2316
Шапсуги

Источник фото : rostmoskva.ru

Шапсуги — древнейшее население Причерноморья, до Кавказской войны — самое многочисленное адыгское племя. Несмотря на попытки внедрения христианства и ислама, народ сохранил традиционную веру в силы природы. Устраиваются молебны и жертвоприношения богам у священных деревьев, камней и дольменов, проводятся обряды вызывания дождя, используется вода священных источников.

История

По одной из версий, родиной шапсугов является долина реки Шапсухо, которая дала имя субэтносу. Считается, что именно отсюда происходило расширение и объединение различных старинных родов средневекового племени зихов, объединившихся под новым именем шапсугов. Один из таких родов предпочёл остаться внутри нового союза со старым названием — они были известны как общество гуайе, проживавшее в долине реки Псезуапсе. К шапсугам также относился субэтнос натухайцев, проживавших в районе Анапы и Тамани и предпочитавших сохранять своё имя.

С ростом населения отсутствие свободной земли толкнуло шапсугов на миграцию через хребет на север — в предгорные равнины современного Краснодарского края. Так образовались Малая Шапсугия в прибрежной зоне и Большая Шапсугия в равнинной. Условные границы Малой Шапсугии простирались по берегу Чёрного моря от реки Пшада на западе до реки Шахэ на востоке.
Большая Шапсугия раскинулась с запада на восток между реками Адагум и Супс, с севера на юг — между Кубанью и горным хребтом. Чётких границ не существовало: аулы перемещались, растягивались отдельными домами в долинах и ущельях, смешивались с другими субэтносами и жили с ними по соседству.

Постепенно сложились крупнейшие общества побережья в долинах рек Джубга, Пшада, Шахэ и равнинные — в долинах рек Иль, Хабль, Афипс, Убин. Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века — в связи с борьбой адыгов (черкесов) против Крымского ханства. В русских документах за 1743 год имеется упоминание о народе «сапсих», который «имеет особливый язык и такое же правление».

Социальное устройство шапсугского общества было организовано на основе народного правления. Самых крупных аристократов, претендовавших на власть князей, шапсуги с кровавыми сражениями изгнали в конце XVIII века. Позднее власти лишились и крупные аристократы, а управление обществом окончательно перешло к народным собраниям — хасэ, которые часто возглавляли тфокотли — свободные зажиточные крестьяне.
По российскому законодательству шапсуги официально являются малым народом.

1533048311_1528518609_1502660576_20746392_307176949746329_8186150740264447674_o.jpg
 
Источник фото : travelask.ru
Территориальное расположение и численность

Историческая территория обитания шапсугов — северные горные и предгорные районы Кавказского хребта, ограниченные реками Адагум, Супса, Пшада и Шахэ. Немного позже народ спустился на побережье, заняв территории современных Туапсе, Сочи, Адлера.

Крупные диаспоры населяют Израиль, Сирию, Иорданию.
После Кавказской войны Россию населяли 5 000 шапсугов. Часть принудительно переселена на Кубань. По данным переписи населения 2020 года в России проживает 1 914 шапсугов. Большая часть представителей данной народности проживает на территории Краснодарского края (1 878).

Шапсугские аулы находятся в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, городе Сочи, Республике Адыгея.

Религия

Вероисповедание шапсугов смешанное. Изначально они проповедовали язычество, поклонялись своему прародителю по имени Тха. Бога плодородия Созереша народное сознание определило одним из мусульманских пророков. Бог молнии Шибле в молитве упоминается одновременно с Аллахом.

