Logo
359
Эвенки

Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги.

Территориальное расположение и численность

До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.

10cce6971f69d07caac359ee77faa0b8.jpg

Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

Север — Северный Ледовитый Океан.
Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
Восток — Охотское море.
Запад — река Енисей.

Сведения последней переписи населения России 2020 г. показывает численность эвенков в РФ – 39 226 чел. Большинство из них проживают в Республике Саха (Якутия) – 24 334 чел.
В других регионах:
Хабаровский край – 3 709 чел.;
Красноярский край – 3 612 чел.;
Республика Бурятия – 2 995 чел.;
Амурская область – 1 405 чел.;
Иркутская область – 1 144 чел.

Также эвенки проживают в Китае и Монголии.

Религия

Традиционными верованиями эвенков были шаманизм и анимизм. В некоторых местах их придерживаются до сих пор.

Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.

Связь между миром людей и миром духов держали шаманы. Любопытно, что само слово «шаман» эвенкийского происхождения. Тот, кого называли этим словом, мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с умершими. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством подвесок, шапка с рогами оленя-первопредка, бубен и многое другое. Бубен эвенкийского шамана не музыкальный инструмент, а средство общения с духами.

В XVIII веке православная церковь пыталась христианизировать народы Севера и преуспела. Тогда многие из них приняли православие чисто формально. Но сейчас это самый христианизированный народ Севера. И большинство из них православные не по привычке, а по глубокой вере.

В XX веке после установления советской власти с шаманами боролись и прививали народу атеизм. К началу XXI века считается, что от древних ритуалов осталась только атрибутика и легенды. Впрочем, исконные верования эвенков живы и по сей день, а в отдельных селениях можно увидеть ритуалы, что совершались много столетий тому назад.

178938184_411593638.jpg
Язык

Ближайшие родственники эвенкийского языка – эвенский и негидальский. Они образуют северную (тунгусскую) ветвь сибирской подгруппы тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи языков. К этой семье относятся еще две группы языков – тюркские и монгольские, а также корейский и японский языки.

Охарактеризовать этот язык можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.

В начале 1930-х годов на основе латинского алфавита была создана эвенкийская письменность. В качестве базового был взят непский диалект, относящийся к южному наречию. Были подготовлены школьные учебники, и эвенкийский начали преподавать в школе. К концу 1930-х годов латиницу заменил кириллический (русский) алфавит. В середине 1950-х годов непский диалект поменяли на полигусовский говор подкаменно-тунгусского диалекта, именно на его базе решено было развивать эвенкийский литературный язык. Появились эвенкийские писатели и поэты, стали издаваться их произведения, но если автор писал на своем диалекте, отличном от литературного варианта, редактор железной рукой переделывал текст на литературный.

В последние годы стали появляться издания на местных диалектах эвенкийского языка. Даже учебники стали адаптировать к местным диалектам.

Сегодня для большинства эвенков эвенкийский – это только язык предков, они могут называть его родным, но мало кто говорит на нем. По данным переписи населения 2020 года на территории РФ эвенкийским языком владеют 5 831 человек.

Традиционная и современная культура

Традиции и обряды

И в наше время особым почитанием у эвенков пользуются шаманы. Стать шаманом может далеко не каждый. Как рассказывают эвенки, человек, которого избрали боги, может стать шаманом лишь после своей «болезни». Под ней подразумеваются странные видения, пророческие сны, череда постоянных неудач или проблем с близкими людьми. 

Если же человек стойко выносит все эти испытания, он просит помощи у старших шаманов, что делятся своим мастерством с «учеником». Интересно, что у эвенков каждый шаман имеет свою «специализацию». Так, например, один общается с духами умерших людей, другой помогает людям очиститься от скверны и болезней, третий может воздействовать на силы природы.

Но если шаманами становились лишь избранные, то большинство мужского населения края эвенков являются прирожденными охотниками. Для того чтобы охотник отправился в лес с удачей, у эвенков существует особый ритуал. Перед отправкой на охоту он должен совершить обряд «шинкэлевун». Во время его проведения на стене или земле чертили изображение животного, которое планировалось забить в лесу. Собравшиеся охотники ударяли стрелами или копьями в изображение лося или медведя, веря, что такой ритуал принесет им успех. Традиция эта является древнейшей. Охотники эвенков и в наши дни верят, что у каждого зверя есть свой дух-покровитель, к которому следует относиться уважительно. В разговоре они не используют слов «охота», «ружье», «убить», ведь этим можно рассердить божеств. В качестве амулетов по примеру своих предков эвенки носят когти и зубы животных, убитых ими на охоте.

1615881603_39-p-natsionalnaya-odezhda-eveni-41.jpg

Особенным почитанием пользовался у эвенков медведь. Он считался не просто хозяином леса, но и прародителем народа. Согласно старинным преданиям, медведь мог превращаться в человека. Насмехаться над этим зверем было нельзя, ведь, услышав оскорбительные слова, медведь мог жестоко отомстить обидчику.

В начале лета восточные эвенки – охотники-оленеводы встречают перелетных птиц, наполняя посуду водой, чтобы обеспечить себе счастливый год. При отлете птиц бросают им вслед соль с благопожеланиями доброго пути и возращения.

Огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником ужасных и трагических событий. У костра был личный дух, наделяемый внешностью старика или старой женщины, которому прямо на угли клали лучшие куски мяса и капали вино.

Детям нельзя было играть с головешками, а взрослым – ссориться и сквернословить рядом с огнем, так как это могло стать причиной ослабевания духа-огня, что приведет к несчастьям и болезням всех домочадцев.

Эвенки всегда сжигали срезанные волосы и ногти в костре, потому что человек, не сжегший их, по преданиям будет мучиться после смерти и отыскивать обрезки по всему миру. Сжигать эти обрезки можно только в своем доме, это сохранит душу чистой и сохранит от ночных кошмаров.

Свадебные обряды эвенков во многом отличаются от остальных малых народов, проживающих на соседних территориях, в них присутствует огромное количество интересных традиций. Выбор жениха или невесты для своих детей осуществляли родители или старшие родственники, которые могли заключить договор даже до появления в семье ребенка. Очень щепетильно относились к тому, чтобы будущие молодожены принадлежали к разным родам.

На сватовство являлись сам жених и сват – знатный и уважаемый пожилой человек. На это мероприятие нужно было одеваться особым образом, поэтому цель визита не оставалась загадкой для родителей девушки. Сват молча заходил в дом и подкладывал хворост или дрова в огонь, чтобы отмести все возможные недомолвки. Девушка в это время уходила из дома, чтобы не мешать беседе, и ожидала специального приглашения. Жених тоже не участвовал в разговоре свата и родителей невесты.

Сват предлагал свой табак матери и отцу девушки, и в том случае, если они соглашались, вопрос о женитьбе считался решенным. В случае отказа мужчина и женщина закуривали свой табак. Тогда жених и сват прощались и отправлялись домой.

Во время сватания обсуждали размер калыма – откупа, который молодой человек должен выплатить родителям невесты. Жених в свою очередь имел право поинтересоваться приданым, и если оно было слишком маленьким, требовать дополнить его.

Стоит отметить, что у эвенков калыму и приданому не отводилась решающая роль, основным фактором считались личные качества молодых.

Когда бы не проходило сватовство, свадьба назначалась на весну, поскольку к этому времени уже завершался отёл оленей и появлялась первая трава, поэтому выпас проходил легко. После сватания семейства жениха и невесты постоянно кочевали по направлению друг к другу, и к моменту свадьбы они были соседями.

На свадьбу надевали самые дорогие и яркие наряды. Олень, на котором невеста ехала в чум к жениху, наряжался специальным седлом и попоной, уздечка украшалась узорами из бисера. Девушка три раза объезжала вокруг чума, а мужчины в это время стреляли в воздух. Затем молодая заходила в жилище, и все члены семьи вместе с ней водили хоровод вокруг костра по ходу движения солнца. По очереди молодым давали свое благословение родители жениха и невесты.

На празднике должно было быть много угощений, гости пели и плясали до самого утра, рассказывали длинные истории, проводили состязания по скачкам, борьбе, стрельбе и пр.

Согласно культуре эвенков, души не рожденных малышей живут в телах маленьких птиц – «оми». Это слово имеет два значения – «душа» и «синица». Место, где они обитают, называется «нектар». Из-за этого убийство синиц и прочих мелких пернатых является одним из тяжких грехов для эвенков.

Роды у этих кочевников были судьбоносным событием, поскольку в тяжелых условиях без квалифицированной медицинской помощи они нередко заканчивались смертью матери или новорожденного, а иногда – обоих сразу. Часто процедура родов была длительной и мучительной. Если родственники роженицы видели, что процесс идет трудно, они прибегали к магическим ритуалам. Существовала интересная традиция развязывания всех узлов в доме и во дворе, пока в семье есть беременная женщина. Позже эта традиция трансформировалась в открывание всех замков, причем такой обряд сохраняется до наших дней, поскольку много столетий жило твердое убеждение, что если не выполнить данное требование, роды не могут пройти успешно.

В том случае, если роженица в процессе родов нуждалась в срочной помощи, родственники вызывали шамана, который срубал дерево, а в пень вбивал клин. Чем сильнее и быстрее вбивался клин, тем быстрее на свет появлялся ребенок.

Новорожденного сразу же нарекали именем. Промедление с выбором имени не допускалось, поскольку в то время, пока у малыша нет имени, пришедшей на свет душой могут завладеть злые духи, и ребенок будет болеть. Имя обязательно должно быть таким, которого нет в семье. Если малыша назвать так же, как зовут кого-то из старых живых родственников, те могут умереть до положенного срока, чтобы жизненная сила перетекла к новому члену семьи. Такая интересная традиция сохранилась у эвенков до наших дней, и они неотступно ей следуют.

В колыбельку, которая располагалась на подвесных опорах, рядом с ребенком клали ритуальные вещи. Выбирали их в зависимости от того, кем родители хотели видеть свое чадо и какими качествами, по их мнению, оно должно обладать, когда вырастет. Лук и копье делали сына метким стрелком и успешным воином. Интересно, что девочкам в кроватку чаще всего не помещали амулеты, только изредка могли опустить туда куклу, а в большинстве случаев защитой выступала какая-нибудь часть одежды матери. Считалось, что девочку надежнее всего от всех возможных трудностей в будущем убережет материнская душа, впитываемая с первых дней жизни.

Обряды погребения взрослых и детей у эвенков отличаются. Взрослого или старого человека хоронят в земле, при этом обычно приносят в жертву оленей. Чем больше оленей принесено в жертву, тем легче будет загробная жизнь для умершего. На холме, насыпанном над телом, устанавливали чучело оленя из дерева. Это было связано с тем, какую большую роль олени отыгрывали в жизни этого народа.

В наши дни традиция трансформировалась и стала еще более интересной. Дело в том, что многие представители этой группы приняли своей религией христианство, поэтому на могилах у большинства эвенков присутствуют одновременно чучело оленя и православный крест.

Умерших детей подвергают воздушному погребению. Для этого их тела располагают на ветвях деревьев. Интересный обряд связан с поверьем, что души детей недостаточно сильны для самостоятельного вознесения на небо, а с дерева душу сможет подхватить птица и доставить прямо в мир иной.

1645258914_45-klublady-ru-p-obraz-evenki-natsionalnaya-odezhda-foto-46.jpgscale_1200.jpg

Фольклор

Эвенкийский фольклор представлен мифами, сказками, героическими сказаниями, преданиями и легендами (эвенки называют их одним словом нимнгакан), рассказами о случаях, сохранившихся в памяти живущих – улгур, а также песнями-импровизациями, песнями с устоявшимися текстами, переводными и шаманскими, загадками, поговорками, оберегами и запретами.

