Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков.
Всего нa территории Российской Федерации, согласно данным переписи 2020 года, проживает 54 чеченцa-аккинцa, 27 из которых проживают в Республике Дагестан, в Тюменской области и ХМАО – по 12 чел., a в Чеченской Республике живут 9 аккинцев.
Фактически аккинцев больше, но в результате ассимиляции и репрессий сороковых годов прошлого столетия многие стали идентифицировать себя в качестве чеченцев.
Ауховцы проживают в пределах Новолакского, Казбековского, Хасавюртовского, Бабаюртовского районов Республики Дагестан. Зоны расселения чеченцев-aккинцев включают предгорные районы Северо-Западного Дагестана, долины рек Акташ, Ярыксу, Ямансу, Аксай, Кумыкскую равнину, вблизи чеченской границы.
Аккинцы исповедуют ислам суннитского толка, ранее придерживались христианства, на этапе становления — язычества. Важное значение имел культ плодородия, включавший вопросы продолжения человеческого рода. Сохранились руины святилища богине деторождения и плодородия Тушоли.
Во многих селениях священным местом была каменная плита с круглым проломом, через который проводили скот, чтобы очистить от злых духов. Часто рядом устанавливали грибообразный фаллический символ, деревянные или каменные изваяния богини Тушлоли.
Говорят aккинцы нa aккинском диaлекте чеченского языкa. Ученые долго спорили, к какому языку ближе их диалект – ингушскому или чеченскому (а также о том, можно ли считать его отдельным языком), и пришли к выводу, что все-таки это диалект чеченского языка. Поэтому аккинцев считают субэтносом чеченцев («равнинными чеченцами»). В школах они изучают чеченский язык.
В аккинском диалекте есть свои собственные слова, которых нет ни в чеченском, ни в ингушском. Например, турха – национальный кувшин, эрнак – заварка чая, сурга – рубанок, чета – вишня, туркал – шаль, юрт – кислое молоко, сохамакх – тропа, бечак – козел, кхацар – закрывать, тастар – тюль, ялдар – отдыхать, ажи – мама, ами – папа, битак – талисман и другие.
Некоторые слова звучат в чеченском языке и аккинском диалекте одинаково, но имеют разные значения:
● Беда – конюшня (аккинский); чердак, крыша (чеченский)
● Чабакх – любая рыба (аккинский), вид рыбы (наверное, чебак в чеченском)
● Туьти – тыква (аккинский), бусина (чеченский)
● Кхаллар – кушанье (аккинский), печеный хлеб (чеченский).
Обычная одежда чеченцев-аккинцев не отличалась особо от одежды чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа. Одежда, как и манера ее ношения, были схожими. Мужчины носили папаху, башлык, черкеску, бешмет, пояс, кинжал, газыри. Женщины надевали рубахи с широкими руками и бешметы, голову покрывали платком. В костюме горцев и горянок появлялись элементы европейской одежды, которую все больше начинали шить из привозных тканей.
В начале XX века женщины - горянки стали постепенно отказываться от традиционной одежды, но, вступая в пожилой возраст, аккинские женщины возвращаются к своей самобытной одежде, и на сегодня некоторые ее элементы сохраняют традиционный покрой.
В целом вайнахская одежда может быть охарактеризована как локальный вариант северо — кавказского и вообще кавказского типа одежды, отражающего общекавказское единство на уровне кавказской историко — культурной общности.
Костюм аккинской женщины состоял из следующих элементов: нижней рубахи - (чуъра коч), нижнего белья - (хиечи), платья – (тіиера коч), нагрудника — силга (чеч), коьчмат (аккин), передника — хъалха уллург (чеч) алдаркх (аккин), чоха - гіабали — кхакхан кетар, шерстяного платка - куортали, душегрейки, жилета - садуохдийриг (чеч), белихйолург (инг), юбки юхацйолург, пояса — тіохкар (аккин), тіехкар (инг) - тіиехкур (кист), носок пазаташ, чьорипаш, обуви - калб (аккин), украшений - туъйдаргаш (чеч.), дато (аккин) — тъуйдаргаш .
Указанные элементы одежды объединяются в три группы: цельная одежда, носимая выше пояса (талии) и ниже его. К цельной одежде относятся рубаха-чолалх, архалук, кожаная шуба, ко второй группе - жилет, нагрудник, к третьей — юбка и штаны.
Головными уборами мужчин (кюд) были высокие овчинные папахи, войлочные шляпы, обувью служили сапоги, сшитые из сукна, сафьяна, овчины.
Головные уборы женщин отличались разнообразием, большие и малые платки, шелковые платки, шали, под которые надевали чухту. Обувью служили чувяки и праздничные туфли с высокими носками, без задников, на твердой подошве, с каблуком. Большим разнообразием отличались женские украшения: серьги, кольца, браслеты, ожерелья. В женской одежде значительную роль играл цвет: молодые женщины предпочитали яркие, привлекательных тонов платья и легкие платки (в том числе с блестками); замужние - более скромные, а пожилые - серые и темные цвета одежды.
Вопрос о вступлении в брак юноши и девушки в большинстве случаев решался в их семьях и прежде всего их родителями, а затем уже самими молодыми людьми. В селении в подборе брачных пар были непосредственно заинтересованы семьи потенциальных женихов и невест, в нем участвовало также все сельское общество.
Девушек чеченцы-аккинцы, как и другие народы Северного Кавказа выдавали замуж в 15-16 лет, а для мужчин брачный возраст наступал в 23-25 лет.
При заключении брака решающая роль у чеченцев-аккинцев, как и у других народов Северного Кавказа, принадлежала родителям. Считалось, что по шариату брак не мог быть заключен без согласия жениха и невесты, но дети, обычно, не возражали против выбора родителей. Здесь же следует отметить, что родители старались узнать желание своих детей, и если предполагаемая кандидатура была по тем или иным причинам неприятна их сыну или дочери, особо на браке не настаивали. Мнение сына относительно намеченной в невесты девушки родители узнавали через его близкого друга или сестру и поручали им переговорить с сыном.
Родители девушки сами никогда не искали жениха для своей дочери. Это считалось недостойным, однако не означало, что их не волновала ее судьба.
Выбирая сыну невесту, родители, прежде всего, заботились, чтобы она принадлежала к равной по общественному положению фамилии, а также обладала хорошим здоровьем, красотой, умела уважать старших, была отзывчива.
У чеченцев, в частности, у чеченцев-аккинцев, основными формами брака были:
1) Браки по сговору;
2) Браки убегом;
3) Браки умыканием, хотя последние две разновидности можно объединить в «брак уводом».
Все разновидности брака состояли из нескольких этапов:
1) Выбор невесты;
2) Сватовство (сговор), (увод, убег);
3) Свадьба;
4) Послесвадебные обряды. Каждый отдельно взятый этап представлял собой целый комплекс обычаев, которые были связаны с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего дела в целом.
С завершением свадебного пира и обычаев, сопровождающих его, не заканчивался традиционный свадебный цикл чеченцев-аккинцев. В обычаи свадебного цикла органически входят так называемые послесвадебные обычаи, направленные главным образом на то, чтобы сблизить семьи молодоженов и ввести невесту в ту среду, к которой принадлежала семья ее мужа, и в которой отныне ей предстояло жить.
В послесвадебную обрядность входят символические акции, имеющие целью закрепить новый статус молодой, т. е. она как бы приобщается к общинным ценностям. Сюда входит приобщение к источнику - вывод невесты к роднику.
День вывода невесты к роднику происходит спустя некоторое время после свадьбы. Щен нана (смысл, перев.: хозяйка дома) - свекровь говорит собравшимся гостям: «пускал хи тіа даккха (вывести невесту к роднику)». Невесту одевают в свадебный наряд. Рядом с невестой находятся золовки. Нускал борх - этикет невесты, обязывает невесту быть вежливой, обходительной с новыми родственниками. Невеста должна быть подчеркнуто скромна.
В окружении девушек, снох, детей, нескольких юношей нускал впервые со дня свадьбы выходит за порог нового дома. В роли ведущей этой процессии выступает старшая из снох. Невеста является главной фигурой. Звучит музыка, подходят люди с благопожеланиями к нускал. Они могут останавливаться на ловзар (танцы). Молодежь быстро организовывает круг и хлопки, как выстрелы зовут в круг одну, вторую, третью пару. Люди желают невесте быть счастливой, благородной снохой: «Ире долуш, декъала хулда вайн ну с». Свои пожелания при такой встрече юноши выражают в танце.
Как и много лет назад звучат выстрелы, приветствуя создание новой семьи и во избежание влияния злых духов на счастье молодых.
Невеста, будучи торжественным лицом этой процессии с особой ответственностью относится к своим манерам, движениям, словам, взглядам.
У источника иголкой, приколотой в день свадьбы к подолу свадебного платья, невеста прокалывает яйцо и бросает его в воду вместе с иголкой. При этом невеста мысленно просила у Хин-нана счастья, и потомства в новом доме.
Яйцо является символом новой жизни. Возможно, соприкосновение яйца с земной поверхностью - это есть связь, предрасполагающая к плодородию. Согласно древнему сознанию вайнахов, жизнь на земле зародилась из яйца, и земля имеет форму яйца.
Затем невеста, красиво наклонившись к роднику, может зачерпнуть воды. Вода - источник жизни людей. В это время звучат выстрелы. Все присутствующие - кто мысленно, кто вслух просят у Даъла (у Бога) счастливой и благополучной жизни. Это обращение направлено к Богу воды. Невеста с кувшином воды (сегодня это ведро) отходит от родника и делает это полуоборотом к роднику и к людям, выражая тем самым почтительное, уважительное отношение к Хин-нане и к людям. Отступив на несколько шагов от родника, невеста поворачивается лицом ко всем присутствующим и идет к ним.
Согласно древней культуре предков чеченцев-аккинцев, «вероятно, этот обряд призван был задобрить дух именно данного родника, ибо в дальнейшем, в новом доме, в новом качестве, молодая будет всегда брать воду из этого родника. Такое предположение подкрепляется тем, что, по традиционным представлениям народов, каждый водный источник имел своего покровителя, духа, который покровительствовал тем, кто постоянно брал из него воду».
Общественные и семейные отношения аккинцев имели как вайнахские, так и специфические черты, сформировавшиеся под влиянием соседних народов, в частности кумыков. Это было вызвано рядом обстоятельств. Предки аккинцев-ауховцев после переселения из Чечни в конце XVI - начале XVII в. в междуречье Аксая и Акташа были вовлечены в феодальные отношения. Находившиеся в зависимости от аксаевских и эндиреевских князей ауховцы освободились от нее лишь в середине XIX в. Общественная жизнь до начала XX столетия регулировалась народными собраниями, сходами, состоявшими из всего мужского населения сельской общины.
Состав схода (кхел) строился на основе представительства от дворов, патронимии. Он имел право решать общественные, хозяйственные, судебные и другие дела общинников. Общественное управление и суд были основаны на адатах и шариате (соответственно - обычном и мусульманском праве). Сельская община распоряжалась распределением общесельских пахотных, сенокосных и лесных участков. Сход сельской общины определял также сроки начала сельскохозяйственных работ, выступал посредником в примирении кровников и решал другие вопросы. Большое значение в жизни чеченцев-aккинцев имела принадлежность к тому или иному тайпу, который состоял из группы родственных семей, находящихся друг с другом в кровном родстве и возводящих себя к общему мужскому предку-эпониму.
В аккинском обществе существовал патриархальный уклад, жили малой семьей, состоящей из двух-трех поколений.
Основным традиционным занятием чеченцев-aккинцев являлось земледелие (ячмень, пшеница, кукуруза, табак, овощеводство), сочетавшееся с животноводством - содержанием крупного рогатого скота (буйволы, быки, коровы) и овцеводством (овцы, козы). Под влиянием кумыков, широкое развитие у чеченцев-aккинцев получили огороднобахчевые культуры: лук, чеснок, черемша, фасоль, перец, тыква, арбуз и др.
С приходом на равнины, основную роль в жизни чеченцев-аккинцев стало играть земледелие и огородничество.
Подсобное значение имели охота и пчеловодство. Традиционным женским промыслом стало изготовление сукна, используемого для пошива черкесок и межсезонных плащей. Мужчины славились как хорошие кузнецы и оружейники, производители сельскохозяйственного инвентаря.
Скотоводство чеченцев имело мясо-молочное направление. Коневодство у чеченцев играло второстепенную роль, лошадей любили и использовали в основном для верховой езды, а также при обмолоте зерновых. Для пищи и промыслов разводили коров и овец, для обработки почвы и перевозки грузов — быков и буйволов, для верховой езды — коней.
Важную роль в хозяйстве чеченцев играли кустарные промыслы. Немалой популярностью пользовалось чеченское сукно, из которого шились черкески, башлыки и др. Высокое развитие получило оружейное производство.
Характерный тип поселения чеченцев-aккинцев – аул-юрт. При строительстве поселений учитывались возможности обороны, наличие воды, близость сельскохозяйственных угодий и другие факторы. Аккинские поселения, как правило, растянутые вдоль рек или дорог, были относительно крупными, насчитывавшими в среднем до 200 хозяйств.
Традиционным типом жилища чеченцев-aккинцев были турлучные и саманные дома прямоугольной планировки. Дом с приусадебным участком обносили забором, во дворе располагались хозяйственные постройки, навесы, хлев и т.д. Имелась гостевая комната, которая обустраивалась лучше других; интерьер остальных комнат был весьма скромным. Современные жилища с двух- или четырехскатными крышами, покрытыми шифером или кровельным железом, строятся из обожженного кирпича, пиленого известняка и современных строительных материалов.
Пища чеченцев, изготовленная из продуктов земледелия и в меньшей степени скотоводства, подразделялась на повседневную и ритуально-праздничную, свадебную, поминальную. Была и походная пища – цIу (толокно из прожаренного ячменя, проса, ржи, а в последнее время – кукурузы).
Повседневную пищу составляли чурек с сыром, галнаш (тип хинкала из кукурузной муки), разные супы (дугана, шурэчорп, жиргачорп), каши (худар). У состоятельных пища была более разнообразной: творог с маслом, яйца (xloa), мясо, мясной и куриный бульоны (джижиган, куотличорп), лепешки с сыром, мясом, тыквой, домашние колбасы и др. Значительное влияние на культуру питания чеченцев Дагестана оказала кумыкская кухня. «Аккинцы готовят пищу подобную кумыкской (союзма – особый вид творога; чий – простокваша, гЬшкал (хинкал) – кусочки теста, вареные в жирном бульоне, чишлик (шашлык)», – отмечает И.Ю. Алироев. К заимствованным блюдам следует отнести плов (пилув и чилув – кумык.), киргизойпилув (киргизский плов), котлеты и др.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.