Хакасы – немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами. Родственными им являются алтайцы, шорцы, сибирские татары. Происхождение этого народа уходит в глубокую древность. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой.
Хакасы – коренной народ Восточной Сибири Российской Федерации, основное население Республики Хакасия. По данным переписи населения 2020 года на территории РФ количество хакасов составляет 61 365 чел. Основная часть проживает на территории Республики Хакасия – 55 144 чел.
Число хакасов в других регионах:
Красноярский край – 2 741 чел.
Республика Тыва – 359 чел.
Томская область – 294 чел.
Кемеровская область – 264 чел.
Хакасы имеют свою уникальную религиозную традицию, которая включает элементы шаманизма, тотемизма и анимизма. Они верят в связь между человеком и природой, и считают, что все объекты в природе обладают душой и могут влиять на судьбу человека. Шаманы играют важную роль в хакасской религии и традиционной культуре, они выступают в качестве посредников между людьми и духовным миром, помогают при лечении болезней, проводят ритуалы и предсказания.
Современные хакасы также исповедуют православное христианство, которое сейчас является официальной религией и буддизм, которые были введены на территорию Хакасии в разные периоды истории. Однако традиционная хакасская религия продолжает существовать и имеет значительное влияние на культуру и менталитет народа.
Язык сложился на основе смешения тюркской речи, на котором говорили пришлые народы, ставшие впоследствии кыргызской аристократией и речи местных народов, предположительно говоривших на кетских и самодийских наречиях. Уже в 8 веке нашей эры существовал письменный орхоно-енисейский язык, на котором сделаны надписи на каменных стелах средневековья. Эта письменность перестала использоваться после монгольского завоевания в 13 веке, а язык со временем приобрел множество монгольских и кыпчакских заимствований во всех уровнях.
Хакасский язык относится к восточнотюркской ветви тюркских языков. В хакасском языке выделяют 4 диалекта:
1. Кызыльский;
2. Качинский;
3. Сагайский;
4. Шорский.
Хакасский язык с 1924 имеет свою письменность на основе кириллицы, с 1929 на основе латиницы, с 1939 вновь на кириллице, с добавлением 6 букв: ÿ, ӧ, ң, ғ, і, ӌ. Всего в алфавите 17 гласных, 24 согласных звука. В Хакасском языке 8 падежей, отсутствует разделение по родам, но есть категория одушевленности-неодушевленности. Ударение обычно ставится на последний слог. Хакасский язык относится к синтетическим, агглютинативным языкам, то есть формирование слов идет путем присоединения аффиксов к корням.
По данным переписи 2020 года, на хакасским языком в РФ владеют 29 010 человек.
- Испокон веков хакасы собирали ягоды, кедровые орехи, черемшу, чабрец и другие пищевые травы. Но хакасы никогда не забывали и всегда оставляли питание для лесных жителей в снежную суровую зиму. Они бережно относились к лесным животным. Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства. Рыбак отпустит мальков.
- Из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали, что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение. Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете».
- Хакасы, пережив трудное историческое время, смогли выжить из-за того, что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др. Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведением поминок.
- Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Духу животных посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.
- Хакасский народ почитал духа огня. Он является оберегом семьи и дома. Утром, пока в огонь не бросят несколько кусочков пищи, из дома не выходили. На очаг нельзя было сметать мусор. Запрещалось плевать на огонь. Огонь в другую юрту не давали. Для сохранения благополучия семьи женщины были обязаны ежедневно кормить духа огня. В огонь запрещалось бросать что попало.
Велика была роль огня в традиционной хакасской медицине. Как правило, ни одна лечебная процедура не обходилась без использования огня. Большое значение огонь имел в семейно-бытовых обрядах. Огню поклонялась молодая женщина, вступающая в брачную жизнь, молодая кормящая мать. При родах в доме обязательно должен был гореть огонь. Значимая роль огня в погребальном обряде.
Хакасами до сих пор строго соблюдается обычай поклонения хозяину огня и «хозяину» дома при постройки нового жилища.