Шапсуги чтили священные деревья, ставшие таковыми после удара молнии. Людей, погибших от этой силы, считали святыми: могилы становятся местом проведения обрядов, совершения молитв. Благословлёнными Шибле считается род умершего от разряда: потомки играют ведущие роли в обрядах, считаются уважаемыми людьми.
Современные шапсуги практикуют обряд вызывания дождя, имеющий две вариации:

При обряде «ханцгуаше» к лопате прибивают поперечную палку, надевают на конструкцию женские одежды, украшения, платок. Куклу с молитвами и обливанием встречных водой несут на реку, где топят и прижимают камнями ко дну, пока дождь не пойдёт.
Вторая вариация обряда обязывает отправить гонцов к священному горному озеру Хуко, что недалеко от горы Фишт, подарившей название олимпийскому стадиону. Бутыли с водой из озера приносят в аул и выливают в реку: когда вода добежит до моря, начнётся дождь.

Важно проследить за целостностью бутылки и куклы ханцгуаше, иначе жди наводнения. Местные жители уверены: именно так приключилось в 1991 году.
Особую роль играли дольмены: регион проживания шапсугов сохранил более 200 сакральных сооружений. Раньше в дольмены заносили больных горячкой, оставляя на 2–3 дня для излечения. С приходом ислама распространилось поверье, что в каменных конструкциях живут злые духи. Сегодня шапсуги используют дольмены для молений, обрядов; туристы считают сооружения местами силы.

Под влиянием извне религия шапсугов несколько видоизменилась, получила исламский уклон, но языческие традиции и обряды в ней сохранились.

Согласно научным данным, шапсуги являются мусульманами-суннитами. Но в отличие от народов, почитающих ислам, они едят свинину и охотно употребляют вино, сваренное из своего винограда своими руками.

Язык

Народ использует собственное уникальное наречие, выступающее диалектом адыгейского языка. Основой письменности служил арабский алфавит, сегодня используется русская графика. Отличительная особенность языка — выделение большего числа звуков.

Традиционная и современная культура

Традиции

В семье, в роду, в поселении «последнее слово» всегда остаётся за старейшинами. Именно они выполняют у шапсугов роль власти, принимают решения. Эта традиция, уклад жизни, сохраняется в народности до сих пор.

Второе незыблемое правило — почитание женщин. Как у черкесов и других кавказских народов, женщина подчиняется мужчине (отцу, мужу, брату), но её права никто ущемлять не смеет — мама, дочь, сестра, жена должна быть обеспечена всем необходимым.

Вольность со стороны женщины недопустима. Она должна быть верна супругу, чиста перед Богом даже в мыслях. Особые требования к одежде — закрытые руки, грудь, ноги, особенно в присутствии посторонних. Главная её обязанность — хранение очага, воспитание детей.

1681023527_o-tendencii-com-p-kak-odevayutsya-chechentsi-muzhchini-foto-48.jpg

Источник фото : dzen.ru

Свадебные традиции

Браки заключались по взаимной симпатии: выбирала мужа девушка, приглядываясь к потенциальным женихам на общих гуляньях, чужих свадьбах. С наступлением брачного возраста, под присмотром брата или матери, девушка принимала в доме парней: выбирала супруга. Важную роль играло соблюдение семейных традиций, порядков. Сохранение уклада семьи мужа считалось приоритетным: жена первый год после свадьбы не работала, вникала в особенности хозяйства свекрови.

Рождение ребёнка, особенно мальчика, считалось большим счастьем. Имя ребёнку выбирал первый посетивший жилище человек: руководствуясь традицией гостеприимства, шапсуги считали каждого гостя посланником бога.

Культура

Одними из наиболее значимых сохранившихся элементов традиционной культуры шапсугов можно выделить танец. На сегодняшний день почти в каждом ауле есть свой ансамбль, и молодые люди с удовольствием ходят на занятия, а также участвуют в российских и международных фестивалях национальных танцев.

Весьма важную роль в культуре этого народа играет песенное искусство. У всех древних адыгов не было собственной письменности, поэтому исторические события сохранялись в песенных произведениях. Странствующие певцы, которые сочиняли, собирали и распространяли песни, были всегда почётными гостями в домах и на народных торжествах. В своих песнях они рассказывали о борьбе шапсугов за родину, народных героях, предателях и преступниках.

Также раньше существовали ритуальные песни и пляски, с помощью которых народ призывал хороший урожай. Специальными шумными представлениями отгоняли от постели тяжело больного или раненого человека злых духов и не давали ему забыться: древние шапсуги были уверены, что забытьё приводит к скорой смерти.

Немногие представители древнего племени сохраняют мастерство владения редкими черкесскими музыкальными инструментами — апепшиной (балалайка с тремя струнами прямоугольной формы), шичепшиной (скрипка вытянутой формы со струнами и смычком из конского волоса). Наиболее распространена игра на гармонике, камыле (флейта) и пхачичи (трещотка).

танец шапсугский.jpg.crdownload.jpgнациональный танец шапсугов.jpg

Источник фото : reshenie-tut.ru , milana-tour.ru

Фольклор

Дошёл до наших дней и уникальный шапсугский фольклор, который включает в себя множество разнообразных мифов и легенд, сказаний и притч.

Национальный костюм

Среди традиционных элементов мужского национального костюма очень примечательна черкеска с газырями («хьэзыр» переводится с черкесского языка как «готовый»). Этот предмет одежды был не только красив, но и весьма практичен: в области груди на кафтан с обеих сторон нашивались специальные гнёзда, где хранились пыж, порох и пуля. Количество таких карманов для заготовленных патронов достигало 24. Рваная черкеска считалась признаком бывалого воина. Несмотря на то что это сравнительно молодая деталь одежды, на сегодняшний день она считается символом Кавказа.

Из женских костюмов можно выделить сае — приталенное распашное платье с длинными и расширяющимися к низу рукавами, которое одевалось поверх рубахи и шароваров. Одежду шапсугов, как мужчин, так и женщин, непременно украшали узоры. Одеяния знатных людей были более утончёнными, а вышивка делалась золотыми нитями.

Бурное развитие текстильной промышленности в советские годы привело почти к полному исчезновению из обихода национальной одежды шапсугов. Сегодня они носят европейскую одежду, лишь дополняя её традиционными элементами народного костюма: шапсугские мужчины в холодное время года носят шапки-папахи, женщины — головные платки. По сей день распространён головной убор «башлык», напоминающий капюшон, который носят как мужчины, так и женщины.

Полный комплект национальных одеяний сегодня можно увидеть только по торжественным случаям — в дни праздников, традиционных мероприятий, фестивалей. К слову, женское мастерство вышивки костюма и золотошвейное дело до сих пор считаются престижными; на Черноморском побережье этим искусством владеют всего несколько мастериц.

Источник фото : www.gumilev-center.ru , imbirniykarp.ru , ruclips.net

Быт

Жизнь

Шапсуги занимались разведением скота и птицы, земледелием, виноградарством.

Важную роль играло коневодство: аулы района Аше выращивали выносливых лошадей с выработанным иммунитетом к малярии, типа кабардинских, высоко ценившихся. Рыба считалась нехорошим продуктом: согласно поверьям, относилась к нижнему миру духов. В повседневной жизни её ели, а гостям на стол не подавали.

Особое внимание шапсуги уделяли садоводству: выращивали алычу, персики, сливы, орехи. Отправляясь в путь, брали черенки плодовых деревьев, высаживая на пути следования. Шапсугские сады растянулись на многие километры, выручали народ во время засух, военных конфликтов.

Традиционными промыслами древних шапсугов были разведение скота и птицы, земледелие — они сеяли просо, пшеницу, овёс и кукурузу. Сегодня же вместо злаков они выращивают в своих огородах принесённые новым временем картофель, томат и другие культуры, а хлебные пашни отдали под плантации чая, хурмы и других теплолюбивых растений. Значительное место в их быту и по сей день отводится пчеловодству и садоводству.

1534230425_loshadi.jpg

Источник  фото : fb.ru

Общественный уклад

Шапсугское общество, в отличие от других адыгских народов, существовало без князей и единого управленческого центра. Долгое время главенствующую роль играли дворяне вуорки, значительный слой составляло среднее сословие: зажиточные вольные земледельцы торлокотли. Низшее положение занимали небогатые крестьяне пшитли и зависимые рабы унауты. Со временем в обществе стало нарастать недовольство дворянством, усилившееся после убийства торговцев представителями знатного рода Шеретлуковых.

Власть дворянства свергли, оставив лишь номинальные привилегии: за убийство представителя знати выплачивали «налог» 30 голов скота, жизнь земледельца стоила 28. Упразднение главенствующего положения знати привело к бунтам рабов, вскоре получивших статус свободного населения.

Шапсуги стали селиться отдельными «обществами», называвшимися «псухо». Внутри псухо выделялись родовые общины, основанные на совместном ведении хозяйства, взаимопомощи. Во главе обществ стояли выборные старейшины, вопросы решали мировые сходки: джеме, зауче, хасэ. Решения считались непреложными законами, строго соблюдались всеми членами общества: систему управления шапсугов можно назвать республиканской.

Жилище

У шапсугов существовало два типа поселения: хаблъ — поселение близких родственников и куадж — соседско-территориальное многодворное поселение. Они имели свободную разбросанную планировку и тянулись вдоль рек на многие километры. Так, в долине реки Шахэ находилось около семидесяти поселений шапсугов и их соседей убыхов.

Обычно большая семья занимала усадьбу, включающую жилые и хозяйственные постройки.

В XVIII — первой половине XIX века жилище шапсугов состояло из одной либо двух–трёх комнат, имевших отдельный вход. Характерным было функциональное разделение дома на две половины. Мужская половина служила (в отсутствие отдельного строения) также гостевой комнатой, или хачещ, кунацкой.

шапсугское жилище недалеко от туапсе.jpg

Источник фото : adigea.aif.ru

Кухня

Многие шапсуги живут по много лет. Причиной долголетия, по их мнению, являются дары природы, которые они потребляют в пищу — родниковые воды, фрукты, орехи, мёд. При этом в еде шапсуги скромны и относились к трапезе с должным почтением, считалось, что небрежное отношение к пище каралось свыше.

Наиболее распространённой пищей шапсугов раньше была сваренная каша из проса или других злаков с жареным мясом — бараниной, курятиной, говядиной или добытыми на охоте дикими животными. Из мяса также варили бульон, а приправив отвар мукой и острыми специями, готовили «щыпс» — густой соус-подливку.

щыпс.jpg

Источник фото : www.vokrugsveta.ru

Известен миру своими вкусовыми качествами мягкий адыгейский сыр. По обычаю, его коптят и жарят. А отправившимся в долгий путь или на пастбище дают перетёртые в порошок копчёный сыр и вяленое мясо — в походных условиях эту смесь заливают водой. Сегодня также по-прежнему готовят мамалыгу из кукурузной муки, жареные в масле лепёшки, кисломолочный напиток «щхыу» (похож на айран).

адыгейский сыр..jpgмамалыга из кукурузной муки.jpeg

Источник фото : www.gastronom.ru , provapeekb.ru

Также важное место в традиционной и современной кухне шапсугов занимают каштаны, спасавшие от голода в самые трудные времена. Их жарят, варят, парят, готовят с его применением десятки блюд — суп, подливу, лобио, муку и прочее. Сегодня, как и много веков назад, готовят из каштанового мёда ароматный и очень полезный напиток под названием «шеён». Новоиспечённым невесткам в качестве приданого дарили корзину каштана. Поэтому для этого народа каштан — очень уважаемое дерево, посягнуть с топором на которое никому и в голову не приходило.

суп из каштанов.jpgлобио.jpg

Источник фото : i-keramika.ru , orenburzhie.ru

Путников шапсуги обязательно встречают «лакумами» (мучное изделие) и сыром. Гостю не принято отказываться от еды, предложенной хозяином: в древние времена считалось, что иначе гостя подозревали во враждебных намерениях.

лакумы.jpg

Источник фото : lotto-smart.ru

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения