Источник фото : tvsever.ru
Название народа в литературном русском языке – чукчи, название для мужчины – чукча, для женщины – чукчанка. Возможны два варианта ударения в слове «чуваши»: «чува́ши» (ударение на 2-м слоге) и «чуваши́» (ударение на 3-м слоге).
Традиционно чукчи делятся на две этнографические группы: оленеводов (тундровых чукчей), кочующих по континентальной Чукотке, и морских зверобоев (береговых чукчей), проживающих на побережьях.
Общепринятое название «чукчи» происходит от самоназвания тундровых чукчей – «чаучу» или «чавчу», что переводится как «оленний человек». Береговые чукчи называли себя «аӈкальыт» или «аӈкалын» – «морской народ». Существовало и общее самоназвание для обеих групп – «лыгъоравэтлъян» («настоящие люди»), но оно не прижилось в качестве официального названия.
Чукчи также использовали самоназвания, основанные на месте их проживания или кочевок: например, «увелельыт» («уэленцы») или «чаальыт» («чукчи, кочующие по реке Чаун»). Даже в современных укрупненных поселках сохраняются названия для внутрипоселенческих групп, таких как «тапкаральыт» («живущие на косе») или «гынонральыт» («живущие в центре»). Западные чукчи имеют собственное самоназвание – «чугчит», предположительно произошедшее от «чаучу».
Ранее предполагалось, что прародина чукчей находилась на побережье Охотского моря, откуда они продвигались на север, ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Однако современные исследования показывают, что предки чукчей и коряков обитали во внутренних районах Чукотки более 6 тысяч лет назад. В тот период они вели относительно оседлый образ жизни, специализируясь на охоте на северного оленя.
В начале первого тысячелетия нашей эры часть чукотских племен двинулась к морскому побережью, вступая в контакт с эскимосами. Произошла частичная ассимиляция, и чукчи восприняли многие элементы эскимосской культуры: это касается жировых ламп для освещения и обогрева жилищ, пологовых конструкций внутри жилищ, особой формы бубнов, промысловых обрядов и праздников, а также плясок-пантомим. В результате взаимодействия сухопутной и морской охотничьих культур произошло разделение труда, где одни занимались охотой на оленей, а другие – на морского зверя. Юкагирский элемент также сыграл роль в этногенезе чукчей. Стабильные контакты с юкагирами установились к XIII-XIV векам, когда юкагиры, под давлением эвенов, продвинулись в бассейн реки Анадырь. Считается, что оленеводство у тундровых чукчей сложилось под влиянием коряков незадолго до прихода русских.
Первые русские документы, датируемые 1640-ми годами, уже разделяли чукчей на «оленных» (кочевых оленеводов) и «пеших» (оседлых морских охотников). Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана от Алазеи до Берингова пролива, включая мыс Шелагский. Поселения «пеших» чукчей, часто соседствовавшие с эскимосами, располагались между морем Дежнева и заливом Креста, а также южнее, в низовьях Анадыря и реки Канчалан. К концу XVII века численность чукчей оценивалась в 8-9 тысяч человек. Контакты с русскими изначально ограничивались нижней Колымой.
С конца XVIII века наблюдался рост торговых связей между чукчами и русскими. «Устав об управлении инородцев» 1822 года закрепил добровольный характер уплаты ясака чукчами, которые получали за это различные подарки. Установление мирных отношений с соседними народами (русскими, коряками и юкагирами), а также развитие пастушеского оленеводства способствовали дальнейшей территориальной экспансии чукчей на запад (до междуречья Колымы и Индигирки к 1860-м годам), юг (до территории коряков между Пенжиной и бухтой Корфа, где произошла частичная ассимиляция) и восток (усиление ассимиляции эскимосов). В 1850-х годах в торговлю с приморскими чукчами активно включились американские китобои. Расширение ареала обитания сопровождалось формированием отдельных территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, беринго-морской (морские чукчи) и другие.