В героических сказаниях отразилась память эвенков о местах обитания предков, жизни, родословных. Эвенкийские сказители не только рассказывали, но и пели, аудитория поддерживала их выкриками. В сказаниях отражены бывшие в прошлом реальные события, например, борьба и военные столкновения эвенкийских групп с древними племенами (манги, чулугды), взаимодействия с южными племенами скотоводов. В героических сказаниях богатыри – не только мужчины, но и женщины, которые мстят за смерть своих мужей. Героические сказания имели некоторую структурную общность со сказаниями якутов и бурят. Выдающимся сказителем был Н.Г. Трофимов.

1645112150_22-o-tendencii-com-p-obraz-natsionalnii-kostyum-evenkov-foto-22.jpg

Мифология

В мифах содержатся представления эвенков о создании земли, небесных светил, о верхнем и нижнем мирах, происхождении человека и животных и др. В творении земли и человека участвовали два брата. Младший – Экшэри (Сэвэки), хозяин верхнего мира, добрый, творец мира. Старший Харги – хозяин нижнего мира, злой. Младший брат имел помощниками гагару и гоголя. Гагара нырнула и в клюве принесла землю. Конные эвенки Забайкалья считали помощником творца лягушку. Илимпийские эвенки объясняли происхождение рельефа земли и рек действиями мамонта Сэли и огромного змея Джябдар. Создав полезных животных, младший брат сотворил из глины и камня изображение человека и оживил его. Оми, бэйэ, имнэен; ханян/анян – «тень» (восточные эвенки) – синонимы слова душа. Записаны также предания о происхождении человека от дерева, от медведя.

Согласно дошаманским представлениям, Вселенная делилась по вертикали на три основных сферы: верхний, нижний и средний миры. Входом в верхний мир служила неподвижная Полярная звезда. Входом в нижний мир служили расщелины, пещеры, водовороты. По шаманской космогонии, миры располагались по горизонтали, что отразило особенности расселения эвенков по рекам. Верхний мир находился выше истоков воображаемой реки энгдекит, нижний – ниже устья энгдекит. Болезни шаманы объясняли кражей души злыми духами и отправлялись на ее поиски с духами-помощниками по реке энгдекит, но до устья мог дойти только очень большой шаман. Лечебный шаманский сеанс заключался в поиске души больного, ее поимке и помещении в специальное душехранилище омирук.

У эвенков есть миф о небесном охотнике богатыре Манги. Млечный путь эвенки называют «Манги Кинглэн» (Лыжня Манги). Манги отобрал у небесных лосей украденное ими солнце, восстановив порядок смены дня и ночи. Другой вариант мифа объясняет, как на земле появились лоси: Манги добывает небесную лосиху, а лосенок, испугавшись, бежит через небесное отверстие Сангар на землю и дает потомство. Эвенки считали медведя родственником. Связь девушки и медведя отражена в сказках. Особое отношение у эвенков к волку, орлу и журавлям. Таймень у эвенков Енисея был одним из главных духов-помощников.

Национальные праздники

Эвенки устраивали в прошлом особый обряд-праздник встречи Нового года, возрождения природы, – икэнипкэ, икэчик, бакалдын (сымские эвенки, эвенки Якутии и Амурской обл., Хабаровского края, Амурской обл. и др.), больдёр (эвенки Бурятии), мучун (эвенки Эвенкийского МР). Традиционно он проводился в начале июня, был приурочен к первому кукованию кукушки, знаменовавшего наступление нового эвенкийского года. В это время природа меняется, приукрашивается, деревья одевают новую одежду, как считали эвенки, и – тоже украшали себя, надевали праздничную одежду. Длился он до 8 дней. Собирались вместе кочевавшие по своим путям долгой зимой все родственники и соседи. Танцевали круговой танец хэддя, – «так танцевали, что даже земля ровной становилась, выравнивали ее, танцуя», пели, играли, веселились, устраивали совместные трапезы, обменивались новостями, молодые подыскивали себе пару. В прошлом на празднике происходило камлание шамана, который испрашивал благоволение верховного духа-хозяина Энекан Буга. Праздник был возрожден в 1994 г. городскими эвенками из Якутии – эвенкийским лингвистом А.Н. Мыреевой, писателем, этнографом и фольклористом Г.И. Варламовой-Кэптукэ.

