Челканцы относятся к тюркоязычной этнической группе, которая входит в состав населения Республики Алтай. Формирование народности произошло от племен тюркского, кетского и самодийского происхождения. Первые массово переселились на Алтай еще в период древнетюркских времен. Во времена советской власти челканцы, проживающие на Алтае, были учтены как алтайцы, а те представители народа, которые жили в Кемеровской области, как шорцы.
Народность проживает на территории Алтая вдоль реки Лебедь в селе Майск, Суронаш, Курмач-Байгол, Чуйка, Бийка, городе Горно-Алтайск и селе Турчак, расположенном в Турочакском районе.
В 2000 году правительством Российской Федерации народу был присвоен статус малочисленного коренного народа. В мире проживает около 1 700 челканцев, большинство из них населяет территории России.
Согласно данным переписи населения 2020 года в РФ проживает 1 290 челканцев. Подавляющее большинство челканцев (1 170 человек)
проживает в Республике Алтай.
Традиционное верование народа — пантеизм и шаманизм. Основой пантеизма является культ предков и анимизм. У челканцев существовал свой пантеон богов, они верили, что существуют духи-хозяева озер, рек и тайги. Важное место занимал культ огня. Распространен среди челканцев бурханизм. Большое влияние на народ оказала Алтайская духовная миссия, основанная в 1830 году миссионером Макарием. Под ее влиянием челканцы приняли христианство, но до сих пор у них существуют языческие верования.
В настоящее время все челканцы двуязычны и хорошо владеют русским языком, который для многих стал уже родным. Поэтому челканский диалект, сужая сферу своего функционирования, остается живым лишь в семейном общении и в небольших производственных коллективах, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности.
Первая фиксация языка челканцев принадлежит академику В.В.Радлову, бывшему на Алтае в 1869-1871 годах.
Язык челканцев относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков.
Челканский язык долгое время был бесписьменным. В 2000 году челканцы получили статус малочисленных народов России, их язык был включен в Красную книгу языков народов России.
Челканский язык стал письменным языком с выходом Букваря в 2014 году (авторы Пустогачева О.Н., Тайборина Н.Б.).
По данным переписи 2020 года, в РФ челканским языком владеют 506 человек.
Основу промысловой одежды составлял войлочный халат, полусферическая шапка, безрукавка (ненгжок), чулки (уук), сапоги (одок).
Войлочный халат делали длинным, ниже колен, и довольно широким. К ним, как правило, пришивали воротник-стойку. На промысле он наглухо застегивался на пуговицу, что предотвращало попадание снега за шиворот охотника. Она нередко являлась единственной пуговицей на одежде. Сверху на войлочный халат надевали холщовый халат. Но чаще войлочный халат простегивали холстом при помощи льняных ниток.
Материалом для их изготовления сапог и женской обуви - чирков служила хорошо выделанная конская кожа. Сапоги, ремни креплений тщательно натирались конским салом. Пропитанная жиром кожа не замерзала на морозе.
Основными элементами мужской и женской одежды из холста являлись рубаха (чамча), штаны (штан) и халат (когнок). Их покрой имел туникообразный характер. Так, стан «когнок» составляли два перекинутых на плечи прямоугольных полотна материи с вшитыми косыми или вытянутыми в форме трапеции боковинами.
Лирические песни — наиболее массовый жанр в культуре челканцев. По имеющимся материалам в песенно-лирической традиции челканцев можно выделить три историко-стилевых пласта: старинные песни, песенная классика, исполняющаяся в основном на типовые напевы, поздние песенные жанры (частушки и песни времен Гражданской войны).
Лирические песни у чалканцев принадлежат сольной вокальной традиции, не исключающей, однако, совместного унисонного пения и инструментального сопровождения (хотя обе формы встречаются крайне редко).
Все эти песни могут исполняться как женщинами, так и мужчинами.
Песни звучат в самых разных ситуациях, связанных с трудом и досугом: во время полевых и домашних работ, а также перерывов на отдых; праздничных застолий, больших ритуалов, на свадьбах, во время общения молодежи добрачного возраста, различных ситуаций, предполагающих встречу родственников, гостей, друзей. Песни всегда исполнялись при любом движении — по дороге в лес, на полевые работы и обратно в поселения. Запреты на исполнение песен связаны с пребыванием в местах, населенных духами местности, а также в период траура.
Манера исполнения песен во многом зависит от индивидуальных вокальных особенностей певца, его темперамента и настроения. Некоторые исполнители поют напряженным открытым тембром в головном или грудном регистре, другие предпочитают более мягкую, тихую манеру исполнения. Подобные предпочтения, помимо индивидуальных качеств, определяются обстоятельствами исполнения: при пении для себя избирается «интимная» манера; при исполнении на публике, во время состязаний требуется более интенсивная подача звука.
Женщины довольно часто поют низкими грудными голосами, тогда как мужчины далеко не всегда используют низкий регистр.
Различия мужской и женской манеры исполнения заключаются и в характере напевов — в мужском исполнении проявляются черты, близкие строевой походной песне, их напевы более просты и лаконичны, тогда как женщины склонны к более распевным мелодиям, насыщенным опевающими тонами.
Песни разнообразны по тематике: о родных местах, природе, родственниках, любовных отношениях, одиночестве.
Из форм устного народного творчества распространены сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Народные произведения (былина, сказка, эпос):
1. Героический эпос «Кара сағыштуғ Каткы Мерғен» (Крутонравный Каткы-Мерген).
2. Сборник «Билвезек ньаанамныҥ щöрщöктöри, ϳоокторары» (Сказки, советы бабушки Бильвезек).
3. Сборник «Шалғануғ щöрщöктöр» (Челканские сказки).
Существует культура звукоподражаний и охотничьих сигналов, фольклорные традиции, такие как шаманская и сказительная.
Проводились обряды для вызывания дождя, перед началом промысловых работ. Во время празднества прихода весны проводится ритуал «благословение народа», чествуют молодые семьи, юбиляров, поздравляют новорожденных, проводят конкурсы, соревнования в силе и ловкости, катаются с гор на шкурах животных. Обязательным составляющим праздника являются песни, поговорки, частушки и загадки.
Умерших оборачивали в бересту, вывозили и оставляли на земле, или подвешивали гроб с телом на дереве. 9 и 40 дней не отмечали. Позже челканцы переняли у русских обычай отмечать эти даты поминальным обедом. Через 40 дней после похорон приглашали шамана, который проводил обряд отведения души, к столу подавали вареное мясо. В течение года в семье, где умер человек, не проводились веселья, дочь не должна выходить замуж, а сын жениться. Запрещалось в течение года снова выходить замуж вдове. Членам семьи не позволялось ходить на священные места и минеральные источники.
Обряд поиска и ловли души является наиболее типичным и репрезентативным для шаманской традиции челканцев. Обряд состоял из двух разделов. В первом устанавливалась причина болезни (пропажа души - двойника jула), во втором шаманка совершала ритуальное путешествие для поиска и ловли души, которую было необходимо вернуть пациенту.
Основные трансформации, произошедшие в шаманской традиции челканцев в 30–90-е гг. XX в., связаны с утратой важнейшего ритуального инструмента — бубна тӱӱр. По представлениям челканцев, только шаман, имевший бубен, мог совершать наиболее значимые родовые обряды, в частности, жертвоприношение лошади верховному божеству Тьажину, которое проводилось один раз в три года. Считается, что к верховным богам без бубна не долететь. В настоящее время бубен замещают другие звуковые орудия — колотушка, пучок веток, шкурка мелкого хищного зверька. Этими предметами совершают ритмичные удары разной громкости, однако они не имеют такой силы звука как бубен с его резонатором.
В настоящее время обряд ловли души больше не проводится.
У челканцев существует праздник прихода весны Тылгыйяк. Во время празднества проводится ритуал «благословение народа», чествуют молодые семьи, юбиляров, поздравляют новорожденных, проводят конкурсы, соревнования в силе и ловкости, катаются с гор на шкурах животных. Обязательным составляющим праздника являются песни, поговорки, частушки и загадки.
«Тюрюк Байрам» — праздник кедра, священного дерева, один из многочисленных семейных и календарных праздников, связанных с поклонением кедру. В конкурсную программу включается пять основных номинаций: кулинарное мастерство, народные напевы, прикладное искусство, национальный костюм, поэтические произведения. Ранним утром старейшины проводят обряд поклонения хозяйке Телецкого озера, духам гор, земли и могучему великому кедру. Далее начинается шествие делегаций районов и гостей шорцев и телеутов Кемеровской области, и кумандинцев Алтайского края, в ярких национальных костюмах. Открывают «Тюрюк Байрам» театрализованным представлением. Выступают самодеятельные коллективы, идут спортивные состязания. Особенно интересно проходят соревнования по лазанию на кедр. У аилов готовятся национальные блюда для конкурса и угощения гостей.
По социальной организации народ делился на 2 экзогамных рода: шолгану, шакшылу.
Главной ячейкой общества была моногамная семья. Брак у челканцев патрилокальный, в семье проживали вместе муж, жена, их родители и дети.
Браки часто совершались через сватовство, имел место калым, который обсуждался сторонами до свадьбы. Нередко родители еще маленьких детей договаривались об их браке заранее. Существовала у челканцев и кража невест, брак «убегом», в случае несогласия родителей. Считался предпочтительным кузенный брак, соблюдался левират, который предусматривает, что вдова выходит замуж за брата умершего мужа.
Основными занятиями челканцев были охота на мясного и пушного зверя, рыболовство, собирательство и в меньшей степени земледелие и скотоводство.
