Чулымцы — самый малочисленный тюркский народ: по данным переписи 2020 года, к этой нации в России причислили себя лишь 382 человека.
Основная территория проживания народа — Томская область Тегульдетский, Первомайский, Зырянский и Асиновский районы (228 чел.) и Красноярский край, в основном в селах Пасечное и Чиндат (145 чел.).
В связи с отсутствием письменности сохранились лишь отдаленные представления о религии чулымского народа, которую можно охарактеризовать, как анимистический пантеизм. Люди верили в силы природы и обожествляли их, особо почитали священную землю «изык».
В XVII столетии, с приходом в регион русских, началась повсеместная христианизация, православие чулымцы принимали неохотно. К концу XVIII столетия большая часть народности официально приняла православие, но оно тесно переплеталось с традиционными верованиями.
Письменного языка у чулымцев не существует: лишь разрозненные диалекты, которые практически утрачены.
В составе чулымского народа выделяются две крупные языковые группы: «верховские» и «низовские» чулымцы — носители среднечулымского и нижнечулымского говоров чулымского языка; условная граница между ними может быть проведена примерно в районе междуречья рек Яи и Кии (в Зырянском районе Томской области).
Группы эти, будучи очень схожи в этнографическом, культурном планах и не считая себя двумя отдельными народами, все же заметно различались в плане лингвистическом — нижнечулымский и среднечулымский говоры принадлежали к разным группам и даже ветвям тюркской языковой семьи.
В России на чулымско-тюркском языке, согласно переписи 2020 года, говорят 32 человека.
Поклонялись изображениям идолов «онгонов», имели тотемы, которые хранили в амбарах и сараях. У женщин талисманами были птицы, часто вороны, у мужчин — шкурки пушных зверей, обычно белок.
Развит был культ предков, почитание духов: родовых, личных, священных, покровителей сил природы, покровителей промыслов.
Молились в священных рощах с участием шамана. Под его руководством совершались обряды с жертвоприношениями, после которых мужчины развешивали на сакральные деревья шкурки зверей, а женщины — цветные ленты. Традиционными шаманскими атрибутами были ложка для кормления духов, погремушка, высокие сапоги, платок и бусы белого цвета.
Чулымцы ежегодно проводят осенний праздник «Тумпайрам» (День рыбака).
По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Большой популярностью пользуются гонки на обласках. Обласки – это лодки, на которых ведут промысел рыбы. Делают их обычно из мягких пород деревьев – ветлы, осины или тополя, что придает им надежную прочность и устойчивость на воде. Длина лодок бывает от трех с половиной до пяти метров. Чтобы удержаться на воде и развить приличную скорость, нужно обладать поистине высоким мастерством.
Наряду с мужчинами соревнуются и женщины. Представления на празднествах — в основном современные интерпретации почти утраченных традиций.
Похоронные традиции практически не сохранились, последние столетия придерживаются христианских обычаев. На обнаруженном Балагачевском могильнике влиятельной Благачевской княгини из чулымского народа можно проследить пример захоронения XVII века. В нем найдены золотые и серебряные монеты и Нюрнбергские счетные жетоны XVII столетия.
Это соответствует традиции помещать с усопшим предметы, которыми он пользовался при жизни. Обычно это были ножи, топоры, колчаны со стрелами, каменные курительные трубки, обувь, тесаки. Умершего клали на обожженную землю на подстилку из бересты головой на юг, юго-восток или восток. Вокруг сооружали каркас из дерева, а сверху насыпали земляной курган. После устраивали обряд поминовения, тризну, разжигали костры и прыгали через них.
Свадебные традиции впитали в себя черты христианской и дохристианской культур. Сватовство начиналось с визита родных жениха в дом выбранной девушки. Сват приносил трубку, которую предлагал выкурить родителям будущей невесты. Если те соглашались — свадьбе быть.
После обсуждали размер калыма и назначали день торжества. В день праздника ехали в церковь на венчание, а после устраивали праздник, на котором присутствовали молодые и их родственники, друзья и знакомые: часто гуляла вся деревня. Вечером новоиспеченные муж и жена удалялись в специально построенную отдельную юрту, а утром шумные гулянья продолжались.
Несмотря на равноправие полов, случались браки по сговору. Сохранились воспоминания, что девушек насильно вели под венец. Когда их, плачущих, подводили к алтарю, родные жениха отшучивались, что невеста плачет от счастья, что выходит замуж.
В культуре чулымцев ученые видят влияние хакасов-кызыльцев, самодийцев (селькупов и кетов), а также томских татар.
Прослеживается орнаментальное искусство на изделиях из дерева, бересты, ткани и кожи. У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и многие орнаментальные мотивы.
Традиционный фольклор сохранился слабо. Известны сказания о богатырях, к именам которых возводят фамилии чулымцев.
Традиционная одежда чулымцев - рубахи и штаны. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья - из покупного ситца или шелка. Штаны в прошлом были из налимьих шкурок, позднее - холщовые. Верхняя одежда - камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), крытые материей. На голову надевали белые или алые колпаки (тастар), покрывала, зимние меховые шапки.
В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни, чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в т.ч. из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни.
Мужчины носили рубахи из китайской ткани, кафтаны со стоячим воротником, опушенные мехом, халаты из русских или среднеазиатских тканей, зимой - тулупы, шубы из козьих, лосиных или оленьих шкур, опушенные мехом шапки. На ноги надевали поршни, плетеную из тальниковых прутьев обувь, унты с мягкой подошвой, охотничьи сапоги-бродни. В XVIII-XIX вв. национальная одежда вытесняется русской.
Основные занятия чулымцев до прихода русских — охота и рыбная ловля. Охотились на лосей, медведей, волков, соболей, белок, оленей: их шкуры выделывали и, наряду с мехом, использовали для пошива одежды. Позже пушной промысел приобрел социальное значение: шкурами платили ясак, торговали.
Особе значение имела рыбная ловля. Ловили стерлядь, щуку, язя, ельца: это была основная пища чулымцев в летнее время, на зиму ее заготавливали впрок. Ловили сетями, силками, удочками, острогами, неводами. В обиходе были лодки-обласки из мягких пород дерева. Соревнования по плаванию на обласках до сих пор проводятся на народных чулымских гуляньях.
Земледелие было развито слабо: выращивали в небольших количествах просо и ячмень, труд был ручным. С приходом русских начали сеять пшеницу, овес, рожь, заниматься огородничеством. Разводили крупный рогатый скот — коров и лошадей, занимались пчеловодством.
Подсобную роль играло собирательство дикоросов: грибов, ягод, съедобных кореньев, черемуховой сарги, бересты, талого лыка. Рвали крапиву и коноплю: из них изготавливали нитки, плели веревки, делали ткань. Традиционный народный промысел — обработка дерева: делали мебель, домашнюю утварь, орудия труда.
Поселения чулымцев назывались улусами: летние строили вокруг озер, рек и стариц, где занимались рыбной ловлей, выгоном скота, земледелием. Зимой переносили жилища в лес, поближе к местам охотничьего промысла. С XVIII века все население становится оседлым, расположившись вдоль берегов Чулыма.
В древности жили в землянках, называемых «одыг», после в полуземлянках — «кыштаг», отличавшихся крышей пирамидальной формы. Строили многоугольные жилища по типу юрт с крышей из бересты и досок. Временным жилищем служил чум, сложенный из жердей, покрытых рогожей, войлоком или берестой. В центре был открытый очаг для отопления, использовалась низкая крытая печь для приготовления пищи. После колонизации повсеместно распространилась срубная русская изба.
По земле передвигались на телегах, запряженных конями, зимой — на лыжах. Вещи и добычу перевозили на ручных нартах, покрытых камусом.
У чулымцев были лыжи двух типов: камусные (подволоки) и лыжи-голицы. Камусные лыжи могут быть как прямыми, так и выгнутыми, обычно с острым носком, несколько более округлым задником, равномерно широкие по всей длине.
Лыжи изготавливались «по росту, на палец больше»; чаще всего длиной в 150-160 см. Основу лыж делали из ели, сосны или пихты. Толщина основы обычно составляла 1,5 см или больше, в зависимости от роста и веса лыжника.
Для подшивки лыж-подволок чаще всего брали лосиный или олений камус пычак.
Лыжи-голицы отличаются от камусных более острым носком, меньшей шириной (до 15 см), отсутствием выгиба и прямо обрезанным задником. На таких лыжах ходили по насту, использовали их и для работ вблизи дома или на рыбной ловле на реке.
Пешая лыжная охота требовала дополнительных приспособлений для переноски груза.
Основным летним средством передвижения были лодки-долбленки. Лодку изготовляли обычно из осины, белого тополя. Дерево срубали в апреле-мае и для заготовки лодки оставляли только комлевую часть. Глубина лодки рассчитывалась исходя из народной меры – «на полный обхват» - с прибавлением еще четверти этой величины.
Традиционно у чулымцев господствовал патриархальный уклад. В средневековье селились родовыми патронимическими общинами, носившими одну фамилию и состоявшими из 10-30 дворов. С XVIII века главенствующую роль приобретает малая семья, состоящая из 2-3 поколений.
Женщины имели с мужчинами равные права. Их не обижали, уважали их мнение и роль хранительницы домашнего очага. На это повлияли древние традиции почитания женщины и ее сакральной роли. Такие верования бытовали у северных народов, с которыми у чулымцев прослеживаются параллели в истории, культуре и генетическом наследии.
Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения. С XIX в. распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина). Долгое время под запретом было употребление свинины и грибов. Рыбу вялили, сушили, коптили. До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме ячмень, сарану и другие растения.
Многие молочные блюда (творог, сыр), супы (щи, борщ) и напитки (квас, брага, пиво) были заимствованы у русских.
Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного и сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен и муки).
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.