77
Ханты

Ханты — один из коренных малочисленных народов севера. Самоназвание — хантэ, от прафинно-угорского «община, объединение». Внешнее название «остяки», впервые встречающееся в русских документах XIV в., происходит из тюркских языков и обозначает инородческое языческое население. Ранее (до XIV в.) — югры, югричи.

Территориальное расположение и численность

На территории Российской Федерации, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, проживает 31 467 хантов. Большинство проживает в Тюменской области (30 242), Ханты-Мансийской автономном округе (19 568), Ямало-Ненецком автономном округе (9 985), Тюменской области без АО (689).

Религия

Как и у многих других народов, христианизация хантов была насильственной. До нее религиозные верования определялись анимизмом, шаманизмом. В особенности сильно христианизация коснулась южной этногруппы, так как они подверглись влиянию русских переселенцев. Северные и восточные ханты до сих пор придерживаются изначальной системы верований.

шаман.jpg
Язык

Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке, который принадлежит к угорской ветви уральской языковой семьи. Туда же относятся мансийский и венгерский. Его особенностью является наличие множества диалектов.

Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года в России хантыйским языком владеют 9 230 человек, 7 659 из них используют его в повседневной жизни.

Традиционная и современная культура

Свадебные традиции

Хантыйская свадьба – это своего рода спектакль торжества для гостей и родственников. Это целый ряд действий, которые традиционно выполняют жених с невестой и их родные.

Береза у ханты является священным деревом, поэтому именно на березу завязываются ленточки или ткань при проведении свадебного обряда. У очага проводится обряд поклонения Огню, чтобы совместная жизнь молодоженов была долгой и счастливой, чтобы в семье было много детей. На память молодым дарится оберег, символизирующий счастливую семью.

В старину жених с невестой могли до свадьбы не видеть друг друга – этот вопрос решали родители жениха. Невесту старались выбрать из дальних мест, чтобы не было близкородственных связей. Для этого специально ездили в гости в дальние стойбища, поселки, а заодно присматривали себе будущую невесту. Главными критериями оценки девушки в тундре было и есть умение вести домашнее хозяйство, выделывать шкуры, лапы оленя, шить из них одежду и обувь, соблюдение обычаев, почитание старших, покладистость, добрый нрав, самостоятельность.

свадьба 2.jpg

Традиционная свадьба с полным набором национальных обрядностей возможна только на стойбище; в городских условиях такой свадебный обряд тоже соблюдают, но в довольно сокращенном варианте, с частичной потерей национального колорита и первозданной прелести обычая. Нередко случается так, что городские жители, уже зарегистрировавшие брак в ЗАГСе, по настоянию родителей чтят традиции.

Есть обычай избегания, который предполагает, что лицо замужней женщины не должны видеть посторонние мужчины. Кстати, мужчины-ханты стараются не смущать женщин своим внезапным появлением, они обычно покашливают или топают, чтобы не заметившая его приближения женщина успела спрятать лицо. Что интересно: до свадьбы девушка не закрывает лицо, повязывая платок самым обычным манером. Но как только ее отдали в жены, надвигает платок на лицо так, что никто из посторонних не мог разглядеть ее лица.

свадьба.jpg

Традиции при рождении ребенка

В традиционном мировоззрении юганских ханты рождение, как и многие другие события человеческой жизни, тесно связаны с «иным» потусторонним миром.

Бытует представление о богине-жизнеподательнице и матери огня Анки Пугос, живущей, по одним сведениям, на небе, по другим - на Малом Югане, по третьим - на Вахе. Салымские ханты считают, что детей посылает бог Торум, а принимает пуповая бабка. По рассказам юганских ханты, на Малом Югане живут две сестры-богини Пугос, посылающие женщинам детей в ответ на получение даров-прикладов: берестяной коробки для рукоделия (йиныт) и платка. В честь Пугос устраивают и кровавое жертвоприношение (йир поры) - забивают оленью самку-важенку, а шкуру в качестве дара богиням отправляют на Малый Юган. Приходилось слышать, что угощение и подарки надо делать через 3-5 лет, ибо при ежегодных дарениях и дети будут рождаться ежегодно. Продолжительность жизни определяет богиня Анки Пугос, живущая на Вахе, отмеряя жизненный срок на веревке.

Есть такая легенда:
Когда семья хантов охотилась зимой в угодьях, женщина в шалаше родила девочку. Однажды вылетел из костра уголек и попал на ребенка. Хозяин разозлился и стал гасить костер топором. Костер потух. Сколько потом ни разжигали, огонь не появлялся. Сменили три места, но нигде не смогли развести огня. Вернулись на старое и увидели женщину с окровавленным боком. «Что случилось?» - спросил ее охотник. А она ответила: «Ты сам же поранил меня топором, когда я хотела поцеловать ребенка. Теперь оденете его во все новое и поставите люльку с девочкой в огонь, тогда будете спасены, иначе замерзнете». Делать было нечего, родители поставили люльку в костер, и девочка сгорела.
Вероятно, в основе предания лежит представление о том, что Анки Пугос в образе огня, являясь подательницей детей, определенное время сохраняет и права на них.

