Чуваши — уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком — единственным живым из исчезнувшей булгарской группы.
Чувашская Республика располагается на востоке, занимает большинство территории правого побережья Волги, между притоками рек Сура и Свияга. На западе населенный пункт граничит с Нижегородской областью, на севере с республикой Марий Эл, на востоке с Татарстаном, на юге с Ульяновской областью. Чувашия является частью Приволжского федерального округа.
Чуваши — пятая по численности народность в России: порядка 1,067,1 тыс. чел, по данным переписи 2020 года. Из них более 685 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ.
В Башкортостане — 79 950,
В Татарстане — 90 474,
В Ульяновской области — 58 206,
В Самарской области — 46 222,
В Москве - 8 278.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2020 году снизилась на 368,8 тыс. чел. по сравнению с переписью 2010 года. Отрицательная динамика этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:
Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л.
Средненизовые чуваши. Их локация — северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́.
Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́.
Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Туро — верховного бога неба. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ. Также у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение духам предков, которое олицетворял Киреметь. Киреметь представлял из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Пирешти, Киреметь, Киямат), а также христианства.
В XVIII веке чуваши подверглись христианизации, после которого языческая вера переплелась с христианской. Сейчас, чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого — христиане, мусульмане встречаются в исключительных случаях, несмотря на тесное соседство с татарами.
Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на три диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания:
Низовой. Отличается обилием «укающих» звуков, распространен ниже по течению реки Суры.
Верховой. «Окающая» фонетика, свойственная жителям верховий Суры.
Малокарачинский. Обособленное наречие чувашского, характеризующееся изменениям в вокализме и консонантизме.
Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.
Чувашский язык - это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2020 года, на чувашском языке говорит более 700 000 граждан России.
Согласно чувашской мифологии, весь мир состоит из семи слоев: три слоя неба, три слоя подземного мира, а посередине квадратный земной мир. Чуваши живут в центре земли. С каждой из сторон, по краям земного квадрата небосвод поддерживают четыре столба: золотой, серебряный, медный и каменный. На верхушке столбов располагаются гнезда, в них утки, которые высиживают по три яйца. Берега земли омывает океан, его бушующие волны постоянно разрушают землю, когда край земли дойдет до чувашей, случится конец света.
После принятия христианства в XVIII веке языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней, во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.
Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни.
Один из самых известных древних праздников, связанных с земледелием, бытующий сегодня – Акатуй. Дословно переводится как свадьба пашни, связан с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом Акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением о хорошем урожае. С крещением он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями, который широко празднуется и сегодня.
В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
Чувашский национальный костюм известен богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. Вышивка — национальная гордость чувашского народа. Она, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Она символична: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.
Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.
В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.
Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.
У чувашей долгое время не было своей письменности, и все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения и мудрость народ выражал в устном творчестве. Оно имело развитые виды и формы: сказки, легенды, мифы и предания, пословицы, поговорки и загадки, песни, сопровождаемые танцами, и частушки. Это была своего рода говорящая летопись тех времен.
Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни — такой, какая она есть. С печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами и хлопотами. И обязательно — со стремлением к красоте.
Главная особенность чувашского фольклора — тесная связь с домашним и сельскохозяйственным трудом, а еще разного рода обрядами.
Основные ценности, которыми насквозь пропитаны песни, сказки и прочие проявления народной мудрости — это духовность, нравственность, любовь и уважение к другим. Они воспитывали молодое поколение: почитайте отца и мать, уважайте старших, любите родных и близких и не разлучайтесь с ними. А главное — любите землю-кормилицу, относитесь к ней бережно. Природа — çутçанталӑк — вообще занимает центральное положение в устном народном творчестве, а человек — лишь ее часть.
И удивительно, как при всех трудностях обычной жизни чуваши умели радоваться малому: они пели в полях во время работы, вышивали, украшали яркими красками игрушки и кухонную утварь в тесноте, при лучине.
Главным собирателем чувашского фольклора был Николай Иванович Ашмарин.Величайшим трудом этого ученого стал 17-томный словарь чувашского языка, над которым он работал 30 лет. А в его рукописном фонде — больше 30 объемных томов. В них содержатся около 500 сказок, 13 тысяч куплетов чувашских народных песен, 4 тысячи пословиц, поговорок, загадок, народных примет.
У чувашского народа много сказок (юмахсем), и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Первые — это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа.
Сказки о животных — аллегория на жизнь обычных людей и их взаимоотношения, где за животными скрываются разные человеческие характеры. Бытовые сказки же описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки.
Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, об Емельяне Пугачеве. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе — национальном мифическом добром герое-великане.
В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.
На каждый случай у чувашей были свои песни. Начинались сельскохозяйственные работы — крестьяне пели. Занимаясь домашними делами вроде прядения, ткачества, уборки, женщины пели. По вечерам молодые люди собирались на посиделки (улах), развлекались, девушки рукодельничали, и все, конечно же, пели.
Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами и песнями — то плавными, неторопливыми, то быстрыми, стремительными. После весенних полевых работ начинались молодежные вечерние хороводы (вайа) и обрядовые игры (тапа или уяв) — они продолжались вплоть до сенокоса. Были особые обрядовые и ритуальные песни — их народ пел, собираясь для проведения разных праздничных обрядов: масленичных катаний (саварни чупни), гаданий на кольцах (сере яни), осенних жертвоприношений в честь нового урожая (кёр сари или аван сари). Обрядовых языческих песен было особенно много до принятия чувашами христианства.
А еще были песни благодарственные и просительные, рекрутские и исторические, похоронно-поминальные или, наоборот, связанные с рождением и крещением.
Невероятной красотой отличались свадебные песни: здесь и «Плач невесты» (хÿхлев), где девушка воспевала девичество и боялась тяжелой подневольной долей замужней женщины, и веселые песни жениха, его друзей и подруг невесты, и песни-наставления молодым от старших родственников.
Были застольные песни, где воспевались старинные обычаи, дружба родственников и святость труда на земле, и были лирические песни, где юноши и девушки делились своими любовными переживаниями. Позднее распространились частушки (такмак). В этих коротеньких сатирических песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро высмеивались недостатки некоторых членов общества, а иногда даже целых его прослоек или классов.
Чувашские песни чаще всего были одноголосыми. Дуэтное пение или многоголосие встречалось только в некоторых районах — и то под влиянием других народов: русских, украинцев, мордвы. Пели обычно только взрослые, а дети слушали. В песнях молодежи сквозила беззаботная веселость, а старшие поколения пели сосредоточенные, философски-этические песни, полные размышлений.
Чуваши относились к песням с глубоким почитанием, они видели в песнях источник здоровья, радости, счастья и через них чувствовали неразрывную связь с прошлыми поколениями. Чуваши настолько любили песни, что даже складывали песни о песнях.
Песни нередко сопровождались танцами (ташă). При этом мелодии и движения мужских и женских танцев были разными: мужские — динамичные, темпераментные, полные удали и задора, а женские — плавные, мягкие, пластичные и очень выразительные.
Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска (по чувашки – «ташã») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша. Размер, как правило, двух – или четырехчетвертной. Все это подчеркивает, как и вышивке, любовь чувашей к квадратной симметрии. Темповые отклонения внутри мелодии, а также сопоставление в одном танце контрастных по темпу эпизодов для чувашской народной хореографии не типичны. Для сольных танцев характерно исполнение по принципу «все по порядку», когда последовательно танцует каждый участник хоровода или игрища. По сравнению с татарскими, калмыцкими и башкирскими танцами, воспроизведение трудовых движений и картинок быта в чувашском танце выражено менее ярко. Мужской танец отличается удалью, задором, темпераментом и быстротой движений. Женский танец – мягкий, плавный, пластичный. Во время танца женщина, скользя по полу, сводя то носки, то пятки, воспроизводит мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку. Парные танцы исполняют преимущественно женщинами.
Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля, для производства пива — хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.
Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.
Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей — бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже — картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.
Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.
Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.
В быту чуваши были непривередливы и скромны, избы были небольшие, но особое внимание уделялось убранству. Снаружи дома украшали резьбой и росписью, внутри тканными или вышитыми полотенцами, занавесками.
Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Несмотря на равенство полов, мать для чувашей священна. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться.
Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.
Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.
Чувашская кухня испытала влияние русской, татарской, удмуртской, марийской кухонь, но, несмотря на это сохранила национальные черты. Чуваши издавна занимались земледелием и животноводством, поэтому в кухне большая доля овощей и мяса.
Супы отличаются разнообразием: мясной или рыбный бульон с приправами (яшка), наваристый мясной суп (шурпе), холодный суп (турах яшки). Любопытно, что для приготовления первых блюд чуваши используют овощи исключительно в сыром, а не в вареном или жареном виде.
Без хлеба не проходит ни одна трапеза чувашей. В языческие времена хлеб считался священным, его могли резать только глава или старшие члены семьи. Детей приучали подбирать упавшие во время трапезы хлебные крошки.
Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами (кукаль), овощами, творогом (пуремеч), мясом или рыбой (хуплу). Последний готовили в основном в праздничные дни.
Чуваши в основном ели баранину, свинину, говядину. Низовые чуваши употребляли в пищу конину. Мясные блюда в основном готовились к праздникам. Это могла быть колбаса из желудка овцы, начиненного мясом и салом (шартан) или, к примеру, вареная колбаса с крупяной начинкой, приготавливаемой с добавлением рубленого мяса или рыбы и крови (тултармаш).
Одним из главных традиционных чувашских напитков является чувашское пиво (сара), которым местные гордятся, даже на гербе республики мы можем увидеть лозу с шишечками. Причем пиво изготавливается не только промышленным способом, но и в домашних условиях, а рецепты передаются из поколения в поколение.
Процесс приготовления пива был неким обрядом, варили его из ячменного или ржаного солода. Этот напиток являлся неотъемлемым обрядовым атрибутом любого торжества, его употребляли во время посевных работ, во время уборки урожая, сенокоса. Пиво пили не для того, чтобы захмелеть, считалось, что оно обладает особыми качествами, прекрасно утоляет жажду и придает сил.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.