- На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней.
- Был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления.
Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей.
Чыл пазы (на русском языке — Голова года или Начало года) — один из главных календарных праздников хакасского народа. Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия – 22 марта. Весенний Новый год знаменует начало новой жизни. Каждая семья, даже самая бедная усердно готовилась к встрече праздника.
До начала Чыл пазы на всей территории весь мусор тщательно убирался. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли, снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай - оставить возле дверей дома, в углу небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.
22 марта, рано утром, жители выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.
У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам. Тун-пайрам — это праздник первого айрана. Он проводился обычно в конце мая начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время появлялись первые молочные продукты. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня. Старец подходил к коню, мыл его молоком. К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю. Затем желали, чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье. После ритуальной части устраивались спортивные мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном. Первый айран считался лекарственным напитком. Поэтому во время праздника его нельзя было проливать на землю.
Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10—15 тыс. поэтических строк, исполняется сказителями (хайджи) низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей (алып), мифологические представления о природе, духах Хайджи.
Популярны у хакасов лирические песни, сказки, сказания, пословицы, загадки. Лирические и сатирические песни (тахпах) исполняются как импровизации в соревнованиях певцов (тахпахчи). Национальные виды музыкальных инструментов — чатхан, варган, хомыс, пыргы и др.
Рисунки, изображенные на бубне хакасского шамана, символизируют мифологические представления хакасов. Поверхность бубна поделена на три части, которые символизируют трехчастное деление мира – на верхний, средний и нижний. В верхнем мире живет бог-создатель Кудай, богиня Ымай (покровительница материнства), и прочие божества-чайааны, олицетворяющие светлые силы. Хозяин нижнего мира – грозный Эрлик-хан, его образ ужасен и вселяет страх. Множество хакасских мифов повествует о борьбе Кудая с Эрлик-ханом. Средний мир – мир людей – также населен духами. Это духи, связанные с человеческой жизнью и бытом. Есть семейно-родовые покровители, а также духи-хозяева сил природы (огня, воды, гор, ветра и т.д.)
Хакасы верят в то, что миропорядок обеспечивается надлежащим общением с духами, населяющими наш мир. Если вовремя покормить хозяина огня, очаг в юрте не погаснет. Если побрызгать водкой на перевале, то хозяин горы даст охотнику богатую добычу. Ублажая хозяина воды – обеспечишь себе удачную рыбалку. Любая болезнь воспринимается как похищение человеческой души (точнее, одной из душ, поскольку в традиционных верованиях хакасов каждый человек обладает несколькими душами) кем-нибудь из духов. Для того, чтоб вернуть похищенную душу, нужен посредник, умеющий подниматься в верхний мир, или спускаться в нижний. Таким посредником как раз и является шаман.
Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен.
Основным видом нательного белья у хакасских мужчин являлась рубаха, а у женщин - платье. Рубаха и платье были одинакового покроя - широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Рубаха была длиной до половины бедра, без вышитых орнаментов. На ней не было клиньев посредине спинки, обшлага и наплечники шились из той же ткани, что и сама рубаха. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались из другой ткани. На них вышивался национальный растительный орнамент.
Помимо рубахи, мужской летний костюм состоял из штанов, кожаных сапог, халата, войлочной шляпы. Обязательным атрибутом являлся пояс, к которому прикреплялся нож в ножнах и огниво.
К женскому костюму предъявлялось больше требований в зависимости от семейного и возрастного статуса владелицы. Характерным признаком замужних женщин у народов Центральной Азии являлась безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна и плиса.
Летние головные уборы были представлены у мужчин войлочными шляпами черного цвета, а у женщин платки с подгибом «курее» и белые колпаки - «ах порiк» (на севере Хакасии). Обувь, носимая в теплое время года, в основном изготавливалась из кожи. Женские сапоги украшались орнаментами из бисера, мишуры или золотых нитей и выглядели очень эффектно.
Зимняя одежда мужчин и женщин состояла из шуб, меховых головных уборов, расписных овчинных рукавиц. Шубы («тон») были различными. К мужским относились «ах тон», «кобicкек», «содан тон» и некоторые другие. К женским - «суу тон» (повседневная), «чаха» (доха), «купейке» (парадная шуба, покрытая черным плисом и меховой опушкой), «хат эннiг тон» (наиболее нарядные и почетные), «идектiг тон» (обрядовая шуба свах).
Зимние головные уборы изготавливались из меха пушных зверей - соболя, бобра, рыси и др. Среди мужских шапок следует отметить наиболее дорогие - «камчат порiк» и «кiс порiк», стоившие одного коня. Они были круглой формы, с околышем шириной в 15 см. Можно упомянуть и малахаи из рысьего меха, известные еще с 17 века, когда их носили знатные кыргызские князья. Простые хакасы носили круглые шапки «хурусха порiк» из мерлушки.
К числу женских зимних головных уборов относятся обыденная мерлушковая - «тумах», праздничные «чапых», носимые замужними женщинами (с околышем из меха и околышем из мерлушки), свадебные - «сахпа» или «тагайах». Самобытной является шапка свахи «тулгу порiк», которая, согласно хакасскому фольклору, бытовала с древних времен.
Высокие поля шапки «тулгу порiк» делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы меха лисы или выдры.
Нарядным дополнением к женскому костюму являлись длинные сумочки «iлтiк» (для замужних), украшения-кошельки «нанчых» (для молодых девушек и невест), игольники, кисеты.
С глубокой древности хакасы вели полукочевой образ жизни. Среди основных занятий народа были: скотоводство, охота и рыболовство. Разведение овец, коров и лошадей также являлись основными направлениями. Кроме этого, занимались разведением птицы. Традиционно хакасские женщины занимались выделыванием овечьей кожи, из которой шили одежду и обувь. А из овечьей шерсти катали войлок, из которого изготавливались ковры, спальные принадлежности и покрывала для юрт. Женщины пряли овечью шерсть. Кроме этого, применялась коровья и лошадиная кожа для изготовления сундуков, посуды и лат.
Рыбную ловлю стали практиковать уже в результате заимствования у русских, ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.
Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи. Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку. Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство.
У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.
Хакасы перед началом строительства большое внимание уделяли выбору места под жилье. Учитывалось два основных фактора: утилитарный – удобство для жизни и ведения хозяйственной деятельности, религиозно-символический. С хозяйственно-практической точки зрения большое значение придавалось ландшафту. Предпочтение отдавалось долинам в горно-лесистой местности. Горы служили естественной защитой от ветров, особенно зимой. Обязательно учитывалась освещенность, близость к водным источникам, наличие удобных пастбищ. Важным фактором при выборе места под строительство жилья являлось наличие поблизости лесного массива. Из леса, кроме пищевого и лекарственного сырья, получали еще и материал для возведения дома и хозяйственных нужд, а также топливо. При выборе места для постоянного проживания обращалось внимание на правильность форм растущих там деревьев. Местность, в которой произрастало много криво растущих уродливых деревьев, либо имелись какие-либо аномалии, считалась непригодной. Остерегались поселяться на тех участках, где располагались заброшенные селения или жилища либо часто происходили несчастные случаи. Согласно традиционным воззрениям, отделившимся от отца сыновьям, для их лучшей жизни рекомендовалось строить жилища по левую сторону от дверей в родительском доме. В этом случае сыновья будут жить в достатке и счастье.
Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.
Справа была женская половина, слева — мужская. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты. Пищу принимали за низким столиком. Для хранения вещей использовались сундуки. Хакасские семьи имели множество посуды, которая была деревянной, медной, берестяной, глиняной. Ее расставляли на полках. Девушки имели богатое приданое. Они приходили в дом мужа с несколькими сундуками утвари, ковров, одежды.
В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.
Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время.
На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов.
Популярные блюда хакасской кухни:
Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.
Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.
Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.
Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.
Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.
Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.
В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.