Цахуры – относятся к одному из коренных народов Кавказа и являются титульной народностью Республики Дагестан. Вместе с предками других народов лезгинской семьи, цахуры входили в многоплеменное государственное объединение Кавказская Албания.
По данным переписи населения 2020 года в России живет 12 514 цахуров. Наибольшее число проживает на территории Республики Дагестан – 10 320 чел., на территории юго-западного Дагестана, в Махачкале, Рутульском, Кизлярском, Кумторкалинском районах.
А также:
Ставропольский край - 320;
Тюменская область - 245;
Ростовская область - 214;
ХМАО - 176;
Волгоградская область - 161;
Астраханская область - 111.
Также цахуры проживают на северо-западе Азербайджана, в Закатальском, Гахском районах, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.
Цахуры на протяжении всей своей истории исповедовали три религии:
● Зороастризм;
● Христианство;
● Ислам.
Все эти религии оставили свой след в жизни народа. В древности цахуры поклонялись огню. Многие культовые древние постройки на территории, где проживают представители народа, связаны напрямую с зороастризмом. В цахурском селе Мамрух расположен храм хозяина земли Спента Армайти, в селении Гьаласкьар сохранились руины храма божества Аша Вахушта, управляющего огнем. В селении Юхары Чардахлар есть руины храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, исповедующий зороастризм верил, что существует один главный бог и шесть богов светочей, которые подчиняются ему. Все вместе они правят миром.
Христианство цахуры приняли в 313 году. 4-7 века считаются расцветом Кавказской Албании. Христианство в этой стране было государственной религией, большое внимание уделялось строительству храмов, церквей, часовен, монастырей. Ислам народ принял неравномерно. В Азербайджане этот период пришелся на начало 8 века, в Дагестане — на 10-11 века. Сохранилось в этих местах много связанных с исламом сооружений.
Народ говорит на цахурском языке, который относится к нахско-дагестанской группе северокавказских языков и входит в лезгинскую ветвь. Цахурский более всего близок к рутульскому языку и делится на три диалекта:
1. Гельмецко-курдульский;
2. Цахурско-сувагильский;
3. Сапучинский (сабунджинский).
Народ для письма использовал арабскую модифицированную письменность. В 1930-х годах на основе латинской графики был разработан алфавит. В местных школах с 1935 по 1938 годы велось обучение на цахурском. В 1990 году был создан новый алфавит на основе кириллицы. Сегодня язык считается одним из официальных в Дагестане.
По данным переписи 2020 года, цахурским языком в РФ владеет 6 340 чел.
Материальное благополучие и общественное положение являлись главными критериями при вступлении цахуров в брачный союз. Практиковался колыбельный сговор, чаще всего между дагестанскими и азербайджанскими цахурами. На колыбелях помолвленных детей делали надрезы, после чего девочка считалась нареченной невестой. Отцы таких детей должны были быть друзьями. Брачный выбор определяли родители с участием близких родственников. Однако существовал обычай, согласно которому девушка могла публично выразить свое желание выйти замуж. Для этого она должна была подняться на крышу мечети и громко произнести установленную фразу. Мужчины были обязаны устроить ее судьбу. Они искали для девушки жениха.
В ряде цахурских селений существовали традиции, связанные с проверкой юношей и девушек на зрелость. Например, в селении Сюгют юноша должен был расколоть на мелкие части сосновый пень. Девушек отводили к камню с углублением округлой формы. Там и проверяли, «доросла» ли девушка до замужества.
Этот камень называли «мерка для невест».
В сватовстве принимали участие родственники жениха (дядя, тетя, старшие брат или сестра), уважаемые старики, отличающиеся умением вести разговор. При первом визите присутствовали мать или отец юноши. Сваты приносили сладкие угощения и при необходимости могли приходить несколько раз, вплоть до получения согласия стороны невесты на брак. Отец девушки не принимал участия в переговорах между сватами. По их окончании он ставил условие, чтобы старший из сватов взял на себя ответственность за благополучную жизнь дочери в будущей семье. Тот, к кому обращался отец, клялся своей папахой, что не допустит недозволенного в отношениях между будущими женой и мужем. Рукопожатие сватов символизировало достижение согласия. После этого сваты вручали одному из младших родственников со стороны невесты завернутую в платок обручальную серебряную монету. В том случае если сваты оказывались младше присутствующих, эту монету клали под ковер.
Невеста, по обычаю цахуров, вступала в права члена семьи жениха после сватания. В день обручения назначали срок свадьбы. Родственницы жениха приносили в дом невесты обручальное кольцо, украшения, комплекты одежды, продукты и сладости. Сторона невесты готовила приданое, в которое входили наборы домашних вещей, одежды, мебели. Период между обручением и свадьбой охватывал от одного года до трех лет, в зависимости от материальных возможностей сторон. Семья жениха в это время заботилась о невесте, одаривала ее подарками по праздникам. Будущие супруги избегали общения между собой. Они также не встречались с родителями и родственниками сторон. Невеста могла в знак сватовства с разрешения родных жениха носить свадебную одежду.
К свадьбе родители жениха готовили продукты и отправляли их в дом невесты. Свадьба продолжалась от двух до пяти дней. Торжества в честь бракосочетания проходили в доме жениха. При заключении брака вносилась определенная сумма в пользу женщины на случай смерти мужа или развода. Родителям жениха и невесты вручались подарки. Будущий супруг получал право войти в комнату невесты только после религиозного обряда. По завершении застолья свадьба отмечалась в доме невесты.
Ключевыми моментами торжества были вывод жениха и переход невесты в его дом. Жених и его шаферы, один из которых был другом, а другой – родственником, за два дня до свадьбы и после нее находились в доме своих близких. Их охраняли специальные люди, чтобы не допустить «кражи» жениха или его папахи. Похищенный или его папаха возвращались только за выкуп. Будущего мужа выводили в новой овчинной шубе и сажали на почетное место. Такое же одеяние было и у шаферов жениха. Мать жениха приносила поднос с обрядовой папахой, платком, сладостями. Затем она поздравляла сына, надевала на его голову папаху, а мулла читал молитву. При отсутствии матери эту церемонию выполняла сестра или тетя жениха.
За день до вывода невесты мать давала ей большой чурек (лепешку), символизирующий благополучие. Этот чурек делили на части и раздавали детям на пороге дома жениха. У цахуров Дагестана невеста, одетая в яркое платье, с платком на голове и с покрывалом, закрывавшим лицо, ехала на коне. На него невесту сажал отец или дядя. Ее сопровождали две наставницы, музыканты, молодежь, которая устраивала по пути конные состязания и танцы. Свадебную процессию встречали залпами ружей, невесту осыпали рисом, орехами, сладостями, желали ей благополучия. По дороге участников процессии останавливали молодые люди, требуя выкупа за невесту сыром, мясом, хлебом, сладостями. Сопровождающий невесту требовал у родственников жениха барана, овцу или ягненка и тут же осуществлял жертвоприношение животного. Этот обычай предотвращал сглаз и гарантировал новой семье благополучие. Родители жениха приветствовали невесту при входе в дом. Перед ее ногами клали металлический предмет, так как, по поверьям, при соприкосновении с металлом первый шаг невесты становился прочным как железо. Переступив порог, невеста наступала на белую шерсть, которая символизировала счастье и благополучие молодых. В течение трех дней невеста находилась в одеянии с покрывалом. На четвертый день покрывало снимали с лица в присутствии родственниц. Невесту в этот день одаривали деньгами, платками, тканью. С момента обручения и переодевания невесты в свадебную одежду до снятия покрывала с лица ее называли «невеста в нарядном одеянии». Этот термин означал ее девственность. После первой брачной ночи женщины-наставницы извещали родителей жениха о целомудрии невесты.
В конце свадьбы девушки и невеста красили себе ладони и пальцы рук хной. После одного-двух месяцев совместной жизни молодоженов родители новобрачной приглашали дочь вместе с мужем и его родными к себе. Затем молодые могли беспрепятственно посещать дом родителей жены. При первом визите молодоженов одаривали коровой, телкой, овцами с приплодом, лошадью, а иногда участком земли.
Цахуры заблаговременно заботились о будущем урожае. С этой целью проводили специальные обряды. В конце марта – начале апреля люди собирались на кладбище у святого места, захватив с собой муку, сахар, жир, яйца, и пекли на чугунном блюде, установленном на закрепленном над костром треножнике, большие блины. Их поровну делили между всеми односельчанами, угощали гостей и прохожих. В селении Мишлеш отмечался похожий обряд. Однако он приурочивался к окончанию годовых сельскохозяйственных работ. Все женщины аула пекли большую лепешку и относили ее на центральную площадь, где угощали мужчин, которые обменивались взаимными пожеланиями хорошего урожая в будущем году. Мужчины, в свою очередь, делились угощением с детьми. Коллективным процессом приготовления пищи и совместной трапезой цахуры как бы обеспечивали будущий хороший урожай.
В благоприятный год юноши требовали от чабана выкуп скотом. С этой целью на его пути выставляли два камня, что означало требование подарка. Подарки зерном получали также от отдельных домохозяев. Отказать молодым людям было нельзя. Этот обряд использовался выборочно, применительно к зажиточным людям.
Была распространена детская обрядность. Она была связана с заботой о здоровье ребенка. Приветствовалось рождение мальчика как продолжателя рода. К появлению на свет девочки относились спокойно. Ребенка нарекали именем через два – семь дней после рождения. Как правило, давали имя уважаемого умершего родственника. Кровать и постельные принадлежности для ребенка приносила в дом мать роженицы. К одежде ребенка пришивали амулеты, предохранявшие от дурного сглаза. Воспитанием детей в раннем возрасте занимались женщины (мать, бабушка), после семи лет – мужчины. Приобщение детей к этическим и моральным нормам происходило через совместное с взрослыми участие в обрядах, молениях, общественных праздниках.
Цахуры отмечали календарные праздники начала весны, проведение первой ритуальной борозды на пашне. Эти торжества сопровождались обильным угощением детей и соседей. На праздник начала весны красили яйца, готовили специальное блюдо из вяленого мяса и зерен, кашу, пекли фигурные хлебные изделия, жгли костры, исполняли обрядовые песни. Со скотоводческим циклом был связан праздник, посвященный возвращению чабанов с зимних пастбищ. По этому поводу совершали ритуальное жертвоприношение – резали скот, мясо раздавали соседям и родственникам. Устраивались скачки, состязания борцов, танцы, собачьи бега.
Скачки были своеобразной формой проведения досуга. Они проходили поздней весной в селении Цахур. Распорядитель праздника – бек – определял состав наездников, оценивал степень готовности коня и сбруи. Он же отвечал за подготовку коллективного угощения. Наездники-мальчики в группах по четыре человека соревновались до выявления победителя. По окончании скачек устраивали коллективный безалкогольный пир. Затем участники возвращались домой, где их ждала торжественная встреча. Женщины украшали победившую лошадь красочными лентами и парчой. Семья владельца коня угощала всех присутствовавших.
Спортивные состязания были в основе другого праздника – Сейран. Его устраивали летом в селениях Цахур и Мишлеш. Каждый участник имел при себе кинжал, саблю, сбрую, бурку, запас продуктов на неделю. Для поддержания порядка избирали хана с помощниками. Нарушители правил поведения подвергались штрафу. Зажиточные люди отвечали за общественную трапезу, для которой выделяли скот и необходимые продукты. Застолье с музыкой и танцами продолжалось три дня. Затем все шли на гору Гащел, где в течение двух-трех дней проходили скачки. Там же осуществляли ритуальное жертвоприношение. Вечером в последний день праздника все присутствовавшие торжественно возвращались в село. На коне, украшенном цветами, ехал предводитель. Рядом с ним – победители. Помимо скачек в горах проводились состязания по борьбе, метанию камня, лазанию по скалам.
Древние музыкальные инструменты цахуров: дюттек, сипсий, балабан, баян «накьра», тампур, дам-дам (дяф), зурна, кос.
Цахурский традиционный ансамбль называется «кьаварчер» и состоит из 4 человек, которые играют на разных инструментах. Народ отдает предпочтение быстрой ритмичной музыке, которая вдохновляет, поднимает настроение, дает жизненные силы. Они не любят грустные мелодии.
Песенная культура цахуров отличается двуязычием словесного текста. Большинство песен отличается танцевальностью жанрового облика и ритмического строя. Типичными являются лады минорного наклонения, иногда с некоторыми элементами азербайджанского «шур».
Самые любимые песни у цахуров - это народные песни «Издагъ алэеъэна», «Бег гяъана», а среди авторских – «Къайджуна», «Аман ед`», «Алшанын» и др. Авторами этих песен являются Гамзат, Хан-Алмаз, Н. Исмаилов, А. Давудов и другие.
Одежда во многом схожа с традиционным костюмом народов Дагестана, но отличается по отделке, покрою, цвету и способу носки. Шили одежду в основном из шерсти и кожи. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет на подкладке «алхалыг», распашную длинную черкеску, островерхую шапку конусообразной формы, пошитую из овчины, башлык, каракулевую шапку. Зимой надевали шубу-накидку со сложным рукавом, шубу с рукавами, бурку. Чабаны носили войлочный плащ. На ноги надевали вязаные носки, поршни-чарухи, которые представляли собой кусок кожи, стянутый по форме ноги, чувяки, сафьяновые сапоги, шерстяную вязаную обувь с загнутым вверх носком. Обязательными элементами костюма были кинжал и кожаный пояс.
Одежда женщины состояла из штанов, рубахи туникообразного покроя, широкой юбки, кофты на подкладке, бешметов различного кроя (катиба, алхалыг), фартука-передника. На голове носили платок, чухту. Способ носки головного убора зависел от возраста. В холодное время года надевали безрукавку, овчинную шубу. На ногах носили шерстяные пестрые носки, башмаки, поршни, вязаные сапоги, сафьяновые чувяки. Широко использовали женщины украшения в одежде: нарядный капор «дугмаче», налобник, пояс, серьги, браслеты, серебряные цепочки, нагрудные подвески. Украшали одежду вышивкой, монетами, трубочками, бляшками. Сегодня носят в основном городскую одежду, сохранились шубы, носки, вязаная обувь, шапки из каракуля.
Наиболее древним типом традиционного жилища цахуров был дега – большое однокамерное помещение, служившее жильем для большесемейной общины. Вся ее домашняя жизнь протекала именно здесь. В дега семья принимала пищу, воспитывала детей, сообща совершала семейные обряды, занималась домашним трудом. Отсеки и углы этой довольно просторной комнаты использовались для хозяйственно-производственных нужд, и одновременно помещение было кухней и кладовой, местом переработки и хранения растительных и животноводческих продуктов.
Чтобы увеличить полезную площадь жилья, к задней стене пристраивали открытые отсеки, разделенные на два полуэтажа. Верхний полуэтаж назывался кьас, нижний – хидва. В верхнем отсеке хранили всевозможный инвентарь, сельскохозяйственные орудия, постельные принадлежности; нижний служил для хранения продуктов, в основном молочных. Наличие таких двуярусных пристроек давало возможность сохранить в комнате свободное место для дневной работы семьи. Отопление и освещение жилища осуществлялись с помощью открытого очага, который устраивался в центре комнаты в небольшом углублении. Дым выходил наружу через светодымовые отверстия.
Традиционная система отопления у цахуров была несложной. В центре земляного пола общего жилья выкапывалась ямка, обмазывалась твердой земляной массой, затем боковые стенки обжигали. После этого здесь беспрепятственно можно было разводить огонь – для приготовления пищи и обогрева помещения. Когда в жаровне оставались одни угли, над ямкой ставили курси – вид табуретки, которую покрывали паласом или войлоком, чтобы дольше сохранить тепло. Такое центровое отопление называется лахха, т.е. ямочное отопление. Здесь в зимнее время семья спала, располагаясь ногами к центру, к тандыру. Такую систему отопления мы наблюдаем не только в Дагестане, но и у части грузин, армян, азербайджанцев. Ареал данного вида отопления значительно шире и встречается у многих народов, различаясь лишь в деталях.
Азербайджанские цахуры строили дома более добротно и обставляли их лучше, чем цахуры Дагестана. Обилие стройматериалов, удобство их доставки позволяли им строить многокомнатные жилища с подвальными помещениями для продуктов. Преобладали полутора- и одноэтажные дома. В отличие от Горного магала, кровли домов здесь делали двускатными, с чердаком и покрывали соломой, камышом. Это было вызвано непригодностью чернозема для покрытия плоской кровли и частыми осадками.
Основными занятиями цахуров издавна было скотоводство и земледелие. Разводили мелкий, крупный рогатый скот, в основном доминировало овцеводство. Летом овец держали в Самурской долине Дагестана, осенью перегоняли на зимние пастбища в Азербайджан. Когда распался СССР, хозяйственный уклад цахуров претерпел изменения. В начале 90-х овцеводство пришло в упадок, сейчас оно постепенно восстанавливается. Сегодня стада уже не перегоняют. В некоторых селениях есть овцеводческие крупные фермы.
Цахуры, проживающие на территории Дагестана, занимаются в основном скотоводством. В Азербайджане цахуры занимаются земледелием, садоводством, огородничеством, выращиванием бахчевых культур. Выращивают табак, кукурузу, пшеницу, овес. В садах растут орехи, хурма, яблони. В Дагестане мало посевных площадей, поэтому раньше, проживающие там цахуры обменивали и покупали зерно на равнинах Азербайджана. Издавна народ занимается пчеловодством. Мед на Кавказе очень ароматный и вкусный. Очень ценится мед из горных частей региона. Широко используют цахуры продукты пчеловодства в лечебных целях.
Из промыслов и ремесел распространена обработка шерсти, из которой изготавливают сукно. Это сукно идет на изготовление одежды, шалей, ковров, мешков, носков «турсбы» и «хурджуны». Шерсть пряли на ручных прялках. Большим спросом пользовались изделия из войлока: чопуз, кече-бурка, полушубок. Ковры ткали различных видов: килим, паласы, хирсак. Пряжу окрашивали натуральными красками из хны и марены.
Занимались цахуры обработкой кожи. Из обработанной овчины делали шубы, папахи, бурдюки для хранения сыра. Из кожи крупного рогатого скота изготавливают ремни, кнуты, уздечки, седла, веревки, сумки.
Широко распространена работа по дереву. Изготавливают предметы домашнего обихода, кухонную утварь, ложки, корыта, черпалки, кадки, маслобойки, сундуки, люльки, лари, грузовые арбы, музыкальные инструменты.
Цахурские мастера украшали опорные столбы, потолки мечетей и богатых домов узорами, изготавливали мебель, окна, двери. Широко распространены у народа и другие ремесла: кузнечное, сапожное, лудильное, ювелирное, портное, гончарное дело. Развита была торговля, свои товары цахуры продавали в Грузии, России, Турции, Иране.
У народа существует две формы семьи: большая неразделенная и малая. Неразделенная семья состоит из нескольких поколений родственников, среди которых работоспособными являются несколько женщин и мужчин. Все члены такой семьи сообща пользуются скотом, землей, хозяйственными и жилыми постройками, продуктами.
При разделе имущества все сыновья обладали равными правами на наследство. Незамужние дочери получали в два раза меньше. Женщинам принадлежали только личные вещи: приданое и одежда, но при дележе имущества у матери были равные с сыновьями права. Инвентарь, скот, земельные владения и продукты делились поровну, хозяйственные и жилые постройки по жребию. По адату старый отцовский дом оставался самому младшему сыну, который оставался жить с родителями.
В малой и большой семье главным был старший мужчина, он выполнял многие сложные обязанности, связанные с бытом и ведением хозяйства, разделял между членами семьи работу, строго следил, чтобы каждый исполнял свои обязательства. Все имущество и доходы семьи были в его полном распоряжении. Глава семьи решал судьбы домочадцев. Обращались к такому мужчине не по имени, а уважительно «абаттей».
Из женщин в семье главной была «абай» — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила, чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечает за кормление скота и работает на кухне. Мужчины в женские дела не имели права вмешиваться, поэтому все споры женской части семьи решала абай. Без ее разрешения даже самый главный мужчина в доме не может распоряжаться ничем из женского хозяйства.
Так как в больших семьях было несколько свекровей, абай за каждой из них закрепляла ее невестку. Молодая жена должна была облегчить работу матери своего супруга, помогать ей, но и в полной мере выполнять свою работу по хозяйству. Нередко молодые невестки в неразделенных семьях оказывались под двойным подчинением у свекрови и абай.
У народа преобладают в рационе мучные и мясные блюда. Проживающие в Азербайджане цахуры питаются более разнообразно. В кухне присутствуют продукты земледелия и животноводства, блюда из пшеничной, кукурузной муки, рис, овощи, фрукты. Из орехов делают халву, используют съедобные травы.
Хлеб пекут в печах двух видов:
● Тандур, печь круглой формы со стенками, высотой в 1 метр. Иногда располагалась в яме, в земле;
● Кульба, прямоугольная печь, высотой 1,5 метра.
Печи обычно расположены во дворе дома. Хлеб пекут овальной и круглой формы. От того, какой вид муки и состав теста, зависит, какую печь будут использовать.
Важное место в питании народа занимает сушеное мясо. Его заготавливают в ноябре из целой туши барана, которую засаливают, после сушат на ветру. Делают на зиму разные сушеные колбасы. Из молочного употребляют творог, молоко, айран, гатык, простоквашу. Хорошо готовят цахуры коровий и овечий сыр. Масло делают в специальной маслобойке из дерева.
Много существует у народа самобытных блюд. Одним из вкуснейших и лучших считается цахурский хинкал. Готовят его на пару и подают с сушеным мясом. Тесто используется очень тонкое, как листок. Примечательно, что не каждая хозяйка может приготовить правильно это блюдо.
Другие блюда цахурской кухни:
● Сюргьюллю, из тонко раскатанного теста формируются закрученные листочки или лодочки. Варят в кипящем бульоне, подают с сушеным мясом;
● Цыинт, похожи на сюргьюллю, только меньше размером. Подают с фасолью и мясом;
● Гырц, пельмени с творогом или мясом. Для начинки еще используются сушеные травы: мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, щавель;
● Маххвара, блинчики со рваными краями;
● Быджак, лапша с молоком;
● Кьуцяр’- чуду, лепешка с мясом, творогом или тыквой;
● Тыелебы, тонкие хинкалы разной формы, подаются с различной начинкой.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.