Источник фото : zooclever.ru
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, численность чукчей составляет 16 228 человек.
Большинство чукчей проживают в Чукотском автономном округе, а также на севере Камчатского края и в Нижнеколымском районе Якутии. Народ расселен на гигантском пространстве, охватывающем более 1600 км с востока на запад и 1200 км с юга на север – от Колымы до Берингова моря и от Северного Ледовитого океана до Камчатского края.

Источник фото : www.kolymastory.ru
К началу XX века большинство чукчей приняли православие, но часть дохристианских верований и представлений сохраняются и сегодня.
Космологическая концепция представляла собой широко распространенное у разных народов деление на верхний, средний и нижний миры, но были и представления о неопределенной множественности миров, когда живущие в одном мире умирают при переходе в другой. К числу верхних существ (Ваыргын) относятся Творец, Рассвет, Зенит, Подень, Полярная звезда.
Основными элементами традиционного чукотского пантеона являются: верховное существо, очень активный культурный герой с чертами плута-трикстера (Ворон), некоторые небесные существа, духи-хозяева, различные виды злых духов (келет) и противостоящих им шаманских духов. В чукотской демонологии имеется целый ряд существ, занимающих промежуточное положение между духами – хозяевами земли и сакрализованными животными, например, косатка, превращающаяся зимой в волка, или восьминогий костяной белый медведь Кочатко, а в заклинаниях упоминается космическая рыба времен творения – Канайольгын.
Центральным героем чукотских мифов творения является первопредок – культурный герой и мифологический озорник-трикстер Ворон-Куркыль. В чукотских «вестях начала творения» Куркыль часто действует по поручению творца, но практически он совершает основные деяния: создает рельеф местности, собак, китов, тюленей, оленей, птиц, первых людей, которых учит говорить и есть мясо животных, а также шить одежду и добывать огонь.
Чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Его ближайшие родственники: корякский, керекский, алюторский и ительменский. Для чукотского языка характерна инкорпорация, когда в одно морфологическое целое объединяется сразу несколько смысловых единиц.
В 1920-х годах чукотский язык был переименован в луораветланский по автоэтнониму «ӆыгъоравэтӆьат» («настоящие люди»), это название не укоренилось в повседневном употреблении, хотя и сохраняется в переписях населения как дополнительное к этнониму «чукчи». Сегодня чукчи используют два самоназвания для своего языка, оба производныеот йыӆйыӆ - язык: ӆыгъоравэтӆьэн йыӆйыӆ– (на Чукотке) и чувчеӈйыӆйыӆ (в Нижнеколымском районе Якутии и Пенжинском районе Камчатки).
Чукотский язык является относительно молодым письменным языком, стандартизированная графическая система для которого была разработана в 1930-х годах, что положило начало чукотской литературе. До этого момента записи чукотских слов были несистематическими и зависели от графических систем исследователей, таких как Оскар Нурдквист и Михаил Петелин. Примечательной вехой в развитии чукотской письменности стала попытка оленевода Теневиля (Тыневиля) в начале XX века создать собственную идеографическую систему. Он разработал сотни символов для различных частей речи, использовал их для личных записей и обучения, но его система, распространенная лишь локально, исчезла после его смерти в 1937 году.
Официальная письменность чукотского языка изначально базировалась на латинском Едином северном алфавите. Ключевыми событиями стали издание первого букваря авторства В.Г. Богораза и И.С. Вдовина «Красная грамота» в 1932 году и публикация статьи на чукотском языке в газете «Советская Чукотка» в 1933 году. Однако после 1937 года, в рамках общей политики, чукотская письменность была переведена на кириллицу. В 1950-х годах были введены специальные кириллические знаки (ӈ и ӄ) для точной передачи уникальных чукотских звуков.
Формирование стабильной письменности значительно ускорило развитие чукотского литературного языка. Это привело к появлению широкого круга изданий: от фольклорных сборников и школьных учебников до словарей и переводов классической литературы. В этой работе активно участвовали чукотскоязычные студенты, получившие образование в Институте народов Севера.
Чукотский язык, несмотря на огромный географический охват, демонстрирует удивительную степень единства, что позволяет носителям легко понимать друг друга. Это объясняется отсутствием значительных горных барьеров, высокой мобильностью оленеводов и активным обменом между различными чукотскими группами.
Сегодня принято выделять три географические зоны чукотской языковой общности: западную, восточную и южную. Восточная зона охватывает большинство говоров Чукотского АО, включая как приморские, так и оленеводческие. Западная зона включает части Билибинского района, Пенжинского района Камчатки и Нижнеколымского района Якутии. Южная зона представлена югом Анадырского района и севером Камчатского края.
Чукотский фольклор охватывает широкий набор жанров, включая космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных и шаманах, а также мифологическую прозу. Мифология чукчей демонстрирует общие черты с мифологическими системами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев, в частности, в сюжете о Вороне как трикстере и демиурге.
Чукотские календарные праздники тесно связаны с основными хозяйственными занятиями: для береговых чукчей – с морской охотой, для кочевых – с оленеводством.
Основные праздники тундровых чукчей-оленеводов:
Пэгытти (21–22 декабря): Чукотский Новый год, совпадающий с зимним солнцестоянием.
Тиркык, Эмэт (январь): Праздник встречи солнца.
Ръилет (конец зимы – начало весны): Гонки на оленьих упряжках.
Элгааткон (Элгыраткон) (февраль-март): Праздник, посвященный подготовке стада к весне и летовке, знаменующий окончание зимнего сезона.
Кильвей (апрель-май): «Праздник молодого теленка», отмечающий прибавление в стаде.
Ульвэв (май-июнь): Посвящен яранге и новому летнему стойбищу, куда оленеводы переезжали после весны. Включал обряд ваамкаанмат – благодарение реке или озеру, где обосновалось новое стойбище.
Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат) (август-октябрь): Главный итоговый праздник оленеводов. В это время проводился осенний забой оленей с обрядом благодарения, а также подготовка к зиме и следующему оленеводческому сезону.
Наиболее известные праздники береговых чукчей: «Праздник байдары» при первом в году выходе в море; «Праздник голов» - после окончания охоты на тюленей; Праздник Кита, на котором благодарили Кэрэткуна - хозяина всех обитающих в море животных.
Все эти праздники традиционно включали в себя различные состязания: бег, борьбу, стрельбу, подбрасывания на шкуре моржа, а также гонки на оленьих и собачьих упряжках. В современных праздниках заметно влияние клубных учреждений, вносящих в традиционные сценарии определенные инновации. Закрепились и уже стали традиционными гонка на собачьих упряжках «Надежда» и парусно-весельная регата «Берингия».

Источник фото : nedvizhimost-svyatoy-vlas.ru
Традиционная чукотская одежда из шкур оленей и морских животных была приспособлена к суровому климату и имела глухой крой. Зимой надевали два слоя одежды: нижний – мехом к телу, верхний – мехом наружу, что обеспечивало максимальную защиту от холода. Для лета использовалась однослойная одежда, часто сшитая из поношенных зимних вещей, которые уже потеряли свои теплозащитные свойства и не могли использоваться в морозы.
Мужчины зимой носили двойную кухлянку (ирэн) (рубаху до колен), подпоясанную ремнем с ножом и кисетом, двойные узкие штаны (конагты) и меховую обувь с чулками. Женский костюм состоял из мехового комбинезона-керкера, который шили двойным для зимы и одинарным для лета, а также меховой обуви длиной до колен. Образ дополняли украшения и татуировки на лице: у мужчин кружки вокруг рта, у женщин – две полосы на носу и лбу. Мужчины носили стрижку с выбритым теменем, а женщины заплетали волосы в две косы.
Источник фото : www.dvnovosti.ru , matveychev-oleg.livejournal.com , davaipogovorim.mirtesen.ru
Основные хозяйственные занятия чукчей четко разделялись по этнографическим группам.
Жизнь тундровых чукчей была неразрывно связана с кочевым оленеводством, имевшим ярко выраженный мясо-шкурный характер. Олени служили не только источником пищи и шкур, но и транспортным средством в упряжках. Стада отличались крупными размерами, при этом олени были слабо приучены и выпасались без использования пастушьих собак. Зимой стада содержали в укрытых от ветра местах, совершая несколько перекочевок. Летом мужчины следовали за стадами в тундру, тогда как женщины, старики и дети оставались в стойбищах по берегам рек или моря.

