Ульчи относятся к одному из народов, проживающих на северных территориях Дальнего Востока. Эта малочисленная народность была сформирована в результате сложной этнической истории, на которой отразились многовековые контакты ульчей с народами, проживающими по соседству. К ним относятся нанайцы, орочи, удэгейцы, нивхи и негидальцы.
По данным переписи 2020 года, к этой нации причислили себя 2 472 человека.
В основном, ульчи живут в Хабаровском крае (2 375 чел.), в бассейне нижнего Амура на территории Ульчского района.
Религиозные верования играли большую роль в жизнь ульчей. Традиционной религией этого народа был шаманизм и анимизм. Множеством магических обрядов сопровождалось рождение и смерть человека. Они верили, что в тайге, воде и любом другом месте жили духи и боги. Весь мир ульчи делили на Верхний бакт, Средний и Подземный, куда души умерших уходили и жили там обычной жизнью. Молились различным богам, в случае болезни обращались к звездам и солнцу. Важными были для ульчей сферы, которым они поклонялись, приносили жертвы и угощения, старались не обижать.
У всех шаманов были духи-помощники «аями», которые переходили по наследству. Шаманы лечили больных, сохраняли души младенцев, которые держали в убежище — дюасу. Это потусторонние хранилища, особые у каждого шамана.
С 1860 года на Нижнем Амуре началась православная христианская миссия, которая не дала значительного результата. Хотя многие ульчи крещеные, традиционные верования оказались устойчивее.
Ульчский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи и входит в амурскую (южную) ветвь. Язык ульчей включает диалекты древней алтайской лексики ороков и нанайцев.
Ульчи начали обучаться грамоте в начале 20 века. Отдельную письменность для них тогда не создали, обучение велось на родственном нанайском языке.
Владеют ульчским языком в России 506 человек.
Особое место в жизни ульчей (как и других амурских народов) занимает медвежий праздник, религиозно-мистическое действо, посвященное «хозяину» всех медведей, – с древними, детально разработанными ритуалами, множеством запретов и обрядов. Представлялось, что и другие животные имели «хозяев», например, соболь, добыть которого мечтал каждый. Большой сложностью отличались взаимоотношения ульчей с духами воды, их почитали, регулярно «кормили», но и боялись, вели себя соответственно.
В промысловых обрядах широко применялись различные фигурки – зооморфные и антропоморфные – из дерева, трав и т.п., все они изображали духов, «помогавших» на охоте, в рыболовстве, их хранили, регулярно «кормили». При отправлении промыслового культа шаман ничем не отличался от своих однообщинников.
Для обитателей приамурской тайги рождение ребенка всегда было праздником. А если женщина рожала двойню, то радость буквально не знала границ. Особенно торжественно отмечали это событие ульчи. На протяжении многих столетий у них существовал культ близнецов — «адау».
Ульчи были уверены, что близнецов послали роду таежные и водяные духи. Все жители стойбища должны были соблюдать строгие правила поведения, чтобы не принести вреда малышам. Ребятишек укладывали в специальную берестяную колыбель, наполненную мягкими, шелковистыми стружками черемухи. Эти стружки, как показали современные исследования, обладали бактерицидными свойствами. Чтобы уберечь детей от «злых духов», разводили небольшие костры, на которых жгли ветки и листья багульника. Согласно народной медицине ульчей, дым от сжигания багульника тоже имел лечебные свойства.
На протяжении всей своей жизни близнецы считались «священными людьми». Предполагалось, что один из них — таежный человек — обладает магической властью над «звериным царством», а другой — водяной человек — пользуется особым покровительством духов реки.
Погребение обычных людей связывали с представлениями о подземном мире, о судьбах душ после смерти. С начала XX в. умерших, особенно после эпидемий второй половины XIX в., стали хоронить в земле, но традиционными были наземные захоронения в срубных домиках для гробов.
Детей до года-двух хоронили на ветвях деревьев, и этот обычай соблюдали довольно долго, вплоть до ХХ в. После погребения регулярно совершали малые поминки, через год — большие, а последние поминки (каса) — с участием большого шамана (касаты). Он умел переправлять души умерших в загробный мир (буни), используя для этого специальное снаряжение, унаследованное от предков. Особые обряды соблюдали при погребении утонувших.
Перед свадьбой отец невесты ходил в тайгу и молился духу хозяину Земли, чтобы его дочь была счастлива. Он угощал его особой пищей, которой потом кормил новобрачных. Символический смысл придавали и угощениям невесты в доме жениха. Пищу эту она должна была приготовить дома на огне ее отца и накормить новых родных.
Культура ульчей тесно связана с культурой других народов Амура. Многие шаманы этого народа прославились как сказители. Они проводили своеобразное театральное представление, на которое собирался народ.
Музыка является важной частью духовной культуры народа. Из музыкальных инструментов ульчи использовали малые свирели, однострунные скрипки, варганы из железа и дерева. Оригинальный самозвучащий инструмент ульчей — музыкальное бревно. Музыку играли во время праздников и различных обрядов, шаманских камланий.
Шаманские обряды сопровождались звуками бубна с погремушками на ободе, конусных подвесок-погремушек на поясе, бубенчиков, колокольчиков, металлического диска, позвонков на шаманском посохе.
Развито у ульчей хореографическое искусство, которое представлено медвежьими танцами. Исполняли их на обрядах и медвежьем празднике. Очень эмоциональным является танец, который исполняли перед ритуальным убийством медведя и после смерти животного.
Ульчи — виртуозы художественной обработки дерева. «Амурские люди» знали множество технических приемов резьбы и росписи. Особенно богато и сложно украшалась ритуальная посуда для медвежьего праздника.
В последние годы уделяется много сил возрождению традиционной культуры ульчей, в школах активно изучают ульчский язык, детей обучают старинным песням, они выступают в ансамблях и местных клубах.
Уникальным центром сохранения и развития культуры является с. Булава Ульчского района. Здесь созданы детская художественная школа, национальные товарищества по прикладному искусству. Особой любовью пользуются фольклорные ансамбли «Гива» («Рассвет») и «Диро» («Пуночка»), исполняющие народные песни и танцы.
Жанры традиционного фольклора разнообразны: космогонические мифы, мифы и сказки о духах, о животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и пр.
Женщины занимались орнаментацией одежды и обуви. Вышивали на одежде цветными нитками и подшейным волосом оленя. Халаты из рыбьей кожи раскрашивали и расписывали. Праздничную одежду отделывали меховой разноцветной мозаикой. Орнамент был с кривыми линиями, большим количеством спиралей и завитков. Хорошие мастерицы один и тот же узор никогда не повторяли и обладали огромной фантазией. Многие швы были очень сложными. На орнаментальную отделку одной вещи иногда уходило несколько месяцев.
Многообразной была отделка различных типов обуви. Названия давали в зависимости от украшений, всего у ульчей было несколько десятков видов обуви.
Традиционная одежда ульчей амурского типа. Халаты из рыбьей кожи для мужчин называются «хэтэ», для женщин «арми». Они практически не отличались по крою. Женские халаты в области подола украшали металлическими бляшками в один ряд. На праздничных вышивали разноцветную аппликацию, в особенности в области спины.
Нижняя одежда мужчин — короткие штаны, едва доходившие до бедер. Шили их из ткани и других материалов. Женщины носили штаны с четырехугольным нагрудником без украшений. Под халат надевали длинные нагрудники от шеи до колен. Их богато украшали вышивкой из бисера и бусин, резными бляхами из металла. Ноговицы шили из рыбьей кожи и ткани, зимние были на вате. Для охотников ноговицы делали из шкур оленя и собаки.
Дополняли одежду кожаными и плетеным поясами из разноцветных нитей. На праздник женщины надевали пелерины, из ткани или меха, круглые съемные воротники, украшали богатым орнаментом рукава.
Головные уборы из ткани на меху, капорообразные, из оленьих или собачьих шкур. Женские зимние шапки делали из меха рыси со стоячими на макушке ушками животного, сзади вшивали хвостик. Охотничьи шапки «порогдо» шили из нерпы или белых собачьих камусов, со съемными меховыми наушниками.
Обувь была различной, но делилась на два основных типа:
1. Поршневидная, амурского типа, из кожи и шкур морских животных и рыб. Стельки для нее делали из сухой травы;
2. Башмаковидная тунгусского типа, с выкроенной отдельно подошвой из камусов или ровдуги.
Дополнялась пришивными голенищами, которые были короткими для женщин и длинными для мужчин. Носили такую обувь с чулками на вате, пошитыми из ткани или меха.
Образ жизни ульчей был оседлым. Некоторые поселения отличаются историей в десятки и сотни лет. Жили территориально-соседскими общинами, в составе которых были представители различных народов и родов.
Основа хозяйства была в промысле, ведущее место занимало рыболовство, занимались охотой на морских животных и таежным промыслом. Круглогодичное рыболовство, было отражено в названиях месяцев календаря: «месяц лова горбуши» (уоро бени), «месяц летней кеты» (сильчи бени), «месяц осенней кеты» (дава бени).
Летом и осенью добывали проходных лососей, ловили также частиковых и осетровых. Основные орудия рыбной ловли: невода (арга, боямагда, дагдали), ставные сети (нэмдэ, чидя), четырехугольные и мешкообразные плавные сети, сети для подледного лова (анга).
С помощью крючковых снастей добывали частиковых, снастью — калуг. Зимой у заездки делали прорубь, в ней добывали рыбу удочками-махалками, а также багром — шестом с металлическим крюком и острием.
Рыболовство давало народу пищу, обувь, одежду и материалы для утвари.
Охотились на пушного зверя, лису, выдру, белку, но особенно интересен был соболь. На него был спрос у русских и китайских торговцев. Из крупных животных круглый год охотились на оленя и лося. Важной частью хозяйственного комплекса являлось собирательство грибов, трав и ягод.
Женщины занимались прикладным искусством. На одежде, обуви и берестяной утвари вышивали узоры, плели корзины, циновки, делали ритуальные колчаны для стрел.
У ульчей существует семейное разделение труда. Осенью и летом женщины часто управляли лодками, делали заготовки из рыбы на зиму, сухой корм для собак и жирный порошок септулу. Занимались женщины и собирательством, обрабатывали шкуры и кожу, шили обувь и одежду. Мужчины рубили деревья, которые использовались для построек жилищ и лодок, помогали женщинам заготавливать бересту. Из ремесел мужчины занимались кузнечеством. Из старых японских и китайских инструментов они выковывали ножи, копья, остроги и наконечники для стрел. Из кости мастерили рукоятки для ножей и игольники. С помощью веретена, из дикой конопли и крапивы изготавливали нитки, из коры растений и тальника делали веревки для сетей. В 20 веке ульчи научились сажать картофель и засаливать рыбу.
Основной экономической ячейкой была семья. Преобладали малые семьи, состоящие из родителей с детьми.
В общинах представители иноэтничных семей вступали в смешанные браки. Укреплению взаимоотношений общинников способствовали и союзы (доха), заключавшиеся между семьями различной родовой и этнической принадлежности. Взаимопомощь, гостеприимство были главными правилами общежития.
Жизнь общины регулировали нормы обычного права, основную стабилизирующую роль играло общественное мнение, а возникающие конфликты разрешали с помощью межродового суда, причем в судьи приглашали представителей «нейтральных» родов. Род, как и община, имел большое значение при заключении экзогамных браков и отправлении религиозных родовых культов.
Традиционным зимним жилищем народа был бревенчатый однокамерный дом хагду без перегородок. Каркас жилища был столбовой, полы земляные. Внутри дома между опорными центральными столбами делали невысокий помост уйчэу, где зимой кормили собак. Во время медвежьего праздника на этом месте снимали помост и привязывали медведя.
Дома отапливали двумя очагами:
• Огонь таежного бога «дуэнтэ тава»;
• Огонь водяного бога «тэму тава».
Дым из очагов проходил по низким канам и согревал их, затем выходил из вертикальной трубы в 3-4 метрах от дома. Под влиянием русских в 20 веке ульчи начали строить срубные дома. Сначала в них было традиционное отопление.
Рядом с зимними селениями строили хозяйственные постройки на сваях: срубные амбары, вешалы для сушки юколы, которые были с навесом и открытыми.
Строили на сваях и летние жилища. Задняя половина была в виде сруба, там хранились вещи семьи и все имущество. Передняя жилая часть строилась из плах. В этой части ульчи летом спали на нарах из досок, коптили над небольшим очагом рыбу и зимой хранили юколу.
Во время промысла в летний период жили в корьевых домиках (даура). Это четырехугольные жилища квадратной формы с двускатной крышей. В центре располагался очаг. В местах морской охоты ульчи селились в наму аундяни — постройках конической формы, крытых полотнищами из рыбьей кожи. Жилища на рыбалках были в основном двускатной формы или полуцилиндрической. Во время зимнего промысла в тайге строили дома лангали из плах с двумя параллельными матицами.
Передвигались на нартах, запряженных ездовыми собаками, и лыжах. Собак у ульчей был много. В каждой семье содержали по 2 или 3 упряжки, по 10-12 собак в каждой. Лодок было несколько видов: плоскодонные, многоместные, дощатые, остроносые для рыболовства, долбленые и берестяные для охоты.
Рыба является основой питания ульчей. Зимой питались заготовленной впрок юколой — вяленой на ветру рыбой. Ее ели в сухом виде, размачивали и обжаривали на углях, варили супы, в которые добавляли крупы, дикорастущие растения и морскую капусту. Рыбий жир запасали на зиму в большом количестве. Хранили его в сивучьих и калужьих пузырях. Широко употребляют ульчи и сегодня рыбу в сыром виде. Из кожи амура, сазана, кеты и ленка готовили блюдо «моси». Кожу очищали от чешуи, сушили и вымачивали, варили, пока полностью не разварится, затем растирали пестиком, добавляли рыбий жир, теплую воду, ягоды черемухи, сарану, бруснику, толченые желуди и стланиковые орехи. Массу разливали по деревянным чашкам и оставляли застывать.
Мясо диких животных нерегулярно появлялось в рационе. Ели лосятину, оленину, зайцев, рябчиков, диких гусей и уток, куропаток. Мясо медведя принимали в пищу в соответствии с религиозным воззрением. Ели и мясо собак, но только ездовых, что тоже носило ритуальный характер. В основном мясо варили, в сыром виде ели мозг, легкие, печень, мясо с ног лосей и оленей. Из сушеного мяса делали порошок и варили с травами.
Из дикорастущих растений в пищу употребляют черемшу, крапиву, дикий лук, желуди, полынь, лишайники. Ели различные ягоды, древесные грибы и орехи. Из ягод черемухи делали муку и пекли лепешки. Из чумизы варили кашу, добавляли в нее рыбу или свежую икру.
Позже ульчи начали использовать привозную муку и пшено, из которых пекли лепешки на стенках котла. Во второй половине 19 века в рационе народа появился картофель, сахар. Эти продукты ульчи выменивали у русских на рыбу. Готовили пищу в котлах, ели ее палочками. Для приема пищи в домах был маленький столик. Посуда была деревянная и берестяная, в основном самодельная.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.