новый год.jpgновый год 2.jpg

Первое время таежники боялись возрождения обрядов, потому что некоторые из них уже очень давно не совершали. Праздник включил обрядовую составляющую: проход через развилку чичипкан с целью очищения, окуривание дымом, кормление медвежьим жиром деревянного столба, символизировавшего три вертикальных мира вселенной, угощение речки и огня, повязывание на ветки деревьев ленточек-подношений для духов улганида. Праздник снова стал общеэвенкийским, приобрел новые черты. Праздник проводится чаще в селе и в городе. Сегодня праздник проводится без шамана. Он сопровождается выступлениями творческих коллективов, разнообразными конкурсами и соревнованиями. Теперь они включают и конференции, круглые столы, семинары, посвященные проблемам социально-экономического и культурного развития эвенков и регионов их проживания, книжные выставки. В Якутии сроки его проведения имеют тенденцию смещения ко времени летнего солнцестояния.

В конце зимы-начале весны, до таяния снега и льда на реках, современные эвенки проводят адаптированный ими еще в советское время праздник День оленевода (у восточных эвенков уктэвун). Этот праздник проводится обычно в конце марта в поселке, куда съезжаются из тайги большинство охотников-оленеводов. Праздник включает в себя официальные мероприятия с участием местных властей и представителями добывающих компаний, работающих на территориях муниципальных образований. На замерзшей реке проводят гонки на оленях (верхом и/или в упряжках), различные спортивные состязания с национальным колоритом – прыжки на двух ногах через нарты, выстроенные в ряд, метание маута на меткость, борьба на снегу, бросание на дальность охотничьего топорика. В культурную программу праздника входит также выставка изделий, выполненных эвенкийскими мастерицами. По итогам учета показателей работы оленеводов определяются лучшие бригады и оленеводы. Победителей награждают ценными призами. Люди угощаются, поют песни и танцуют круговой танец хэддя, объединяющий всех, веселятся. Люди встречаются после долгой зимы, обмениваются новостями, закупают продукты и снова возвращаются в тайгу, наполненные новыми впечатлениями.

день оленевода 2.jpgдень оленевода.jpg

Национальный костюм

Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.

Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.

Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.

IMG_7475.jpg1645258850_18-klublady-ru-p-obraz-evenki-natsionalnaya-odezhda-foto-18.jpg1-1600x1020.jpg

Музыка

Музыкальное искусство эвенков очень разнообразно и основывается на древних фольклорных традициях. Наиболее распространенными жанрами музыкального фольклора являются песни «дярин», запевы «алга» и разнообразные хороводные запевы.

Многие хороводные запевы эвенков происходят корнями из древней прототунгусской общности. Так, самый распространенный в среде эвенков запев «Дэвэ», вероятно, связан с древним культом охры – обрядом нанесения наскальных рисунков в жертвенных местах. Запев «Хадэ», близкий по значению и содержанию к известному эвенскому «Хэдьэ» является своеобразным обрядовым танцем кровного единения: Выкрики «Хадэ», «Хэда», «Хэдьэ» по своей этимологии являются ни чем иным как обращение к сородичам («Ха», «Хэ» – на всех тунгусских языках означает «родня», «свойственник»).

Кроме ряда обще-эвенкийских запевов и др., едва ли не каждый эвенкийский род имел собственный запев и мелодию, являвшуюся своеобразной исполнительской визитной карточкой. Музыкальные традиции у разных групп эвенков существенно отличаются. Едва услышав какой-либо запев эвенки могли понять из каких мест и к какому роду принадлежит исполнитель.

Музыкальное творчество находило отражение во многих фольклорных жанрах и, прежде всего, в эпосе. В эвенкийском нимнгакане каждый персонаж имеет не только собственные запевные слова, но и свою мелодию. Многие из запевов сохраняют в себе информацию исторического характера, отражая процесс длительных этногенетических и этнокультурных контактов эвенков. В структуре шаманского камлания ритм и музыкальный строй имел также важное значение – любое камлание сопровождалось пением шамана, который в своей песне путешествовал по трем мирам-ярусам эвенкийского мировоззрения.

Редкая эвенкийка обходится без родового или собственного напева во время шитья или воспитания детей. Первые профессиональные музыканты, столкнувшиеся с феноменом эвенкийской музыки, отмечали ее функциональность и вовлеченность во все сферы жизни.

Из музыкальных инструментов у эвенков были распространены: «пиргипкавун» (деревянный варган), конгипкавун (металлический варган), менее распространен был однострунный инструмент в виде тугого лука, а также высушенное птичье горло – бильгау.

Современное музыкальное творчество по-прежнему в своем большинстве основывается на этнических традициях. В советское и постсоветское время были широко известны имена эвенкийских музыкантов и исполнителей Олега Чапогира, Валерия Мукто, Надежды Докаловой, Владимира Колесова. В последние годы в связи с ростом этнического самосознания развивается музыкальное творчество в среде эвенкийской молодежи. Радуют сородичей своим новыми песнями Ангелина Сафронова, Наталья Бриз (Большакова), Синильга, Маргарита Яковлева, Александр Константинов, Владимир Хоменко и мн. другие. Практически в каждом месте компактного проживания эвенков находятся энтузиасты, способные организовать деятельность самодеятельных творческих коллективов, многие из которых выступают за пределами своих республик, областей и даже за рубежом. Уже широко известны творческие коллективы учащихся школ «Долбор» (с. Жилинда Оленекского района Якутии), «Сэвэкэн» (с. Петропавловск Усть-Майского района Якутии), «Биракан» (с. Кутана Алданского района Якутии), Юктэ (с. Иенгра Нерюнгринского района Якутии), молодежные коллективы «Гиркилэн» (г. Якутск), «Гулун» (г. Улан-Удэ) и мн. другие.

f9858c0c1284f993beba333eb1f45784.jpg

Быт

Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:
Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
Охотников-оленеводов.
Оседлых скотоводов.

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.

Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.

Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

3477560-1-1.jpg

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.

Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:
Олени (от 2 до 15);
Отработка в семье невесты;
Обмен сестрами между двумя семьями.

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.

Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Эвенки жили в чумах (дю у эвенков). Зимний чум строится из шестов (где-то 30-40 штук), их покрывали войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпали землей и снегом, а летом покрывали ровдугой (замшей). Еще одна разновидность летнего жилища — тыксама дю. Его крыли вываренной берестой (берестяной чум) или корой лиственницы, которая не гниет и не пропускает воду.

Прибыв на стоянку, хозяйка устанавливает чум. Внутри готовит спальные места из лапника и покрывает шкурами. Чум украшается коврами – кумаланами. Их отличительная черта – узор, расположенный в шахматном порядке. Чтобы его создать, берутся кусочки разноцветного меха. Точно так же узорами женщина расшивает национальный костюм.

Места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага — для членов семьи и гостей-женщин, самое теплое место (малу) за очагом, напротив входа — для гостей-мужчин. В отсутствие гостей почетное место предназначалось для мужских занятий — починки снастей, работы по дереву и т.п.

Кухня

Среди национальных кухонь народов севера эвенкийскую выделяют, как самую «кровавую», потому что кровь в эвенкийских блюдах является одним из главных компонентов. Как правило, во время готовки эвенки используют кровь молодого оленя, предварительно высушив ее. Происходит процесс высушивания следующим образом:

Из туши оленя достается желудок, очищается и наполняется свежей кровью, после чего желудок зашивают и подвешивают на дереве. Там он должен провисеть столько времени, сколько необходимо, чтобы образовался плотный ком, обычно это занимает от одной до двух недель в летнее время и от четырех до пяти в весеннее. Когда процесс затвердения завершен, от кровяного кома отрубают нужное количество, заворачивают его в чистую тряпку и дробят камнем в порошок. Когда процесс завершен, продукт можно использовать для готовки. Эвенки используют кровь как для приготовления первых и вторых блюд, так и для готовки десертов.

Говоря о первых блюдах эвенкийской кухни нельзя не выделить суп под названием Хунгэл. Бульон для хунгэла варят из тыптуна, сушеного мяса оленя с костями, после того как бульон готов в него тщательно помешивая, добавляют сушеную кровь до получения однородной массы. Довольно примечательно, что в эвенкийских супах не бывает овощей, как это принято в европейской кухне, связано это с суровой местностью в которой обитают эвенки, а это преимущественно зона вечной мерзлоты, где, как известно невозможно выращивать сельскохозяйственные культуры.

Оленина является основным продуктом питания эвенков, постоянное употребление мяса в пищу позволяет жителям севера поддерживать липидный обмен на уровне необходимом для осуществления нормальной жизнедеятельности в условиях мерзлоты. Для приготовления строганины из оленя не требуется особых затрат времени, рецепт этого блюда прост, мясо с задней ноги оленя нарезается крупной стружкой, посыпается солью и употребляется в пищу.

строганина из оленя.jpg

Каныга с ягодами является национальным десертом эвенков, однако, ингредиенты этого блюда могут привести многих европейских жителей в замешательство. Все дело в том, что для приготовления такого блюда используют содержимое желудка оленя, которое предварительно варят, а после смешивают с ягодами и кровью оленя. Такой десерт очень богат витаминами.
Эвенкийская лепешка (Колобо) – круглая лепешка из пресного теста на воде, которая запекается в золе.
Хатарба – еще один эвенкийский вариант лепешки из пресного теста, которая запекается на сковороде.
Алабишки – эвенкийские лепешки с мясным фаршем из дичи в качестве начинки.
Тыхэмин – эвенкийский суп из рыбы и давленой икры.
Дуктэми – праздничное рыбное блюдо эвенкийской кухни. Филе рыбы нанизывается на палочки и сушится над огнем.
Некичэ / халын – эвенкийская вяленая утка.
Чонку – эвенкий деликатес из костного мозга сохатого оленя.
Инни орони – вареный олений язык.
Буюрун – эвенкийская кровяная колбаса из северного оленя.
Балык хаана – эвенкийское блюдо из рыбьего желудка, заполненного рыбьей кровью, который отваривается в воде до готовности. Готовится из таких крупных рыб как таймень или нельма. Подается балык хаана только в горячем виде.
Агаран – рыба, квашенная в ямах, выложенных корой лиственниц.
Чылкаан – эвенкийская каша из вареной рыбы, смешанной с морошкой.
Юкола – копчено-вяленые пласты рыбы.
Ургахта – вяленая оленина.
Кололи – вяленая рыбья икра, которую обычно едят в течение зимы.
Былаабыт – эвенкийская закуска из желудка (или кожи) налима, заполненного мелко нарезанной юколой и рыбьим жиром. При подаче былаабыт нарезают кружочками.
Тымды – закуска из вареного мяса, которое сначала нарезается на мелкие кубики, а затем сушится на солнце или в печи. После такое мясо часто добавляют в суп или в кашу.
Монты – эвенкийский десерт из ягод, смешанных с молоком.
Корчак – взбитое в густую пену жирное оленье молоко.
Самый популярный напиток в эвенкийской кухне – чай с оленьим молоком и солью.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.