Источник фото : pikabu.ru
Для береговых чукчей ключевым занятием была охота на морского зверя. Зимой и весной добывали нерпу и тюленя, а летом и осенью – моржа и кита. Охота на тюленей требовала индивидуального мастерства, а на моржей охотились группами, используя несколько байдар. В качестве традиционного охотничьего снаряжения использовались гарпун с поплавком, копье и ременная сеть.
Рыболовство было развито слабо, за исключением крупных речных бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна, где им занимались мужчины. Для ловли рыбы использовались сачки, удочки, сети (летом с байдар, зимой через проруби). Лосось заготавливался впрок.
Традиционные ремесла включали выделку меха и шкур, плетение сумок из растений (женщины), а также обработку кости (мужчины). Чукотское искусство отличалось развитой художественной резьбой и гравировкой по кости и моржовому клыку, аппликацией из меха и тюленьей кожи, а также вышивкой оленьим волосом. Характерной чертой орнамента был мелкий геометрический узор. В XIX веке на восточном побережье возникли кустарные объединения, специализирующиеся на производстве резных предметов из моржовой кости для продажи. В XX веке получило развитие сюжетное косторезное искусство, центром которого стала мастерская в селе Уэлен, созданная в 1931 году.


Источник фото : iz.ru
К началу контактов с русскими общественный строй чукчей находился в стадии трансформации: от патриархальной общины к соседской, с нарастающей имущественной дифференциацией. Частная собственность распространялась на оленей, собак, жилища и байдары, в то время как пастбища и промысловые территории оставались в общинном владении.
Базовой социальной единицей у тундровых чукчей являлось стойбище, состоящее из 3-4 родственных семей. У малоимущих членов общества стойбища могли объединять семьи, не связанные кровным родством. В стойбищах зажиточных оленеводов проживали наемные работники со своими семьями. Оленные чукчи также формировали патрилинейные родственные группы (варат), объединенные общими обычаями, такими как кровная месть, передача ритуального огня и нанесение общих знаков на лицо во время жертвоприношений.У приморских чукчей основной формой социальной организации являлась байдарная община (этвэт йырын), возглавляемая владельцем байдары.
Основное жилище – разборный шатер-яранга (яраӈы)из оленьих шкур у тундровых чукчей и из моржовых – у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась жировой лампой. До конца 19 века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран – «дом из челюстей кита») – на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой через длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг.


Источник фото :

Источник фото : ria.ru
Питание чукчей было идеально адаптировано к суровым условиям и основывалось на доступных ресурсах. Оленные чукчи зависели от оленины, а береговые – от мяса морских животных. Мясо употреблялось в сыром, вареном и вяленом виде. Для долговременного хранения оленеводы во время забоя готовили рилькэиль – вареное содержимое оленьих желудков с кровью и жиром. Морские охотники, в свою очередь, заквашивали мясо китов, моржей и белух в ямах (копальгын), зашивая его в шкуры. Рыбу ели сырой, а на Анадыре и Колыме заготавливали юколу из лосося. Растительная пища, такая как листья карликовой ивы, щавель и корни, также тщательно заготавливалась: их замораживали, квасили или смешивали с жиром, кровью и рилькэилем. Из толченых корней с мясом и моржовым жиром лепили питательные колобки. С появлением привозных продуктов в рацион вошли каши из муки и лепешки, жареные на тюленьем жире. Дополняли рацион морские водоросли и моллюски.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения