114
Чукчи

Чукчи – один из самых интересных и самобытных народов на территории Российской Федерации, сумевший пронести через века свой образ жизни и традиции. Они до сих пор кочуют, меняя место жительства, живут в ярангах — шатрах и верят в богов, которых олицетворяют животные и явления природы.

Территориальное расположение и численность

Народ чукчи занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирки. Эту территорию по размеру можно сравнить с Казахстаном. Всего в России живет 16,2 тысяч человек национальности чукча (данные переписи населения России в 2020 году).

Основная часть населения проживает в Чукотском автономном округе – 13,3 тысяч человек. Отдельных представителей можно встретить в Камчатском крае – 1,2 тыс. человек, в Магаданской области – 0,3 тыс. человек, Республике Саха (Якутия) – 0,7 тыс. человек, есть чукчи и в Москве, и в Санкт-Петербурге – по 47 человек.

86f468276918804e77298480a8e6dd1b.jpg
Религия

Исконное верование чукчей – анимизм. Они обожествляют и персонифицируют животных, луну, солнце и звезды, и такие явления природы как огонь. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу.

Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Считают, что все, что есть в космосе, сотворили северные животные.

В каждой семье до сих пор есть культовые святыни, передающиеся по наследству – бубен, снаряд для добычи огня, который используют только в особых случаях, и связки деревяшек, призванные оберегать от бед. 
В начале ХХ века большинство чукчей были крещены Русской православной церковью, но кочевники до сих пор продолжают верить в своих богов.

Язык

Чукотский язык принадлежит к палеоазиасткой языковой семье, к чукотско-камчатской группе. Основная лексика чукотского языка относится к образу жизни оленеводов. Когда чукчи начали контактировать с эскимосами, то у них появилась общая лексика, связанная с рыболовством.

Чукотский язык уникален и мало похож на встречающиеся в Азии наречия. Большинство из похожих языков, например, керекский, корякский уже исчезли. Письменности у чукчей не было. Первый вариант письменности в 30-х годах прошлого века разработал чукотский пастух Теневиль, но он так и не получил широкого распространения. Примерно в то же время был разработан специальный алфавит, основанный на кириллице, но с добавлением нескольких букв. Начиная с 1960-х годов под воздействием смешанных браков чукотский язык стал вытесняться из обихода.

Вся чукотская литература в основном создается на русском языке.

Традиционная и современная культура

Традиции, обычаи

Кровь – основа жизни северных народов. Чтобы духи были благосклонны к молодой семье, надлежало принести жертвы. Лицо невесты мазали жертвенной кровью оленя. Вход яранги, постель для брачной ночи мазала кровью сама невеста, а мозг оленя складывала у входа – на счастье. Оставшуюся кровь перемешивала с золой, зажигая новый очаг.

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Обнаружив признаки беременности, женщина каждый день после пробуждения выходила на улицу, смотрела на восходящее солнце или в ту сторону, где оно встает, а затем обходила ярангу по направлению движения светила, чтобы обеспечить ребенку счастливую жизнь.

Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Также благодаря его впитывающим свойствам, из него делали натуральные памперсы. Шили меховые одеяла со специальным клапаном, куда в дальнейшем вкладывали мох, пеленая ребенка.

Обычай строго запрещал чукчанкам стонать во время родов или вообще вслух выражать страдание. Это могло привлечь злых духов. Не допускалась также и помощь других. Чукчи верили, что все решают соответствующие духи, которые знают, какой дух привести в мир и какие условия ему создать.

Женщина, разрешившись от бремени, сама совершала все необходимое для себя и для новорожденного. Она сама отрезала пуповину и выбрасывала послед.

А если женщине и помогали при родах, то ей потом всю жизнь приходилось сносить насмешки, и даже муж ее нередко получал насмешливое прозвище: «повитушный».

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги.

При этом детская смертность была очень высока и иногда достигала 50%. То есть, если у женщины бывало до девяти живых, можно предположить, что родила она за всю жизнь не менее восемнадцати, а может и двадцати детей.

Умирали раньше дети по тем же причинам, что и во всем мире: как от болезни и несчастных случаев, так и из-за инфантицида (умышленное лишение жизни ребенка).

Новорожденные дети в случае смерти матери часто подвергались удушению. Их относили вместе с матерью на место погребения, но это делалось потому, что чукчи считали невозможным воспитать новорожденного ребенка без матери. Приходилось слышать и о женщинах, только что разрешившихся от бремени, которые, почувствовав себя очень плохо, душили своих детей в жертву духам.

Рожать чукчанки начинали очень рано и таким образом период, когда они могли выносить детей, был довольно длительным, составляя лет тридцать.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

До XX века у чукчей было только одно имя. Чукотские личные имена отражают явления природы и другие моменты, которые совпали с эпизодом рождения. Например, Тынга-гыргын означает «восход солнца», Гыронгав значит «весна». Некоторые имена отражают качество, которое родители хотят видеть в детях.

Практика использования фамилий появилась, когда государство начало регистрировать граждан и вводить паспортный режим. Тогда чукчи начали принимать фамилии по имени отца.

Имена новорожденным чукчи обычно выбирают за три месяца. Стараются не повторяться: имя — по-прежнему эксклюзив, его надо заслужить, чем-то проявив себя. В XXI веке большинство чукчей используют русские имена, дополнительные неофициальные чукотские сейчас роскошь.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.

Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.

Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание, но совсем не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шел его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У некоторых линия из точек доходила до локтя.

Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя. У чукчей действительно распространена добровольная смерть. Связано это с тяжелыми условиями жизни. В тундре сложно выжить, когда не можешь себя самостоятельно обеспечить. Расстаться с жизнью здесь не редко решают старики и тяжело заболевшие люди.

Чукчи не боятся смерти. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Раньше, попадая в плен к врагу, чукчи, как правило, совершали самоубийства, разбивая головы о камни или отказываясь от еды. Сводили счеты с жизнью и раненые, не способные дальше сражаться. Для чукчей своя смерть или смерть от старости – роскошь.

Умерших чукчи обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами.

Обрядов и поверий у чукчей очень много. Например, всем участникам похоронного обряда нужно пройти через дым костра, «возвращаясь» в мир живых. Обряд очищения по возвращению домой предполагает, что надо обязательно приласкать собак перед входом в ярангу.

Нужно покормить духов тех мест, в которые собираешься отправиться. Обряд общения с духами лаконичен: несколько капель огненной воды на землю плюс по щепотке всех видов еды со стола. Также обязательно приветствовать духа убитого животного — его славят как кормильца и только потом разделывают как добычу.

Национальные праздники

Кильвэй – весенний праздник прихода диких оленей к летним пастбищам. Их полагалось встречать кострами, песнями и восторженными криками. Самый большой праздник оленеводов наступает осенью – день забоя оленей.

Традиционные праздники приморских чукчей связаны с китами. После убийства животного его кости приносили в жертву хозяину моря. Верили, что, вернув скелет в воду, воскрешают кита к жизни.

Праздник Байдары проводили перед началом морского промысла. В конце промысла лодку складывали сушиться на челюсти кита. Перед новым сезоном морю приносили жертву из отварного мяса, ставили лодку у жилища и проводили обряд. На следующий день повторяли, и только после ритуала рыбаку разрешалось выходить в море.

Есть регулярные праздники - день рогов весной; жертвоприношение звезде Альтаир зимой. Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умершим, обетные служения и жертвоприношения после охоты.

Танцы

Задача праздника в понимании чукчей не веселье, а изгнание злых духов, которые могут лишить охотника добычи. Поэтому пляски и песни были энергичными и шумными.

Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей.

Ярким примером обрядово-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:
После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело.

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя».

Международную славу приобрел «Эргырон», первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль.

танец.jpg

Мифология и фольклор

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов.

Корни чукотской мифологии и фольклора берут начало в образе жизни чукчей: это единство и борьба с суровой природой Арктики. Человек – часть природы, но она же подвергает его суровым испытаниям. Выжить – значит победить.

История и фольклор передаются от поколения к поколению в устной форме. Рассказчиком выступает старейшина клана. Он может часами рассказывать сказки из жизни предков. Такая традиция возникла в давние времена и была призвана развлекать охотников долгими зимними ночами.

Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы.

В чукотских преданиях животные действуют наравне с человеком. Кит, морж, ворон, белый медведь, лиса – популярные персонажи чукотских легенд и сказок. Звери разговаривают и ведут хозяйство, как люди, а люди заключают браки с животными и превращаются в них.

В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях.

Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.
Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.

Музыка и музыкальные инструменты

Чукчи любят пение, особенно во время праздников. Каждая семья и даже каждый человек имеет несколько собственных напевов. Одни из них наследственный, другие собственного сочинения.

В далеком прошлом у оленеводов возник своеобразный прием гортанного (горлового) пения пилыъэйн’эн. Певец втягивает воздух, сжимает горловые связки, губы широко растягивает в стороны, и, вдыхая воздух, издает своеобразный шелестящий звук. Меняя сжатие горла и растяжение губ, он изменяет высоту звука. Опытные певцы могут сочетать гортанное пение с обычным, именуемым типъэйн’эм, образуя два самостоятельных голоса-тембра. Пильгъэйн’эн обладает своеобразными художественными возможностями в изображении различных явлений природы, картин быта. В одних случаях это – бегущее стадо оленей, преследуемое волками, езда на оленях или весенняя тундра, покрытая цветами, перелет птиц, в других – различные трудовые процессы, настроения и переживания человека. В некоторых селениях Чукотки и сейчас устраиваются состязания в исполнении гортанных песен. Они носят название айн’арачвын – звукосоревнование.

Древние чукотские мелодии звучат и в наши дни. Сохранению их способствовала традиция передачи от поколения к поколению семейных, общинных песен с характерными ритмами и интонациями. Уже при рождении каждый чукча вместе с именем получает от родителей именную песню, сочиняемую в первые дни появления ребенка на свет. В ней отражаются те или иные черты новорожденного, мечты о его будущем. Вырастая, ребенок узнает и заучивает личные песни родителей, дедов, других родственников; став взрослым, сочиняет песни сам, в том числе личную именную песню. В ней он выражает свою индивидуальность, эмоциональный настрой.

Чукотская народная музыка развивалась преимущественно как вокальная. Она не имела музыкальных инструментов со строго фиксированной высотой звуков. Повсеместное признание и широкое применение получил лишь ударный инструмент бубен-ярар. Бубен имеется в каждом доме. С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит. Каждая семья должна иметь свой бубен, упражнение на котором во время известных праздников обязательно для всех домочадцев, мужчин и женщин. В долгие зимние вечера чукчи берутся за бубен и просто для развлечения.

Играет на бубне обычно самый опытный музыкант, задавая певцам и танцорам ритм и динамику исполнения произведения. На праздничных торжествах, нередко на бубнах играют сразу несколько музыкантов. Есть танцы и пантомимы, в музыкальном сопровождение которых, кроме пения, обязательно присутствие бубнов. В других случаях танец или пантомима сопровождается только игрой на бубнах. Нередко солист сам аккомпанирует себе на бубне во время исполнения пантомимы. Замечено, что на всех смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, проводившихся в советские годы, ни один из чукотских любительских ансамблей ни разу не применял какой-либо музыкальный инструмент, кроме ярара. Традиционным музыкальным инструментом народа также является варган.

shutterstock_1944305401.jpg5.jpg

Декоративно-прикладное искусство

Часть культурного наследия чукчей – декоративное искусство, которое чукчи продолжают развивать, достигая вершин мастерства. Это художественная обработка кожи и меха, плетение, резьба по кости, дереву и металлу. Традиционно плетение (например, сумок из волокон кипрея и дикой ржи) – женское занятие, а обработкой твердых материалов занимаются мужчины.

Гордость чукчей – резьба по кости. Из моржовых клыков вырезают удивительные по выразительности и пластике миниатюрные скульптуры, покрывают их гравировкой – сценами охоты и быта, сюжетами легенд и преданий, геометрическими орнаментами. Основы современного косторезного и гравировального искусства заложили Вуквол, Вуквутагин, Гемауге, Ичель – искусные художники и известные мастера косторезного промысла.

Скульптура «Каюр на оленьей упряжке», середина ХХ в..jpg

Национальный костюм

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:
Двойная меховая рубаха;
Двойные меховые штаны;
Короткие меховые чулки;
Меховые невысокие сапоги;
Двойная шапка в виде женского капора.

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

1.jpg

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежда — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.
Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Быт

Жизнь

Чукчи – народность, выработавшая два разных образа жизни.

Тундровые чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом.

