Источник фото : peacekeeper.ru
Ханты — один из коренных малочисленных народов Севера. Самоназвание — хантэ, от прафинно-угорского «община, объединение». Внешнее название «остяки», впервые встречающееся в русских документах XIV века, происходит из тюркских языков и обозначает инородное языческое население. Ранее (до XIV века) их называли югры, югричи.
Формирование хантов происходило с конца I тысячелетия до н. э. на основе взаимодействия северного таёжного населения с архаичным охотничье-рыболовным укладом и пришедших из южнотаёжных и лесостепных районов Западной Сибири кочевых племён, принесших элементы коневодческой культуры. По происхождению и языку ханты ближе всего к манси и венграм; по культуре они особенно близки к манси (в первую очередь северные группы). Во второй половине I тысячелетия н. э. сложились основные группы хантов, расселённые от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реки Пелым и Копда на западе. В XV–XVII веках часть хантов была вытеснена манси из западных областей на восток и север.
На севере ханты частично подверглись влиянию ненцев, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) миграция хантов на север и восток продолжалась и в XX веке. До прихода русских в XVIII веке у хантов существовали племена, которые позднее превратились в территориальные группы. В процессе военных столкновений (с ненцами, русскими, татарами) сложились союзы племён — так называемые «княжества» (например, Пелымское, Кондинское и др.). Во главе их стояли представители родоплеменной знати — княэпы. В составе родоплеменной знати были также старшины, выступавшие посредниками при взаимодействии с русской администрацией. В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный (ныне автономный) округ. Выделяются три этнографические группы, обособление которых связано с природно-климатическими условиями и различными культурными влияниями: северные ханты (влияние ненцев и коми), восточные (влияние селькупов) и южные, в значительной степени ассимилировавшиеся с русскими и татарами и утратившие многие черты традиционной культуры.
На территории Российской Федерации, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, проживает 31 467 хантов. Большинство из них — в Тюменской области (30 242), в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе (19 568) и Ямало-Ненецком автономном округе (9 985). В Тюменской области без автономных округов проживает 689 человек.
Источник фото : strategy24.ru , www.ridus.ru , bekatour.ru
Христианизация хантов происходила под влиянием внешних факторов. До этого их верования основывались на анимизме и шаманизме. Наибольшее влияние христианства испытали южные ханты вследствие близости к русским поселениям. Северные и восточные ханты в значительной степени сохранили традиционные верования.

Источник фото : хатанга.рф
Ханты говорят на хантыйском (остяцком) языке, принадлежащем к угорской ветви уральской языковой семьи. К этой же группе относятся мансийский и венгерский языки. Хантыйский язык характеризуется большим количеством диалектов. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, в России хантыйским языком владеют 9 230 человек, из них 7 659 используют его в повседневной жизни.
Хантыйская свадьба представляет собой торжественное действо, включающее ряд ритуалов, исполняемых женихом, невестой и их родственниками. Берёза у хантов считается священным деревом, поэтому на её ветви завязывают ленты или ткань во время свадебного обряда. У очага проводится ритуал поклонения Огню с пожеланием молодожёнам долгой и счастливой совместной жизни и рождения детей. На память молодым дарят оберег, символизирующий благополучие семьи. В прошлом жених и невеста могли не видеть друг друга до свадьбы — выбор невесты осуществляли родители жениха. Предпочтение отдавалось девушкам из дальних стойбищ, чтобы избежать близкородственных браков. Для этого специально совершались поездки в отдалённые поселения. Главными качествами невесты считались умение вести хозяйство, выделывать шкуры, шить одежду и обувь из оленьих лап, соблюдение обычаев, уважение к старшим, покладистость, доброта и самостоятельность.

Источник фото : photo-tur.livejournal.com
Полноценная традиционная свадьба возможна только в условиях стойбища. В городских условиях обряд соблюдается в упрощённой форме, с частичной утратой национального колорита. Нередко городские жители, уже зарегистрировавшие брак в ЗАГСе, по настоянию родителей выполняют традиционные ритуалы. Существует обычай, согласно которому лицо замужней женщины не должны видеть посторонние мужчины. Мужчины-ханты, в свою очередь, стараются не заставать женщин врасплох: при приближении они обычно покашливают или топают ногой, давая женщине возможность прикрыть лицо. До замужества девушка носит платок обычным образом, но после свадьбы надвигает его так, чтобы лицо оставалось скрытым от посторонних.

Источник фото : goarctic.ru
В традиционном мировоззрении юганских хантов рождение ребёнка тесно связано с потусторонним миром. Существует представление о богине-жизнеподательнице и матери огня Анки Пугос, обитающей, по одним сведениям, на небе, по другим — на Малом Югане, по третьим — на Вахе. Салымские ханты полагают, что детей посылает бог Торум, а принимает их «пуповая бабка». По преданиям юганских хантов, на Малом Югане живут две сестры-богини Пугос, посылающие женщинам детей в ответ на дары: берестяную коробку для рукоделия (йиныт) и платок. В честь Пугос устраивается ритуальное жертвоприношение (йир поры): закалывают оленя-важенку, а шкуру отправляют на Малый Юган в дар богиням. Считается, что угощения и подарки следует приносить раз в 3–5 лет, иначе дети будут рождаться ежегодно. Продолжительность жизни определяет богиня Анки Пугос, живущая на Вахе: она отмеряет жизненный срок на верёвке.
Существует легенда: «Когда семья хантов охотилась зимой, женщина родила девочку в шалаше. Однажды уголёк из костра попал на ребёнка. Отец разгневался и стал тушить огонь топором. Костёр погас, и больше не удавалось развести огонь ни на этом месте, ни на трёх других. Вернувшись на первоначальное место, они увидели женщину с окровавленным боком. Она сказала: «Ты сам поранил меня топором, когда я хотела поцеловать ребёнка. Теперь оденьте девочку во всё новое и поставьте люльку с ней в огонь — тогда вы спасётесь, иначе замёрзнете». Родителям пришлось выполнить это требование, и огонь вновь загорелся». Это предание, вероятно, отражает представление о том, что Анки Пугос в образе огня, будучи подательницей детей, некоторое время сохраняет на них права.
Положение беременной женщины (хохунатвоттэнэ — «слабая женщина») регулировалось рядом запретов. Нарушение любого из них могло повлечь трудные роды или навредить будущему ребёнку. Беременной запрещалось есть солёное, сырую рыбу и сырое мясо. Пол будущего ребёнка определяли по форме живота: острый — мальчик, круглый — девочка. Также мать могла угадать пол по сновидениям: женские предметы (кольцо, игольник, ножницы) сулили девочку, а мужские (лук, стрелы, ружьё) — мальчика. Ханты одинаково радовались рождению и того, и другого. На вопрос, кто предпочтительнее, отвечали: «Нет разницы — любой ребёнок хорош, лишь бы был здоровым».
Календарный год у хантов делился на два полугодия: летнее (начиналось весной) и зимнее (с октября). Месяцы назывались по лунам, и каждое название отражало природные явления. Например:
1. Февраль — месяц ленивого орла. По легенде, орёл то летает, то сидит, предвещая пробуждение солнца.
2. Май — месяц ледохода, нереста рыбы и рождения оленят.
3. Июнь — месяц высокой воды. В это время готовили лодки и снасти к рыболовному промыслу.
4. Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний цикл, начинается сезон охоты.
5. Ноябрь — месяц застывания Оби. Наступают морозы, земля покрывается снегом, собаки перестают брать след.
6. Декабрь — месяц большой темноты. Это время поддержания тепла в доме.
Народные праздники хантов связаны с почитанием животных. Весной отмечают Вороний день — праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны, первые птицы, прилетающие на Север. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела ворона, кладут в детские люльки. В этот день нельзя шить и рубить дрова. На священных местах готовят угощения, молятся духам природы и берёзе, символизирующей женское начало. На её ветви привязывают цветные ленты, вешают баранки и монеты. Лента считается подарком богу Торуму. Считается, что желание, загаданное в этот день, исполняется. В честь Торума приносят жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве, мясо употребляют в пищу, иногда пьют и оленью кровь. В мае отмечается праздник Водяного царя после вскрытия рек. Просыпается Вит-Куль — покровитель водоёмов, сын Торума, распределяющий рыбу по рекам и озёрам. В день спуска лодок на воду делают подношения: ранее — животных, сегодня — еду и водку. Также Вит-Кулю дарят крупную рыбу из первого улова. Летом проводится ещё один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева. Управлять ею сложно и требует опыта. В этот день устраивают гонки на лодках и состязания по борьбе.

Источник фото : ugra-news.ru
Особое значение имеет Медвежий праздник. Согласно древней легенде, медведь — младший сын Торума. Бог послал его на землю с запретом уничтожать поселения людей и убивать оленей. Однако из-за голода медведь ослушался отца, и в наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа медведя осталась бессмертной и после смерти должна вернуться к отцу. Поэтому после убийства медведя устраивается праздник, длящийся несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, исполняют обрядовые танцы и песни, восхваляя его силу и ловкость. В песнях приносят извинения за его смерть, обвиняя в ней ружьё. Вороны изображаются как воры, желающие украсть душу и мясо медведя, а люди защищают его. После ритуала мясо варят по особым правилам, кости захоранивают, а отдельные части тела — губы, череп, куски шкуры — хранят как священные предметы.
Современные ханты отмечают День оленевода — ежегодный национальный праздник, учреждённый для возрождения культуры народа. Он проходит в марте, по окончании охотничьего сезона, и включает спортивные соревнования, конкурсы и танцы.
В обрядовых церемониях важное место занимают подражательные танцы-пантомимы, изображающие движения животных — лося, медведя, лисицы, филина, ворона. Также существуют обрядовые танцы, отражающие быт и повседневную жизнь: охоту, рыбалку, собирательство, оленеводство, плетение, рукоделие. По числу исполнителей танцы делятся на коллективные и сольные. Движения в основном выполняются руками и корпусом; движения ног играют второстепенную роль.

Источник фото : travelask.ru
Женский танец более статичен, замкнут в себе, без перемещений по горизонтали. Преобладают вертикальные покачивания и повороты корпуса вокруг своей оси. Танец исполняется медленно и плавно, без резких пауз. Мужской танец — динамичный, резкий, энергичный, иногда с прыжками. Общая черта обоих танцев — симметричность и повторяемость движений (поочерёдно вправо и влево). В танцах широко используются реквизиты: колокольчики, маски, платки, стрелы. В качестве музыкального сопровождения применяются струнный инструмент нарс-юх, бубен и тумран (варган).

Источник фото : rgo.ru
Музыка хантов представлена двумя музыкально-стилистическими ареалами, каждый из которых делится на фольклорные диалекты: северный — на обдорский, казымский, берёзовский и шеркальский; восточный — на вах-васюганский, сургутский и салымский. Жанровая сфера включает лирические и эпические песни, танцевальные и инструментальные наигрыши, мелодии шаманских камланий и медвежьего праздника. Лирические песни — это импровизации на разные темы: любовные высказывания, колыбельные, напевы, отражающие весёлое настроение.
Исполнители создают «личную мелодию», но в рамках стилистических норм своей локальной традиции. Эпическая музыка представлена краткими напевами в сказках и мифах (у северных хантов) или развёрнутыми героическими песнями. Это наиболее канонизированная область хантыйской музыки. Мастера-сказители сопровождали исполнение игрой на арфе и цитре. Некоторые эпические песни имели сакральное содержание и входили в шаманские обряды и медвежий праздник. Считалось, что исполнители таких песен обладали особыми способностями, а их музыка могла исцелять. Шаманская музыка определяется специализацией шаманов (лекарь, предсказатель, жрец, хранитель капища и др.). Сильные шаманы могли совмещать разные стили. Исполнение сопровождалось игрой на бубне. Несмотря на импровизационную природу, шаманская музыка была строго каноничной: шаман не сочинял собственные песни, а передавал «напевы духов».

Источник фото : дальнийвосток2030.рф
Нерыпь — струнный смычковый инструмент овальной или грушевидной формы, вырезанный из цельного куска дерева (обычно ели). Имеет одну, реже две струны из конского волоса или сухожилий лося. Звучание напоминает плач и передаёт оттенки человеческого голоса. Играют на нём смычком в форме лука, держа инструмент вертикально на колене. Использовался на праздничных церемониях и в камерной обстановке. Сегодня встречается крайне редко. Нин-юх (или Нинг-юх) — мужской струнный смычковый инструмент, меньший по размеру, чем нерыпь. Имеет овальный корпус и две–три струны из сухожилий оленя (лося) или конского волоса. По звучанию и внешнему виду напоминает скрипку. Играют на нём с помощью смычка, отличающегося от смычка нерыпи. Считается камерным инструментом, применявшимся в домашних праздниках. Кугель-юх — старинный струнный смычковый инструмент с деревянным корпусом и выемкой, напоминающий скрипку. Обычно имеет две–три струны из сухожилий или конского волоса. Звук мелодичный, но не громкий. Использовался как мужчинами, так и женщинами на праздничных церемониях, особенно на медвежьем празднике и небольших торжествах.

Источник фото : edu.ru
Для изготовления одежды ханты использовали в основном шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лён и коноплю, ткали из них полотно и шили рубахи и штаны. Конопляные волокна прочные и хорошо сохраняют тепло. Женские рубахи были прямого кроя с присборенным воротом.
Северные ханты ткачеством не занимались. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Такие экземпляры сегодня можно увидеть в музеях. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя во время рыболовных промыслов.
Основной одеждой всегда были меховые распашные одеяния свободного покроя, похожие на халаты, сшитые из выделанных шкур и завязывающиеся на пояс. Позднее их вытеснили промысловые костюмы глухого покроя — туники длиной ниже колена с капюшоном, сшитые мехом внутрь. Детали сшиваются сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских по крою, но отделываются богаче: из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты, такие как «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носят кисы или унты, под которые надевают вязаные шерстяные носки. Кисы шьются мехом наружу и украшаются геометрическими узорами и бисером. Унты — охотничья и рыбацкая обувь, очень тёплые сапоги с высоким голенищем из оленьей кожи и собачьего меха, мехом внутрь.


Источник фото : nesiditsa.ru , dzen.ru
Ханты всегда бережно относились к природе. Они не убивали беременных самок и молодняк. Рыболовные сети имели крупные ячейки, пропускающие молодую рыбу. Охотники почитали животных, на которых охотились, и приносили первое добытое животное в дар божествам леса. Для рыболовства использовали долблёные лодки; для дальних путешествий — большие лодки с надстройкой из бересты.

Источник фото : dzen.ru
Традиционные ремесла:
1. Резьба по кости и дереву.
2. Изготовление берестяных изделий.
3. Плетение из травы, камыша, прутьев.
4. Кузнечное дело.
Береста играла важную роль в быту: из неё делали посуду, покрытия для летних чумов, поделки. Бересту вручную снимали с дерева, варили в котлах, пропитывали рыбьим жиром для прочности. Части изделий сшивали оленьими жилами или конскими волосами. На готовых изделиях вырезали узоры, делали аппликации, тиснения, раскрашивали. Плетёные изделия из тонких прутьев, корней кедра, камыша и ивового лыка использовались повсеместно: циновки застилали полы и украшали стены.

Источник фото : visitugra.ru
Из древесины кедра, лиственницы и берёзы выдалбливали чашки, пиалы, ложки, корыта. Такая утварь была лёгкой, прочной и удобной. Ханты владели литейным и кузнечным делом: из металла ковали инструменты, холодное оружие и предметы культа. Женщины изготавливали ювелирные изделия: расплавленный металл заливали в формочки, накрывали берестой и распределяли по поверхности, получая ожерелья, подвески, браслеты. Южные ханты знали ткачество: из крапивных волокон ткали полотно для нательной одежды. На рубашках вышивали шерстяными нитками геометрические узоры. Некоторые мастерицы полностью покрывали платья вышивкой. Праздничную одежду и головные уборы украшали бисером. Сегодня распространено также бисероплетение. Национальные костюмы украшают аппликацией в виде цветных полос, образующих широкую кайму. В одежде преобладают синий, белый и красный цвета; зелёный и жёлтый почти не используются.
Промыслами занимались мужчины, женщины вели домашнее хозяйство, шили одежду, обрабатывали шкуры для чумов. Мужчина считался добытчиком и защитником семьи; ему подчинялись все члены семьи. При выборе невесты обращали внимание на физическую силу, работоспособность и умение вести хозяйство. Красиво сшитая и украшенная орнаментом одежда свидетельствовала о мастерстве девушки. Физическая красота не считалась главным достоинством. Жена должна была помогать мужу во всех делах — это было необходимо для выживания семьи. Также высоко ценилась способность рожать детей, что обеспечивало продолжение рода. Жениха оценивали по умению охотиться и добывать пропитание. Внешность при этом не имела значения. Главное — сила, выносливость и способность прокормить семью.
Из-за полуоседлого образа жизни у хантов существовало два типа жилищ: постоянные зимние и переносные летние. Летние жилища — юрты облегчённого типа: конические, полусферические или многоугольные. Простейший вариант — чум конической формы из наклонных жердей, покрытых берестой. Многоугольные юрты имели стены-плетёнки, на которые крепили жерди, образующие крышу; покрывали их войлоком или шкурами. Зимние поселения были крупнее летних. В зависимости от региона и занятий жилища различались: тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами; охотники строили срубные домики или полуземлянки с каркасными стенами и конической или двускатной крышей. Рядом располагались навесы и амбары для хранения припасов. Сегодня многие южные ханты живут в обычных посёлках, построенных по русскому типу, а часть народа сохраняет традиционный образ жизни.

Источник фото : razrisyika.ru
Основной транспорт — лодка. Жизнь хантов тесно связана с водой, и их трудно представить без лёгкой долблёной лодки — обласа (или обласка). Обычно её делали из осины, а для переноски по суше — из кедра, так как он легче и не намокает.

Источник фото : ugra.aif.ru
Зимой для передвижения использовали лыжи. Дети учились ходить на них с 6–7 лет. Лыжи изготавливали из сосны, кедра или ели. Простые лыжи назывались голицы, а те, у которых скользящая поверхность обклеивалась мехом оленьего или лосиного камуса, — поволоками. Основной зимний транспорт — нарты: ручные, собачьи или оленьи. Ручная нарта — двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном сечении.

Источник фото : komi.aif.ru
Основу питания составляли мясо диких животных и оленей, которое употребляли в варёном, запечённом, вяленом, солёном и сыром виде. Также ели кровь животных, считавшуюся питательной и придающей силы. Рацион дополняли ягоды, кедровые орехи и коренья. После разделки оленя сразу начинали есть — это считалось деликатесом: кусок мяса обмакивали в тёплую кровь и употребляли. После контактов с русскими у хантов появился обычай есть хлеб. Его готовили разными способами: обычный, с икрой или оленьей кровью; тесто замешивали на рыбном бульоне. Большую часть рациона составляет рыба. Её вялят, коптят, жарят, делают строганину (тонко нарезанную свежемороженую сырую рыбу). Деликатесом считается филе красной рыбы, смешанное с ягодами и заправленное рыбьим жиром. Распространённый способ заготовки на зиму — юкола: потрошёную рыбу нарезают квадратами и вялят на солнце несколько дней. В качестве напитков употребляют чай и оленье молоко.

Источник фото : dzen.ru
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения