76
Чуванцы

Чуванцы — малочисленная коренная народность Дальнего Востока, Сибири. Этноним русского происхождения, предположительно от названия реки Чаун. Коряки, ближайшие соседи чуванцев, называли их этылылгу, чукчи этел. Это чукотское название со временем стало самоназванием чуванцев. Бытовало и другое самоназвание чуванчи.

Территориальное расположение и численность

По данным переписи населения 2020 года чуванцев на территории Российской Федерации проживает около 900 чел.  Проживает народ на Чукотке (742 чел.) в районе Шелагского мыса, бассейнах среднего и нижнего течения Паляваама, верховьях Малого и Большого Анюя, Чауна, Амгуэмы, Магаданской области (33 чел.), Самарская область  — 25 чел., Камчатский край – 25 чел.

Небольшое количество живет на территории Украины.

Религия

По сей день народ исповедует православие. Огромное влияние на духовную культуру, социальные отношения чуванцев оказали русские. Они начали отмечать церковные праздники, в домах появились иконы, религиозные книги. Кочевые до сих пор сохраняют преимущественно традиционные верования, анимистический пантеизм, шаманскую обрядность. Православие их мало затронуло. До принятия православия, народ мастерил зооморфные, антропоморфные фигурки из дерева, кости, кожи, делали камни для гадания, похожие с корякскими аняпелями.

В 1883 году в поселке Марково была открыта первая приходская церковь на Чукотке. Построили ее на средства православной миссии.

Язык

Раньше говорили на чуванском языке, который сегодня считается мертвым, так как полностью исчез.

Языковая ситуация оседлых чуванцев уникальна: они считают, что между собой, в семьях, в дружеских группах, говорят на «марковском диалекте» русского языка, в школе же и с чужаками — на русском, близком к литературному. Однако исследования лингвистов показывают, что в реальности никакого «марковского говора» в настоящее время не существует: в любых ситуациях жители с. Марково говорят на русском без заметных диалектных отличий. На практике диалект сохраняется в виде списков слов, которые переписываются и хранятся как свидетельство этнической самобытности.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Национальный костюм не утерян. В начале 20 века помощник начальника Анадырьской округи очень подробно описывал местные одеяния: «Носят … ровдужные и нерпичьи торбоза-сапоги, а также камусные штаны и ровдужные рубахи. … Тут же вы увидите местную парку – женскую кухлянку, только несколько длиннее, - сделанную из хорошо прибранного черного выпоротка с богатым шитьем по подолу, опушенную хорошим речным бобром».

Говорят, что чуванки вообще были большие мастерицы по оформлению этих самых подолов – опуванов. Там присутствовала и меховая мозаика и утерянная ныне вышивка подшейным волосом оленя, и тончайшая оленья замша. Это, кстати, было и способом заработка для чуванских женщин.

Зимой кочевые чуванцы носили двойную меховую кухлянку и двойные меховые штаны, летом — камлейки из ровдуги или ткани. Сапог было несколько видов - култы, сутуры, калипляки, соткари и сары – в зависимости от материала изготовления: из нерпичьей кожи, камусов и ровдуги.

Чуванцы-марковцы использовали русскую одежду.

oolch.jpg1.jpg

Культура

У оседлых и кочевых чуванцев был распространен охотничий фольклор, в котором совмещались два вида сюжета:
•    Фантастический;
•    Действительный.

У современных потомков народа сохранились сказки, песни, русские старинные былины. У камчатских казаков в 19 веке чуванцы заимствовали драматическую игру «Лодка». Из музыкальных инструментов использовали балалайку, гармонь. Во время отдыха играли в мяч из оленьих шкур, лапту. В фольклоре кочевых чуванцев присутствует ярко выраженное влияние чукчей, юкагиров, коряков.

20180819_152316 (1).jpg

Традиции

Празднования у чуванцев сопровождались анимистическими ритуалами, жертвоприношениями, забоем оленей. Было распространено гадание на оленьей лопатке, зооморфных, антропоморфных фигурках.

С приходом православия и русских чуванцы начали справлять свадьбы по русским обычаям. Перед праздником жених устраивал дома мальчишник, невеста у себя собирала девичник. Перед свадьбой брачующиеся дарили другу другу подарки. Обычно жених преподносил невесте свадебную одежду.

Покойных хоронили по-православному, но мужчине в гроб клали спиртное, табак, а женщине — орудия для рукоделия. Раньше народ отмечал сезонные праздники, которые были связаны с хозяйственным оленеводческим циклом.

Быт

Жизнь

Основной деятельностью народа было оленеводство, рыболовство, собирательство. Охотились на дикого оленя, еще до прихода русских занимались посредничеством, меновой торговлей с чукчами, населением Охотского побережья. На охоту ездили на каяках — долбленых лодках. Охотились с помощью специальных пик (колюг), занимались пушной охотой. Одним из занятий кочевых чуванцев было крупнотабунное оленеводство.

peo307.png

С 19 века оседлые чуванцы занимались юкагирским типом хозяйства, в которое, помимо описанных выше промыслов, входило разведение ездовых собак. Весной ловили горбушу, чира, востряка. В июне семьями перекочевывали на лодках карбасах на летники, где ждали ход красной рыбы. Ловили ее с помощью сетей, удочек, неводов, сачков. Так как неводов у народа было мало, объединялись в артели. Они состояли из владельца невода и пайщиков, которыми были не только мужчины, но и женщины. Улов хранили в амбарах — маленьких свайных срубах с двускатными крышами.

1470760514_image7.jpg

На оленя охотились на плавях. Осенью, вооружившись пиколюгами, на одноместных долбленых лодках ходили на охоту. Мясо складывали в мешки и сушили, из шкур делали ровдугу. С помощью капканов и ружья охотились на пушного зверя: белку, зайца, песца, лисицу, волка.

Основным средством передвижения оседлых чуванцев, помимо лодок, были легкие санки из березы, запряженные собаками. В одной упряжке обычно было от 8 до 12 собак, запряженных попарно. Летом собак отпускали добывать себе пищу самостоятельно, зимой готовили для них похлебку из муки с рыбой, давали юколу.

1649119466_55-vsegda-pomnim-com-p-priroda-yakutii-zimoi-foto-58.jpg

Сегодня чуванцы работают с эвенами и чукчами в оленеводческих хозяйствах, занимаются традиционными промыслами, ловят и перерабатывают рыбу. Многие разводят скот, занимаются огородничеством.

Жилище

Оседлые проживали в совместных с юкагирами и русскими старожилами селениях, в срубных домах без потолка с плоской крышей. Полы в жилищах были земляные, их застилали оленьими шкурами, в жилищах делали очаг (чувал) из жердей, обмазанных глиной, им отапливали дом. Вместо стекол на окна ставили скобленые шкуры оленей, кишки кита, которые покупали у чукчей. В морозы к окнам примораживали льдины в форме квадрата, это помогало сохранить тепло в доме. Спали на кроватях из дерева (урунах), нарах, лавках, стелили на полу перины, использовали подушки, укрывались одеялами из заячьего меха. У некоторых были в хозяйствах бани. Летом на ход красной рыбы уходили на летники около рыбных тоней, где жили в балаганах — юртах якутского типа.

Кочевые жили в ярангах, переносных чумах конической формы, конических жилищах, остов которых делали из жердей. Покрывали их дерном и корой.

4.jpg

Семейный уклад

Народ жил неразделенными, многопоколенными патриархальными семьями, они делились на патрилинейные роды, которые возглавляли князьцы или тойоны. Если у женщины умирал муж, она с детьми нередко объединялась в общие семьи для совместного ведения хозяйства. При этом оставалась жить в отдельном доме.

Кухня

Основу питания чуванцев составляло мясо оленя, рыба. В лесу собирали различные коренья, травы, ягоды.

Обыденное рыбное блюдо — юкола (вяленая красная рыба). Рыбу квасили в ямах, солили, заготавливали юколу. Красную рыбу вялили в больших количествах, заготавливали впрок для себя и собак. На праздники пекли пироги, хлеб. Из напитков употребляли брагу (бурдук), пили в большом количестве чай. Кочевые ели в основном оленину.

Обыденное рыбное блюдо — юкола (вяленая красная рыба)..jpg

Когда улов рыбы удавался плохим, чуванцы голодали, погибало большое количество собак. Тогда к оседлым на помощь приходили оленеводы, которые безвозмездно снабжали их оленьим мясом.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.