Наиболее масштабное переселение армян на Кавказ произошло в XV столетии из Крыма. Миграция привела к образованию национальных аулов, среди них: в горных районах современной Адыгеи и Краснодарского края, в пригородах современного Геленджика, в районе современной Анапы.
Основание черкесами первого армянского поселка на Кубани относится к 1839 году. Защищали его с трех сторон глубокими рвами, валом. С четвертой стороны естественной границей выступила река Кубань. В первый год в новое поселение переехало 120 семей, к 1840 г. их число возросло до 400. К 1842 году в Армавире черкесогайское население составляло около 1300 человек. После 1850 года царская администрация пришла к выводу, что переселение черкесогаев завершено, но значительная их часть еще оставалась в Черкесии. Переселением по собственной инициативе занялся адмирал Л. М. Серебряков, сам армянин по происхождению. Он намеревался всех оставшихся в горах черкесогаев поселить в Новороссийске, однако это удалось ему сделать лишь отчасти.
В 1848 г. в честь древней столицы армян Армавира аул получил название Армавирского. Через город здесь проложили железную дорогу, активно развивалась торговля, производство, культура, образование. За счет украинских, русских мигрантов быстро росла численность населения. В 1914 г. село получило статус города под названием Армавир, выступающего центром концентрации диаспоры до сегодняшнего дня.
В 60-е – 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Митровке, Ильинке, в Лабинском, Белореченском, Некрасинском, Темергоевском, Каргинском, Усть-Лабинском районах. В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский, около станции Кавказская. Отдельные семьи оказываются и за пределами Кубани – в Астрахани и в Москве. С одной стороны, переселение черкесских армян позволило избавиться от турецкого влияния и перебраться в более безопасные районы, но с другой стороны, черкесогаи в христианской среде подверглись ассимиляции, чего не было в окружении адыгов.
Точная численность черкесогаев неизвестна, по оценкам специалистов, число представителей народности во всем мире составляет порядка 100 000 человек. Из них большая часть проживает в Майкопе и Армавире. На территории РФ в 2020 году зафиксировано всего 12 черкесогаев: 6 человек в Краснодарском крае, 4 человека в Республике Адыгея, 1 - в Москве и 1 в Брянской области.
Установление точного числа чергесогаев усложняется тем, что многие представители этноса во время переписей относят себя к армянам.
Во многих обрядах черкесогаев тесно переплетались христианские и языческие элементы обрядности. В религиозном аспекте четко прослеживается адыгское влияние, в результате чего сложился синкретичный в своей основе (этнические и конфессиональные компоненты слились) погребально-поминальный ритуал. Показательно, что христианское духовенство в течение долгого времени боролось против разных проявлений языческих верований и добилось того, что в 1871 году по решению армавирского общества был запрещен целый ряд обрядов и обычаев нехристианского характера.
В общественно-семейной жизни черкесогаев соблюдались многие христианские праздники и посты. У них осталась армянской только религия, связывающая воедино горских армян как национальную группу.
Долгое пребывание в черкесской среде и отсутствие своего священника и церкви приводило к тому, что они не могли креститься: прикладывали руку ко лбу, делали какие-то движения у груди. Староста аула выполнял функции религиозного служителя.
Среди этнических групп армянского круга выделяются черкесогаи – армяне, говорившие когда-то по-адыгски. Двойственная природа этой группы выражается даже в названии.
Переселившись в новый регион проживания, армяне переняли черты культуры, быта, языка черкесов. Часть переселенцев сохраняла в семьях знание армянского языка и письменности. Подавляющее большинство горских черкесов в период трехсотлетнего соседства с северо-кавказскими народами полностью переняло адыгский язык. Сформировался особый этнолект, воспринимающийся, как один из диалектов адыгского языка.
Свадебный обряд также был похож на свадьбу у черкесов. За невесту обязаны были отдать калым. Процесс обручения был прост: в дом невесты приходила девушка со стороны жениха и приносила яблоки на подносе. Если подарок принимали, то начинали готовиться к свадьбе. Брачный наряд невесты состоял из шелкового или шерстяного платья, круглой шапочки и черкесских украшений: серебряного пояса, браслетов, колец. Невесту наряжала одна из родственниц жениха. После церемонии венчания посредник со стороны жениха отводил невесту в дом жениха.
Со дня замужества свобода женщины сильно ограничивалась. Она не должна была выходить из дома, избегала посторонних мужчин. Затворничество молодой женщины продолжалось до тех пор, пока ее родители не устраивали своей дочери прием, который совершался очень торжественно. Делались подарки членам новой семьи молодой, устраивали богатое угощение. С этого дня ей позволялось посещать дома своих родителей и ближайших родственников. После рождения троих детей семейный статус женщины повышался, но если она оставалась бездетной, то «сидела в доме мужа семь лет».
Молодой женатый мужчина был несравненно более свободен в своих поступках. По обычаю в течение некоторого времени он должен был избегать только тестя, пока последний не одаривал зятя (обычно конем) и не устраивал пышный обед.
