Шапсуги — древнейшее население Причерноморья, до Кавказской войны — самое многочисленное адыгское племя. Несмотря на попытки внедрения христианства и ислама, народ сохранил традиционную веру в силы природы. Устраиваются молебны и жертвоприношения богам у священных деревьев, камней и дольменов, проводятся обряд вызывания дождя, используется вода священных источников.
Историческая территория обитания шапсугов — северные горные и предгорные районы Кавказского хребта, ограниченные реками Адагум, Супса, Пшада и Шахе. Немного позже народ спустился на побережье, заняв территории современного Туапсе, Сочи, Адлера.
Из-за геноцида народа после Кавказской войны 150 000 человек покинули родные края, отправившись в Турцию. Крупные диаспоры населяют Израиль, Сирию, Иорданию.
После Кавказской войны Россию населяли 5 000 шапсугов. Часть принудительно переселена на Кубань. По данным переписи населения 2020 года в России проживает 1 914 шапсугов. Большая часть представителей данной народности проживает на территории Краснодарского края (1 878).
Шапсугские аулы находятся в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, городе Сочи, Республике Адыгея.
Вероисповедание шапсугов смешанное. Изначально они проповедовали язычество, поклонялись своему прародителю по имени Тха. Бога плодородия Созереша народное сознание определило одним из мусульманских пророков. Бог молнии Шибле в молитве упоминается одновременно с Аллахом.
Шапсуги чтили священные деревья, становившиеся такими после удара молнии. Людей, погибших от этой силы, считали святыми: могилы становятся местом проведения обрядов, совершения молитв. Благословленными Шибле считается род умершего от разряда: потомки играют ведущие роли в обрядах, считаются уважаемыми людьми.
Современные шапсуги практикуют обряд вызывания дождя, имеющий две вариации:
При обряде «ханцгуаше» к лопате прибивают поперечную палку, надевают на конструкцию женские одежды, украшения, платок. Куклу с молитвами и обливанием встречных водой несут на реку, где топят и прижимают камнями ко дну, пока дождь не пойдет. В реку кидают и девушку из рода святых: отголосок древних человеческих жертвоприношений;
Вторая вариация обряда обязывает отправить гонцов к священному горному озеру Хуко, что недалеко от горы Фишт, подарившей название олимпийскому стадиону. Бутыли с водой из озера приносят в аул и выливают в реку: когда вода добежит до моря, начнется дождь.
Важно проследить за целостностью бутылки и куклы ханцгуаше, иначе жди наводнения. Местные жители уверены: именно так приключилось в 1991 году.
Особую роль играли дольмены: регион проживания шапсугов сохранил более 200 сакральных сооружений. Раньше в дольмены заносили больных горячкой, оставляя на 2-3 дня для излечения. С приходом ислама распространилось поверье, что в каменных конструкциях живут злые духи. Сегодня шапсуги используют дольмены для молений, обрядов, туристы считают сооружения местами силы.
Под влиянием извне религия шапсугов несколько видоизменилась, получила исламский уклон, но языческие традиции, обряды в ней сохранились.
Согласно научным основам, шапсуги являются мусульманами-суннитами. Но в отличие от народов, почитающих ислам, они едят свинину и охотно употребляют вино, сваренное из своего винограда своими руками.
Народ использует собственное уникальное наречие, выступающее диалектом адыгейского языка. Основой письменности служил арабский алфавит, сегодня используется русская графика. Отличительная особенность языка — выделение большего числа звуков.
На культуру шапсугов, их жизненный уклад и социальное устройство общества, религиозные взгляды в разное время пытались оказать влияние русские, турки, представители кавказских национальностей, но они сумели сохранить свои традиции, обряды и верования.
В семье, в роду, в поселении «последнее слово» всегда остается за старейшинами. Именно они выполняют у шапсугов роль власти, принимают решения. Эта традиция, устой жизни сохраняется в народности до сих пор.
Второе незыблемое правило – почитание женщин. Как у черкесов и других кавказских народов, женщина подчиняется мужчине (отцу, мужу, брату), но ее прав никто ущемлять не смеет – мама, дочь, сестра, жена должна быть обеспечена всем необходимым.
Вольность со стороны женщины недопустима. Она должна быть верна супругу, чиста перед Богом даже в мыслях. Особые требования к одежде – закрытые руки, грудь, ноги, особенно в присутствии посторонних. Главная ее обязанность – хранение очага, воспитание детей.
Браки заключались по взаимной симпатии: выбирала мужа девушка, приглядываясь к потенциальным женихам на общих гуляньях, чужих свадьбах. С наступлением брачного возраста, под присмотром брата или матери, девушка принимала в доме парней: выбирала супруга. Важную роль играло соблюдение семейных традиций, порядков. Сохранение уклада семьи мужа считалось приоритетным: жена первый год после свадьбы не работала, вникала в особенности хозяйства свекров.
Рождение ребенка, особенно мальчика, считалось большим счастьем. Имя ребенку выбирал первый посетивший жилище человек: руководствуясь традицией гостеприимства, шапсуги считали каждого гостя посланником бога.
Одними из наиболее значимых из сохранившихся элементов традиционной культуры шапсугов можно выделить танец. На сегодняшний день почти в каждом ауле есть свой ансамбль, и молодые люди с удовольствием ходят на занятия, а также участвуют в российских и международных фестивалях национальных танцев.
Весьма важную роль в культуре этого народа играет песенное искусство. У всех древних адыгов не было собственной письменности, поэтому исторические события сохранялись в песенных произведениях. Странствующие певцы, которые сочиняли, собирали и распространяли песни, были всегда почетными гостями в домах и на народных торжествах. В своих песнях они рассказывали о борьбе шапсугов за родину, народных героях, предателях и преступниках.
Также раньше существовали ритуальные песни и пляски, с помощью которых народ призывал хороший урожай. Специальными шумными представлениями отгоняли от постели тяжело больного или раненого человека злых духов и не давали ему забыться: древние шапсуги были уверены, что забытье приводит к скорой смерти.
Немногие представители древнего племени сохраняют мастерство владения редкими черкесскими музыкальными инструментами — апепшиной (балалайка с тремя струнами прямоугольной формы, шичепшиной (скрипка вытянутой формы со струнами и смычком из конского волоса. Наиболее распространена игра на гармонике, камыле (флейта) и пхачичи (трещотка).
Дошел до наших дней и уникальный шапсугский фольклор, который включает в себя множество разнообразных мифов и легенд, сказаний и притч.
Среди традиционных элементов мужского национального костюма очень примечательна черкеска с газырями («хьэзыр» переводится с черкесского языка как «готовый»). Этот предмет одежды был не только красив, но и весьма практичен: в области груди на кафтан с обеих сторон нашивались специальные гнезда, где хранились пыж, порох и пуля. Количество таких карманов для заготовленных патронов достигало 24. Рваная черкеска считалась признаком бывалого воина. Несмотря на то, что это сравнительно молодая деталь одежды, на сегодняшний день она считается символом Кавказа.
Из женских костюмов можно выделить сае – приталенное распашное платье с длинными и расширяющимися к низу рукавами, которое одевалось поверх рубахи и шароваров. Одежду шапсугов, как мужчин, так и женщин непременно украшали узоры. Одеяния знатных людей были более утонченными, а вышивка делалась золотыми нитями.
Бурное развитие текстильной промышленности в советские годы привело почти к полному исчезновению из обихода национальной одежды шапсугов. Сегодня они носят европейскую одежду, лишь дополняя ее традиционными элементами народного костюма: шапсугские мужчины в холодное время года носят шапки-папахи, женщины – головные платки. По сей день распространен головной убор «башлык», напоминающий капюшон, который носят как мужчины, так и женщины.
Полный комплект национальных одеяний сегодня можно увидеть только по торжественным случаям – в дни праздников, традиционных мероприятий, фестивалей. К слову, женское мастерство вышивки костюма и золотошвейное дело до сих пор считаются престижными, на черноморском побережье этим искусством владеют всего несколько мастериц.
Шапсуги занимались разведением скота и птицы, земледелием, виноградарством. Важную роль играло коневодство: аулы района Аше выращивали выносливых лошадей с выработанным иммунитетом к малярии, типа кабардинских, высоко ценившихся. Рыба считалась нехорошим продуктом: согласно поверьям, относилась к нижнему миру духов. В повседневной жизни ее ели, а гостям на стол не подавали.
Особое внимание шапсуги уделяли садоводству: выращивали алычу, персики, сливы, орехи. Отправляясь в путь, брали черенки плодовых деревьев, высаживая на пути следования. Шапсугские сады растянулись на многие километры, выручали народ во время засух, военных конфликтов.
Традиционными промыслами древних шапсугов были разведение скота и птицы, земледелие – они сеяли просо, пшеницу, овес и кукурузу. Сегодня же вместо злаков они выращивают в своих огородах принесенные новым временем картофель, томат и другие культуры, а хлебные пашни отдали под плантации чая, хурмы и других теплолюбивых растений. Значительное место в их быту и по сей день отводится пчеловодству и садоводству.
Шапсугское общество, в отличие от других адыгских народов, существовало без князей и единого управленческого центра. Долгое время главенствующую роль играли дворяне вуорки, значительный слой составляло среднее сословие: зажиточные вольные земледельцы торлокотли. Низшее положение занимали небогатые крестьяне пшитли и зависимые рабы унауты. Со временем в обществе стало нарастать недовольство дворянством, усилившееся после убийства торговцев представителями знатного рода Шеретлуковых.
Власть дворянства свергли, оставив лишь номинальные привилегии: за убийство представителя знати выплачивали «налог» 30 голов скота, жизнь земледельца стоила 28. Упразднение главенствующего положения знати привело к бунтам рабов, вскоре получивших статус свободного населения.
Шапсуги стали селиться отдельными «обществами», называвшимися «псухо». Внутри псухо выделялись родовые общины, основанные на совместном ведении хозяйства, взаимопомощи. Во главе обществ стояли выборные старейшины, вопросы решали мировые сходки: джеме, зауче, хасе. Решения считались непреложными законами, строго соблюдались всеми членами общества: систему управления шапсугов можно назвать республиканской.
У шапсугов существовало два типа поселения: хаблъ - поселение близких родственников и куадж – соседско-территориальное многодворное поселение. Они имели свободную разбросанную планировку и тянулись вдоль рек на многие километры. Так, в долине реки Шахе находилось около семидесяти поселений шапсугов и их соседей убыхов.
Обычно большая семья занимала усадьбу, включающую жилые и хозяйственные постройки.
В XVIII - первой половине XIX в. жилище шапсугов состояло из одной либо двух-трех комнат, имевших отдельный вход. Характерным было функциональное разделение дома на две половины. Мужская половина служила (в отсутствии отдельного строения) также гостевой комнатой, или хачещ, кунацкая.
Многие шапсуги живут по много лет. Причиной долголетия, по их мнению, являются дары природы, которые они потребляют в пищу – родниковые воды, фрукты, орехи, мед. При этом в еде шапсуги скромны и относились к трапезе с должным почтением, считалось, что небрежное отношение к пище каралось свыше.
Наиболее распространенной пищей шапсугов раньше была сваренная каша из проса или других злаков с жареным мясом – бараниной, курятиной, говядиной или добытых на охоте диких животных. Из мяса также варили бульон, а приправив отвар мукой и острыми специями, готовили «щыпс» – густой соус-подливку.
Известен миру своими вкусовыми качествами мягкий адыгейский сыр. По обычаю, его коптят и жарят. А отправившимся в долгий путь или на пастбище дают перетертые в порошок копченый сыр и вяленое мясо – в походных условиях эту смесь заливают водой. Сегодня также по-прежнему готовят мамалыгу из кукурузной муки, жареные в масле лепешки, кисломолочный напиток «щхыу» (похож на айран).
Также важное место в традиционной и современной кухне шапсугов занимают каштаны, спасавшие от голода в самые трудные времена. Их жарят, варят, парят, готовят с его применением десятки блюд – суп, подливу, лобио, муку и прочее. Сегодня, как и много веков назад, готовят из каштанового меда ароматный и очень полезный напиток под названием «шеён». Новоиспеченным невесткам в качестве приданого дарили корзину каштана. Поэтому для этого народа каштан – это очень уважаемое дерево, посягнуть с топором на которое никому и в голову не приходило.
Путников шапсуги обязательно встречают «лакумами» (мучное изделие) и сыром. Гостю не принято отказываться от еды, предложенной хозяином: в древние времена считалось, что иначе гостя подозревали во враждебных намерениях.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.