Социальное и бытовое положение беременной женщины (хохунатвоттэнэ - «слабая женщина», хант.) регламентировалось запретами. Нарушение любого из них могло повлечь трудные роды и навредить будущему ребенку. Беременной запрещалось есть соленое, сырую рыбу и сырое мясо. Пол будущего ребенка угадывали по форме живота: считалось, что острый живот предвещает мальчика, а круглый - девочку. Мать определяла пол по сновидениям: если снились женские предметы (кольцо, игольник, ножницы), то ожидали девочку, а если лук, стрелы, ружье - мальчика. Ханты одинаково радовались и тому, и другому. На вопрос, кто предпочтительнее, отвечали: «Нет разницы, любой ребенок - хорошо, лишь бы здоровым был».

Национальные праздники

Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной так же, как у славян, зимний — с октября.

Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы.

Вот некоторые из них:
1. Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.
2. Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.
3. Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.
4. Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.
5. Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.
6. Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.

В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.

Медвежий праздник.jpg

Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами.

Танцы

Особое место в обрядовых церемониях занимают подражательные танцы-пантомимы предков, представляющие танцы своего рода – Лося, Медведя, Лисицы, Филина, а также Ворона. И еще одна разновидность танцев – это обрядовые танцы, которые отражали быт и повседневную жизнь ханты (охота, рыбалка, собирательство, оленеводство, плетение, рукоделие).

По числу исполнения танцы можно классифицировать на коллективные и сольные. По характеру движения и пластическому рисунку движения исполняются в основном руками и корпусом, движения ног играют второстепенную роль.

танцы.jpg

Женский танец более статичен, замкнут сам на себе, в нем отсутствует какое либо движение по горизонтали. Вместо этого вертикальные перемещения вверх-вниз. У женщин доминируют повороты корпуса вправо и влево, вокруг себя. Ограниченная площадка для использования танцев определила композицию и манеру исполнения танца: женщины, как правило, исполняют свои танцы медленно, плавно, без точек и пауз во время исполнения фигур, нет точек и в конце движений. Мужчины – динамично резко, четко, энергично, иногда подпрыгивая. Общим для этих двух танцев является повторяемость одних и тех же движений и симметричность (движения повторяются поочередно то в левую, то в правую сторону). Широко используются в танцах различные предметы реквизита – колокольчики, маски, платки, стрелы и т.п. В качестве музыкального сопровождения используется струнный инструмент нарс-юх, бубен и тумран (варган).

танцы 2.jpg

Музыка

Музыка хантов представлена 2 музыкально-стилистическими ареалами, каждый из которых, в свою очередь, делится на музыкально-фольклорные диалекты: северный ареал – на обдорский, казымский, березовский и шеркальский, восточный – на вах-васюганский, сургутский и салымский.

Жанровая сфера музыки хантов включает лирические и эпические песни, танцевальные и инструментальные наигрыши, мелодии шаманских камланий и медвежьего праздника. Сфера песенной лирики включает разнообразные импровизации на случай, песенные любовные высказывания, колыбельные припевки и довольно витиеватые напевы, отражающие веселое настроение в состоянии опьянения. Песенные напевы складываются традиционными исполнителями как «личная мелодия», но сохраняют стилистические нормы локальной традиции лирические пения. Эпическая музыка представлена краткими напевами в сказках и мифах северных хантов либо довольно развернутыми героическими песнями.

Эпические песни – наиболее канонизированная область хантыйской музыки, мастера-сказители сопровождали их игрой на арфе и цитре. Некоторые эпические песни имели сакральное содержание и включались в шаманские обряды и медвежий праздник. Исполнители таких песен, согласно традиционным представлениям, обладали магическими способностями, их музыка могла исцелять больных.

Песенная специфика шаманской музыки хантов определяется магической специализацией шаманов (шаман-лекарь, шаман-предсказатель, шаман-жрец, шаман-хранитель капища, шаман-мухоморщик, шаман-маг, т.е. камлающий). Сильные шаманы могли совмещать различные по стилю музыкальные формы выражения, например жреца и мага, хранителя капища и мухоморщика, лекаря и предсказателя. Пение шамана сопровождалось игрой на бубне. Несмотря на импровизационную природу, шаманская музыка обладала строгой каноничностью: шаман не сочинял «свои песни», а лишь транслировал известные «напевы духов».