Смерть воспринималась черкесогаями как длительный, глубокий сон, что вызвало к жизни целый ряд обычаев с целью «разбудить» покойного. В случае смерти было принято поднимать шум: били по деревянным доскам, трясли труп. Лишь убедившись в реальности смерти, начинали громко оплакивать покойника.
Хоронили на второй день. Приглашались плакальщицы из близких родственниц покойного. Они и исполняли песни-плачи, воспевающие лучшие качества покойника, излагали эпизоды из его жизни, царапая себе до крови лицо и грудь. Мужчины же, которым по этикету предписывалась сдержанность чувств, не проливали слез, но в знак глубокой скорби наносили себе удары, оставлявшие заметные следы.
Хотя в целом похороны проходили в соответствии с требованиями христианской религии, при проведении их исполнялось также множество дохристианских обрядов. В течение первых трех дней после похорон посещали кладбище ранним утром до рассвета, взяв с собой заранее испеченные пышки, которыми угощали прохожих. Поминки обязательно устраивали на четвертый, седьмой, сороковой дни после похорон, а также в годовщину смерти, не считая поминальных дней, предусмотренных церковным календарем. В дни поминок одежду покойника вешали на стену и, прежде чем выпить за упокой его души, обливали ее вином.
В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические сказания. Древние эпические песни прочно вошли в национальное сознание. В армянских песнях растворились древние легенды и исторические события. Они распространялись вместе с лирическими народными песнями бродячими певцами, гусанами, игравшими на тавиге, сазе и других музыкальных инструментах.
Пылкий патриотизм армян отразился в народном эпосе, известном под названием «Давид Сасунский», или «Сасунские дзуры», что переводится как «Смельчаки из Сасуна». Это национальный армянский эпос, отражающий длительную войну с арабским Халифатом.
Разнообразны у народов Кавказа сказки, басни, легенды, пословицы, поговорки, загадки, в которых отражены все стороны народного быта. Особенно богат на Кавказе музыкальный фольклор.
Мигрировавшие из Крыма армяне в течение первых десятилетий после переселения активно заимствовали черты материальной культуры горцев, включая особенности традиционного костюма. Мужчины стали носить бешметы, черкески, папахи, бурки, особенности кроя и цвета которых идентичны традиционным адыгским. Обувь шили из кожи, сафьяна.
Исторические элементы национального армянского костюма длительное время сохранялись у женщин. Базовый комплект составляли узкие штаны и длинная рубаха светлых оттенков, присборенная в области плеч. Поверх нательной одежды надевали просторную кофту из более плотной ткани темного цвета. Кофта имела складки на груди, застегивалась рядом мелких пуговиц. Замужние женщины обязательно покрывали голову, используя платок из тонкой материи. Праздничные наряды не отличались по крою, однако шились из дорогих материй: шерсти, шелка, парчи.
Новый год у черкесогаев назывался Тлеумсик, что означало - мясопуст. В этот период люди питались преимущественно бобовыми культурами. После Нового года отмечалось, согласно календарному времени, Рождество Христово. Праздник Сретение Господне на языке черкесогаев назывался Созерешь. Масленица - Угаг, пост - Угыг, длящийся 48 дней.
Черкесскими армянами праздновалось Вербное воскресенье - Гулигах, а в следующее воскресенье отмечалась Пасха - Удыш, во время празднования которой не полагалось бить яйца. Седьмого апреля был праздник Нагышатах, посвященный Богоматери.
Примечательно в них то, что при доминировании христианских явлений сохранились и отголоски армянского народного праздничного календаря. Во время Великого поста ниткой привязывали лук к потолку, втыкали в него семь перьев, и самый маленький ребенок в семье каждую неделю доставал одно перо и выбрасывал. Во время Пасхи этот лук клали в пасть жертвенного барана. В конце июля справляли праздник Псыутж, во время которого обливались водой. Своеобразным был праздник Сурб Акоба (Св. Якова), отмечавшийся в декабре. В день праздника по традиции каждая семья должна была резать столько петухов, сколько мужчин было в семье, плюс еще одного петуха для Сурб Акоба. Однако число петухов должно было быть нечетным: если число мужчин вместе с Сурб Акобом было четным, то резали еще одного петуха. Кровью петуха, приносимого в жертву Сурб Акобу, рисовали кресты на лицах детей, на двери курятника, на воротах дома. Мясо жертвенных петухов варили, обязательно угощая соседей и родственников.
У черкесогаев зафиксированы несколько обрядов «вызывания дождя». Один из них заключался в том, что несколько пожилых женщин, накинув на себя железные цепи, три раза обходили церковь, поливая водой землю и обливая прохожих. Из других обрядов «вызывания дождя», пожалуй, наиболее распространенным был следующий: на две соединенные поперек палки надевали женское платье так, что получалось человекообразное чучело. Женщины и дети водили это чучело по дворам, где хозяева обливали водой всех участников обряда и в особенности это чучело. Обойдя таким образом все дворы поселения или квартала, дети направлялись к реке Кубани, куда и бросали чучело. У черкесогаев этот обряд был известен под названием «Ханцегуашь». И название, и сам характер действия сходен с черкесским.
Черкесогаи почитали деревья, пораженные молнией. В Армавире было три таких дерева. Вокруг стволов этих деревьев были обмотаны железные цепи и в радиусе двух метров выставлены камни. К этим деревьям приходили в самых разных случаях, приводили жертвенных бычков, баранов, которых здесь же резали, варили и тут же устраивали ритуальную трапезу, веря, что таким образом излечатся от своих болезней. Эти обычаи зафиксированы у многих народов Кавказа, в том числе у армян и черкесов.
Мирное сосуществование армян и черкесов во многом объясняется схожестью семейного уклада, традиций, этического кодекса, норм и правил поведения. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов. Традиционной формой семьи выступала патриархальная, где роль главы безоговорочно отдавалась мужчине. Он отвечал за безопасность, честь, достаток, благополучие близких, принимал важные общественные решения, его слово было законом.
Женщина занимала зависимое положение, по дому при мужчинах она ходила с закрытым лицом, однако почиталась и уважалась мужем, детьми. При ней считалось неприличным сквернословить, хвалиться подвигами, выяснять отношения, драться, курить. Для горских армян величайшим позором считалось ударить жену, нанести ей физическую или моральную обиду.
Женщина была главной в доме, заправляла хозяйственными делами, занималась воспитанием детей. Несмотря на то, что женщинам запрещалось есть с мужчинами за общим столом, принимать участие в разговорах, они обладали некоторой властью в серьезных вопросах. Так, известна традиция, что дама могла прекратить любую драку, даже кровную месть, бросив между дерущимися платок.
Особым уважением в семьях пользовались пожилые люди. Им отдавали лучшие места за столом, не садились раньше них, даже если занимали более высокое положение в обществе. За столом почести отдавались старшим хозяевам дома несмотря на то, что фактически подготовкой приемов занимались невестки, а обеспечением семьи сыновья.
Как и у черкесов, девочку в 10-12 лет обычно одевали в кожаный корсет, который она не снимала до замужества. У черкесогаев одной из распространенных форм заключения брака в XIX века был брак похищением. Лишь в редких случаях родня могла вернуть девушку в отцовский дом, но поскольку девушка в таких случаях считалась «опозоренной», это служило поводом для кровной мести.
Одной из наиболее развитых отраслей экономики черкесогаев было коневодство. В 1876 г. У черкесогаев Армавира было 5746 лошадей. В основном разводили лошадей кабардинской породы.
Наиболее распространенным типом жилища черкесогаев в Армавире был длинный дом, состоявший обычно из трех комнат. Дома, как правило, были легкие, стены плетеные, обмазанные глиной и известью. Крыши чаще были двускатные, крытые камышом и соломой, причем их края перекрывали боковые и торцовые стены так, что образовывали навес вокруг дома. Пол был обмазан глиной, перемешанной с навозом. Внутри дом делился на мужскую и женскую половины. В последней жили также дети. В центре средней комнаты помещался открытый очаг. С очагом связана и специфическая утварь, из которой наиболее важной была очажная цепь, висевшая над огнем и считавшаяся главной домашней святыней. В доме у цепи приносилась присяга, совершались обряды усыновления, излечения детей, ее использовали в обрядах защиты от эпидемий и вызывания дождя. Цепь хоронили вместе с умершим последним членом семьи.
Кукурузные лепешки – традиционное блюдо черкесогаев. Черкесогаи равным образом употребляли в пищу баранину, говядину, конину. Мясо обычно варилось, а на зиму коптилось. К столу подавали различные соусы с кислым молоком, чесноком, бульоном и т.д. Готовили молочные супы на кукурузной или пшеничной муке, хлеба употребляли сравнительно мало, вместо него обычно готовили пасту (пастэ) - густую просяную кашу, подавая ее со всеми блюдами. Готовили кислое молоко - мацун и пахта - тан, масло, разные виды сыров, творог и т.д.
Многообразен набор смешанных овощных, крупяных блюд и мясных: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо-крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д.
Со второй половины XIX века, когда несравненно более значительными стали масштабы ведения земледельческого хозяйства, удельный вес земледельческих продуктов в системе питания несколько возрос. Стали в большем количестве и чаще употреблять кукурузные и пшеничные лепешки маджодж. Любимыми блюдами черкесогаев были четлыпш (курятина с пшеничным и чесночным соусом) и лелепш (баранина с чесночным острым соусом). Довольно разнообразными были сладости. Из них особенно принято было печь губыд, который готовился на низких круглых столиках. Готовили также фабе-халюв - густо сваренную крупную лапшу, поджаренную прежде на подсолнечном масле и смешанную с медом. Из пшеничной муки делали шушук-курабье и адыгы-курабье, первый с сахаром, второй - с медом.
В период интенсивных межэтнических контактов в рацион черкесогаев проникают: русские щи, украинский борщ, калмыцкий чай и др. В результате переселения нахичеванских армян в Армавир черкесогаи научились приготовлению разного рода халвы, армянских супов и др.
Именно в этот период в их повседневность вошли толма и гата. Однако и в этот период заметно преобладают мясо-молочные продукты, что, видимо, объясняется как устойчивостью традиционной системы питания вообще, так и престижным характером мясо-молочных продуктов в черкесской среде.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.