Древним оленеводам удалось вывести чукотскую породу оленей. В переводе с чукотского название местного оленя означает «настоящий северный олень» (лъгэкор). Он приспособлен к выживанию в условиях арктической тундры. Успевает набрать вес и силу за короткий период арктического лета и способен обходиться без больших пастбищ с ягелем.

олени.jpg

Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Китобойный промысел – большая проблема Арктики. С одной стороны, китовое мясо было основой выживания коренных народов. С другой – киты находятся под угрозой исчезновения. Международные организации стремятся ограничить бесконтрольный вылов китов, но коренным народам выдают разрешения на охоту.  Всю пойманную в море добычу на Чукотке не продают, а раздают — на берегу каждый житель может подойти и бесплатно отрезать кусок мяса или китовой кожи. Охотники работают за зарплату, у каждой бригады зверобоев есть план по добыче.
У чукчей есть разрешение на добычу 140 серых китов в год. 80% животных добывают возле села Лорино. Все дело в том, что жизнь здесь - очень суровая и мясо морских животных - это чуть ли не единственный вид свежего мяса, доступный на Чукотке.

Китобойный промысел.webpКитобой высматривает кита.webp

Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, коренья, мох и ягоды.

Тундровые и береговые чукчи взаимодействуют, обмениваясь «продуктами производства» и ценностями. Натуральный обмен по линии «тундра — море» происходит до сих пор. С побережья — тушки нерпы, моржовый клык, китовое мясо; из тундры — кухлянки, керкеры и торбаса для гардероба, оленина, дикоросы.

Орудия труда у чукчей были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используется в основном современное, но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры. Это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак.

Из вклада чукчей в мировой технический прогресс нужно упомянуть каркасные морские суда – каяки и байдары, конструкция которых оказалась настолько совершенной, что с незначительными изменениями (касающимися главным образом материалов) легла в основу современных спортивных аналогов с аналогичными названиями.

Семейный уклад

До середины XX века у чукчей практиковалось многоженство. Если у мужчины было одно стадо, ему хватало и одной жены. Но два стада подразумевали ведение двух хозяйств. Соответственно, требовались уже две женщины. Иногда бездетная или состарившаяся жена сама могла попросить мужа взять вторую жену в дом. Но при этом первая жена всегда оставалась главной хозяйкой. В большинстве случаев для каждой из жен муж строил отдельную ярангу. Вообще, работать такому многоженцу приходилось гораздо усерднее. Ведь разорившегося чукчу жены имели право оставить.

Также чукчи практиковали так называемый групповой брак, в котором состояли до 10 пар. Мужчин в нем называли «товарищи по жене». А детей считали общими. Обычно правом обладания женой товарища пользовались, когда приезжали к нему в гости. Здесь был распространен также левират – после смерти мужчины, его вдову должен взять в жены один из следующих по старшинству братьев мужа. Но если женщина была совсем стара, он мог и отказаться. В таком случае она переходила к двоюродным братьям. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Иногда 5-летних мальчиков женили на 20-летних девушках. Происходило это, когда у ребенка не было матери. Жена вначале ухаживала за ним как за сыном, а потом как за мужем. А позже он мог взять себе вторую молодую жену.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

С приходом советской власти многоженство и браки с малолетними оказались под запретом. Уголовный кодекс 1926 года предусматривал наказание за это преступление в виде исправительных работ сроком на один год. Но многие из чукчей к тому моменту уже были многоженцами. Появилась проблема: как регистрировать жен, а тем более детей?  Все пытались найти выход. Старших жен записывали матерями мужей, младших — сестрами, средние оставались законными супругами, и всех общих детей записывали на них. Некоторые чукчи просто разводились.

Брак раньше устраивали родители. Иногда стороны договаривались, когда будущие жених и невеста были в младенческом возрасте. Родственники жениха преподносили подарки семье невесты. Взрослый юноша устраивался работать к родителям девушки сроком на год. Он помогал отцу в охоте и доказывал, что может стать добытчиком и обеспечить семью. В течение испытательного срока пара могла вступать в сексуальные отношения. В конце, если претензий к парню нет, пара считалась семьей. Формальная церемония или пышное празднество не проводились.

Семейный уклад.jpg

Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы, 3-4 метра в высоту и 10-15 метров в диаметре, предназначавшийся обычно для нескольких родственных семей и довольно неудобный для перевозки, несмотря на кочевой образ жизни хозяев. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей (покровом) таким образом, чтобы мех был снаружи, для вентиляции в его стенках имелись отверстия, при необходимости закрывавшиеся пробками из меха. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. В центре располагается «общее помещение» с очагом, а у стен напротив входа устанавливаются «спальные места». Изнутри полог освещался и отапливался лампой-жирником – каменной плошкой с фитилем, наполненной китовым или тюленьим жиром. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Между входом в ярангу и очагом имеется еще холодный «тамбур» для теплоизоляции и хранения продуктов.

Стойбища насчитывали до десяти яранг, которые обычно располагали в ряд с запада на восток. Первым с запада ставили жилище главы стойбища.

Весной и осенью оленеводы мигрировали. Ярангу разбирали и помещали на сани. Тягловой силой становились олени или собачьи упряжки.

Жители прибрежных земель строили землянки, а позже перешли на постройку яранг. Их яранги отличались от жилья оленеводов тем, что в них не было дымового отверстия. В XVIII–XIX веках они начали строить деревянные дома срубного типа.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

shutterstock_1825701293.jpg3.jpg

Кухня
строганина.jpg

Местная еда — локальная, органическая и попадает на стол в результате промысла.

Основа питания чукчей — отварное мясо оленя, оленьи мозги и супы с кровью, а также мясо моржа, кита, тюленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи также внутренности животных и кровь.

Много употребляется в пищу рыбы. Мясо и рыбу едят, в основном, без гарнира, с хлебом. Дополняют рацион также моллюски, используют в своем рационе несколько десятков видов дикорастущих клубней, трав, корней, ягод, морскую капусту, листья полярной ивы (съедобны ее молодые побеги, в них содержится в 7-10 раз больше витамина С, чем в апельсинах).

В чукотской кухне популярен крепкий чай из трав, который пьют в большом количестве.

Популярные национальные блюда чукотской кухни - строганина из мяса и рыбы, юкола (сухая несоленая рыба), пререм (отварная и замороженная оленина), опанэ (суп), кергипат (недоваренное мясо в собственном соку), замороженные почки и другие.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереваренный мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло не употребляют как самостоятельное блюдо, а используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей было блюдо из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом и внутренностями оленя - рыркарыль.

Копальхен — деликатес многих северных народов, У чукчей его готовили из моржового мяса. Осенью, в конце сезона охоты, с добытого моржа большими кусками снимали кожу вместе со слоем жира и мяса, закатывали в рулет и сшивали ремнем из той же кожи. Получившийся «колобок» весом примерно тридцать килограмм зарывали в слой вечной мерзлоты, без доступа кислорода, и он там ферментировался несколько месяцев — до конца зимы, когда другая еда уже была на исходе. Эта пища — мощный источник энергии: 100 грамм такого мяса хватало взрослому мужчине на день походов по тундре. Им же кормили ездовых собак. Но это для местных, для коренных народов, для тех, кто перешел на копальхен сразу после грудного вскармливания. Для чужаков эти несколько ломтиков могут стать даже смертельными.

Копальхен1.jpg

Китовое сало, или «мантак» - это еще одно из традиционных блюд чукчей. Оно представляет из себя нарезанную на кусочки кожу кита с жировой прослойкой. Некоторые люди могут есть его в сыром виде, некоторые сначала замораживают, некоторые варят. Однако наиболее популярный в настоящее время вариант - это замаринованное в соевом соусе сало.

Мантак.webp

Нувкурак - у чукчей готовят из мяса кита. В начале его вялят на открытом воздухе до такого состояния, чтобы сверху образовалась обветренная корочка, но внутри мясо оставалось сырым. Затем происходит термическая обработка, проще говоря, подвяленное мясо варят. Но даже после этого, блюдо не торопятся употреблять в пищу. Для чукчей, нувкурак – это сродни нашим консервам и заготавливают его впрок, чтобы пережить долгую суровую зиму. Благо, хранить продукт в условиях практически вечной мерзлоты не составляет особых проблем. Правда, чтобы мясо полностью не промерзало, его закатывают в бочки с большим количеством тюленьего жира, и в таком виде оно ждет своего часа, прежде чем попасть на стол.

В настоящее время современная чукотская кухня пополнилась мясными и овощными консервами, разными полуфабрикатами. При приготовлении блюд стали применять специи: лавровый лист, соль, черный молотый перец.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.