музыка 1.jpg

Музыкальные инструменты

Нерыпь  – по форме напоминает скрипку овальной или грушевидной формы, изготовленную из цельного куска дерева (обычно ели). У нерыпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, он передает все оттенки человеческого голоса. Играют на нем смычком в форме лука (канифоль - сосновая смола – для смычка находится рядом - на задней стороне корпуса скрипки. При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку. Нерьпь обычно применяется на праздничных церемониях, а также для камерного исполнения. В настоящее время нерыпь встречается крайне редко.

Нин-юх (Нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерьпи только меньшего размера. Распространен у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса.

По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нем также, как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерьпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.

Кугель - юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий. На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах.

музыка 2.jpg

Национальный костюм

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.

Позднее ее вытеснили промысловые виды с глухим покроем, которые популярны до сих пор. Они представляют собой туники длиной ниже колена с капюшоном. Их шьют мехом внутрь. Детали одежды сшивают сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты. Типичными рисунками являются: «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носили кисы или унты, под которые надевали теплые вязаные носки из шерсти. Кисы шьются мехом наружу, а унты — внутрь. Кисы отличаются богатой отделкой, их украшают геометрическими узорами, бисером. Унты являются охотничьей и рыбацкой обувью. Это очень теплые сапоги с высоким голенищем из прочной оленьей кожи и собачьего меха.

ханты 4.jpgханты 3.jpg

Быт

Жизнь

Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса. Первого убитого животного отдавали им в дар. Для рыболовства использовались лодки, выдолбленные из дерева, для передвижения на дальние расстояния делали лодку большого размера с надстройкой из бересты.

оленеводство.jpg

Традиционными ремеслами для хантов являются:
1. Резьба по кости, дереву.
2. Изготовление берестяных изделий.
3. Плетение из травы, камыша, прутьев.
4. Кузнечное дело.

Береста имеет большое значение в быту хантов. Из нее делают разнообразную посуду, покрытие для летних чумов, поделки. Бересту вручную отдирают от дерева, затем длительное время варят в котлах. Для придания особой прочности ее пропитывают рыбьим жиром. Части изделий сшивают оленьими жилами или конскими волосами. На готовых листах вырезают узоры, делают аппликации, тиснения, раскрашивают. Посуду, различные предметы быта часто делали способом плетения. Для этого использовали тонкие прутья, корни кедра, камыш, ивовое лыко. Широко использовались в быту плетеные циновки. Ими застилали полы, украшали стены.

хозяйство, посуда.jpg

В производстве посуды, предметов интерьера использовали древесину кедра, лиственницы, березы. Из заготовки выдалбливали мякоть, оставляя тонкие стенки. Из дерева делали чашки, пиалы, ложки, корыта, поддоны. Такая утварь прочная и легкая, удобна для применения. Ханты знали литейное и кузнечное дело. Из металла ковали холодное оружие, инструменты, предметы религиозного культа. Женщины изготавливали ювелирные изделия. В формочку наливали жидкий металл, накладывали бересту, распределяли его по всей площади. Так делали ожерелья, подвески, браслеты.

Южные ханты знали ткачество. Из волокон крапивы ткали полотно для пошива нательной одежды. На рубашках вышивали шерстяными нитками геометрический орнамент. Некоторые мастерицы расшивали свои платья снизу доверху. Праздничную одежду, головные уборы декорировали бисером. В настоящее время распространено также плетение из бисера. Национальные костюмы принято украшать аппликацией. Она выполняется в виде полосок, образуя широкую цветную кайму. В одежде хантов используются синий, белый, красный цвета. Зеленый, желтый почти не применяют.

Семейный уклад

Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Муж — добытчик, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Жену выбирают в первую очередь по физическим данным. Если она крепкого телосложения, проворная, работящая, такая женщина подходит для семейной жизни. Также обращали внимание на ее одежду. У мастериц были красивые костюмы, расшитые орнаментом, отделанные цветным мехом. Если одежда аккуратная, хорошо сшита, значит, женщина умеет работать, будет хорошей женой. Физическая красота достоинством не считалась. Жена должна помогать мужчине во всех делах, иначе в трудные годы семья может не выжить. Также была важной способность рожать детей. Это необходимо для продления рода. Жених также оценивался по его умению охотиться, добывать пищу. На его внешность никто не обращал внимания. Мужчина должен быть сильным, выносливым, чтобы прокормить семью.

Жилье

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

юрта.jpg

Транспорт

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без легкой долбленой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше, то использовали кедр, так как он легче, не намокает в воде.

транспорт лодка.jpg

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Она двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

транспорт олени.jpg

Кухня

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым.

Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

рыба.jpg
Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.