Охотились челканцы на медведя, марала, лося, дикого козла, оленя, волка, бурундука, зайца, крота, а также на птицу. В осенне-зимний период охоты промышляли также на соболя, куниц и колонков. До появления огнестрельного оружия в охотничьем инвентаре челканцев, как и других таежных групп Северного Алтая, занимали лук «алар» и разного рода свистульки-манки, имитировавшие характерные для некоторых животных и птиц звуки. Стрелы челканцы носили в берестяном колчане «каптырга». Заметим, что у средневековых кыпчаков термином «каптаргак» называли квадратный мешок «для сохранения всего надобного». Позже в охоте использовали шомпольное ружье (кырлу).
Объектами рыболовного промысла у челканцев служили хариус, окунь, чебак, пескарь, ерш, таймень, щука, налим. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью (туноктоп). Из рыбных ловушек челканцам были известны морды (суген, сопыр) и запоры (тон). Закрытые ловушки челканцы плели из тальниковых прутьев. Их длина составляла от 1,1 до 1,5 м.
Земледелием челканцы занимались только для пропитания, сажали мало, в основном ячмень (арва), пшеницу (пугдей) и просо (таран), в меньшей степени культивировалась рожь (арыш). Пашнями у челканцев служили небольшие открытые или расчищенные при помощи топора и огня участки земли на южных склонах гор или косогоров. Они не удобрялись и забрасывались через каждые два года. Поэтому стремились использовать любой удобный участок земли, сколько-нибудь пригодный для обработки. В этой связи обрабатываемые участки нередко находились на значительном расстоянии от мест их постоянного проживания. В долинах рек «пашен» не было, так как выпадающий часто иней губил молодые побеги хлеба.
Длительная и холодная зима с довольно высоким снежным покровом, ограниченные участки для пастбищ стали одним из основных препятствий для развития скотоводства на территории Северного Алтая. Наиболее приспособленной к условиям горно-таежной местности оказалась лошадь. Во второй половине XIX века челканцы держали вместе с лошадьми уже крупный рогатый скот, но в очень ограниченном числе.
Традиционное жилище челканцев делится на 2 вида: временные и постоянные.
Временные промысловые постройки объяснялись потребностями охотничьего промысла. Наличие временных жилищ способствовало более длительному пребыванию людей в тайге. Осенне-зимние сезонные жилища защищали охотников от холода и непогоды, позволяли отдохнуть и восстановить силы. Среди временных жилищ использовались одно- и двускатные. Односкатное временное жилище устраивалось летом на месте охотничьего промысла. Каркас постройки состоял из двух стоек и коньковой жерди, скат балагана выполнялся из жердей или колотых пополам стволов осины. Двускатные постройки устраивались преимущественно на осенне-зимний период охотничьего промысла и представляли из себя балаган с несущей системой из двух вильчатых стоек и двух продольных жердей. Они были рассчитаны на двух человек, поэтому их площадь редко превышала 4 кв.м.
В качестве постоянных жилищ строились наземные и полуподземные прямоугольные срубы, каркасные постройки двускатного типа (ширу, ошанды уг).
Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь, мясо домашних животных и дикие растения, с конца XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты.
Из мясных продуктов домашнего происхождения использовалась преимущественно конина, позднее - говядина и баранина. Скот забивали, как правило, на зиму в октябре и ноябре. При этом голову варили сразу. Кроме головы, в котел добавляли также отдельные куски мяса, снятые с туши забитого животного. Этим мясом (паш тире) угощали соседей и особенно тех, кто принимал участие в забое животного и его разделывании.
Из хорошо промытых кишок коровы или лошади и молочно-кровяной смеси челканцы на зиму заготовляли «кан» (кровяную колбасу, буквально «кровь»). Смесь состояла из крови, молока, мелко накрошенного сала, лука, а также соли.
В южных районах расселения челканцев (по реке Байгол) был известен «дьюргем». Появился он, видимо, только в ХХ веке в местах соприкосновения челканцев с тубаларами. «Дьюргем» представлял собой род колбасы из переплетенных между собой тонких кишок и нарезанных ленточками легких, печени и желудка.
Из рыбы в основном готовили уху (палактын муны тире).
Из луковиц кандыка и сараны готовили жидкого типа похлебку (тире), из обжаренных и растертых ядер кедровых орехов челканцы получали жирную густую массу «токшок».
Молочные продукты у челканцев относительно широкое распространение получили только в ХХ веке. Особенно это касается тех групп челканцев, которые проживали по реке Байгол и в местах соприкосновения с тубаларами и кумандинцами. Молочные продукты они, видимо, стали изготовлять под влиянием южных алтайцев и русских. На это указывают связанная с молочной продукцией терминология: «сайрю» (масло), «твораг» (творог), «чегень» (забродившее молоко), «престек» (простокваша) и т.д.
Из муки делали преимущественно пресное тесто. Оно использовалось для выпечки хлеба, пирогов и некоторых других мучных изделий. Из пресного теста, крупы и толокна готовили такие блюда, как «тутпаш», «угре», и «мотко». Универсальной мучной пищей челканцев являлся «талган» (толокно). Он употреблялся в сочетании с водой или другими жидкими продуктами.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.