетании с сезонной охотой, морским зверобойным промыслом, рыболовством и собирательством. В традиционном обществе уйльта оленей никогда не было много. На одного хозяина редко приходилось более 20 особей. Самое распространенное число — восемь, пять.
Крупнотабунное оленеводство приходится лишь на период колхозов, однако именно оно не только привело к появлению восторженных рассказов соседей «об ороченских стадах, напоминавших бушующее море», но и способствовало созданию устойчивого образа «уйльта-оленеводов» и у современного поколения самих уйльта, и в научной литературе. Характерная черта уйльтинского оленеводства — доение важенок. Молоко очень жирное. Важенка дает в день примерно 1 л. молока; для употребления в пищу его разводят в пропорции 1:10. Южная группа уйльта традиционно занималась рыболовством и морским зверобойным промыслом.
Хозяйство было комплексным. Северные кочевали по территории северного Сахалина, занимались оленеводством. Летом выходили на восточное побережье, занимались морской охотой, рыболовством. Оленей держали в качестве транспорта, доили. В каждой семье было по 20-30 оленей, они подразделялись на верховых, вьючных и для упряжки в нарты. На оленях ездили зимой в тайгу, на охоту. С наступлением весны жили на востоке до осени. К началу 20 века в семьях было по 15-20 оленей, мало у кого было в хозяйстве около сотни особей. Такие ороки считались очень богатыми.
Средством передвижения были нарты. У северных они были оленьими, использовались широкие полозья с трехгранным сечением. Копылья устанавливались таким образом, что верх нарт был намного уже низа. Садились на нарты верхом, ноги ставили на полозья. У северных уйльтинцев нарты были двух типов: грузовые (дан оксо) и ездовые (нути оксо). Южные использовали ручные нарты (оксо) амурского типа. Они были узкими, с прямыми копыльями и загнутыми двусторонними полозьями. Использовали сохранившиеся оленьи нарты, но запрягали в них собак.
Были у народа лыжи амурского типа: голицы (каяма) и подволоки, снизу на них клеили нерпичью шкуру, камус. Использовали для передвижения по воде лодки, их делали самостоятельно, но чаще приобретали у нивхов, айнов.
Долгое время уйльта проживали небольшими летними и зимними поселениями. Жили когда-то в зимний период в землянках, которые открывали на склонах сопок. Когда передвигались, делали временные жилища (аундау) конической формы из коры и жердей. Летние жилища (каура) были двускатной формы, строили их из крупных деревьев хвойных пород. Вокруг устанавливали хозяйственны постройки: амбары на сваях, вешала, свайные помосты (лабазы). Зимой жили в чумах конической формы (каундау). Основу конструкции составляла тренога из крупных бревен, верхушки которых связывали, к ним крепили тонкие жерди. Сверху чум покрывался «гуйдэ» — покрышками из бересты, рыбьей кожи, шкур оленей, нерпы. В центре жилища устанавливали очаг.
В самые суровые месяцы, проживающие на севере ороки уходили с оленями в верховья незамерзающих горных рек. Туда перевозили свои чумы, которые в конце зимы разбирали, жерди складывали и оставляли в лесу, покрышки сворачивали и увозили с собой. Южные ороки иногда оставляли на местах свои зимние жилища. Жили они зимой в каркасных четырехугольных домиках с двускатными крышами, покрытыми берестой.
Уйльта жили многопоколенными патриархальными семьями. Преобладало родовое устройство общественных отношений и общества.
Основу традиционной кухни народа составляло мясо морских, сухопутных животных и рыба в сыром, вяленом, мороженом, вареном, копченом виде. Из растительной пищи употребляли ягоды, растения, орехи, морскую капусту.
Ритуальное блюдо — вареное мясо собаки. Ели его перед походом на промысел. Наиболее жирные куски рыбы, брюшки жарили на углях и ели, запивая жиром нерпы, рыбы. На зиму заготавливали юколу, оленину, мясо морских зверей, сало которых еще использовали для освещения зимой. Из юколы варили суп, добавляли крапиву, морскую капусту, стебли кувшинок, рыбий жир. Варили бульоны из нерпы, оленя, раковин, диких животных. В бульон из мяса или рыбы клали борщевик, листья молодой крапивы, полыни. Из морской капусты делали студенистую массу, ели ее с отварной рыбой. Из мяса, рыбы готовили шашлыки, рыбный паштет ели с диким чесноком, ягодами, черемшой. Кишки кеты тоже шли в ход, их варили. Толстые кишки оленей наполняли оленьей кровью и варили. Из кожи горбуши, кеты делали студень (мусин).
Распространено было собирательство, ходили в лес за диким луком и чесноком, съедобными травами, собирали чернику, голубику, морошку, шиповник, шикшу, бруснику, стланиковые, кедровые орехи.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.