Источник фото : id77.livejournal.com
Название народа в литературном русском языке – эве́нки, название для мужчины – эве́нк, для женщины – эвенки́йка.
С XVII до первой половины XX века народ был широко известен под именем тунгусов, которое, как считается, в русском языке происходит от ненецкого названия эвенков – «тунгос».
Наиболее распространенное самоназвание эвенков - эвэнкил - стало их официальным названием лишь в 1930-е гг. Происхождение самоназвания связывается с фольклорным эпитетом «поперечноглазый» - эвунки есачи, ewunikin esal, что образно выражает понятие «человек вообще». Среди других самоназваний: у забайкало-амурских эвенков –орочон ( «оленный человек»), у катангских и верхнеленских – илэ, у олекминских –мата, у эвенков Охотского побережья –килэн. Имеются и другие самоназвания эвенков.
Эвенки сформировались в результате смешения автохтонного населения Восточной Сибири, вероятно, родственного юкагирам, с пришедшими с юга тунгусскими племенами. Это привело к возникновению различных хозяйственно-культурных типов: «пеших» (охотников), «оленных» (оленеводов) и «конных» (коневодов) эвенков, проживавших в Забайкалье, Китае и Монголии.
Расселение эвенков по Сибири, возможно, началось пешком или после одомашнивания оленя и развития верховой езды. К XVII веку эвенки освоили обширные территории от тундры Енисея до Лены и тайги бассейна Тунгусок, а также до Охотского моря, включая конные группы в степях Забайкалья и Приамурья. Они активно контактировали с многочисленными соседними народами (якуты, буряты, монголы, юкагиры, кеты и др.). В последующие века территория расселения эвенков сократилась из-за переселения русских, якутов, бурят, эпидемий оспы и поиска новых охотничьих угодий.
Кочевые тунгусы были облажены ясаком (данью соболиным мехом); в XIX веке натуральный ясак был заменён денежным. Контакты с русскими крестьянами привели к культурному обмену и родственным связям; русские ценили эвенков за знание тайги и честность. Развивалась торговля: в обмен на пушнину эвенки получали у русских металл и сукно, у якутов и бурят - скот, железо, зерно, ткани, украшения, у маньчжуров и дауров - муку, водку, китайские товары. С XVIII века стали проводиться регулярные ярмарки.
В 1822 г. был принят Устав «Об управлении инородцев» Н.Н. Сперанского, который разделил «инородцев» на категории бродячих, кочевых и оседлых, для их управления и самоуправления были созданы инородные управы. Большинство тунгусов отнесли к категории бродячих, возглавляемые избираемыми на три года родовыми старшинами («князьцами»), чьи основные обязанности заключались в отправлении правосудия и сборе ясака.
В советский период эвенки были отнесены к коренным малочисленным народам Севера. Советская национальная политика (оседание, обучение русскому языку, письменность, литература, интеллигенция, создание Эвенкийского автономного округа) способствовала их внутриэтнической консолидации.

Источник фото : nlrs.ru
Во время Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг. эвенками себя назвали 39,2 тыс. человек.
Несмотря на свою малочисленность, эвенки проживают на самой обширной территории среди сибирских народов. Большинство эвенков (более 75% от общего числа) проживает в Дальневосточном федеральном округе: в Якутии, Хабаровском крае, Амурской области, Сахалинской области и Приморском крае. В Сибирском федеральном округе (23% от общей численности) большинство эвенков проживает в Красноярском крае, Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае. Меньшее количество - в Тюменской и Томской областях.

Источник фото : picnes.ru
Анимизм - ключевая особенность эвенкийского мировоззрения. Вся природа считается живой, наделенной силой мусун. Животные, духи и люди взаимосвязаны. Дух-хозяин верхнего мира и дух-хозяин тайги посылают охотнику добычу, а части животных служат амулетами. В стаде был священный белый олень, а шаманы изготавливали ритуальные коврики (наму) для удачи. Огонь почитался как живое существо - того мусунин (бабушка), способное предсказывать будущее, и ему всегда приносили угощение.
К XIX веку большинство эвенков приняли православие, но шаманизм полностью не исчез. Эвенки посещали церкви в деревнях, уважительно относились к священникам. Некоторые православные праздники интегрировались в их хозяйственный календарь: Покров (14 октября) ассоциировался с началом охоты, Никола Зимний (19 декабря) – с выходом в село для обмена пушнины, Петров день (12 июля) – с летним выходом в село. В последние два десятилетия наблюдается возрождение православия и его праздников.

Источник фото : www.livelib.ru
Эвенкийский язык (самоназвание - эвэды̄ турэ̄н) относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи.
Современная классификация диалектов и говоров эвенкийского языка выделяет три наречия (северное, южное и восточное), включающие 14 диалектов и более 50 говоров. Взаимопонимание между носителями разных диалектов затруднено из-за многоэтапных и длительных миграций эвенков.
В 1929 году для эвенкийского языка была разработана письменность на основе латинского алфавита, а с 1937 года - на русском. Первая книга на эвенкийском языке вышла в 1931 году. С 1930-х годов началось преподавание в школах на родном языке, а в Якутии было налажено радиовещание. В этот период также происходило становление национальной интеллигенции и активно развивалась литература, как переводная, так и оригинальная.
Эвенкийский фольклор представлен мифами, сказками, героическими сказаниями нимнгакан, рассказами о случаях из жизни улгур, а также песнями-импровизациями, песнями с устоявшимися текстами, переводными и шаманскими, загадками, поговорками, оберегами и запретами. Героические сказания хранят память об истории, местах обитания и родословных эвенков. Сказители пели сказания, которые поддерживались слушателями. Сказания отражают реальные события, такие как столкновения с древними племенами и взаимодействие с соседними народами. Герои сказаний - как мужчины, так и женщины.
Мифы отражают представления эвенков о сотворении мира, происхождении людей и животных. В мифах фигурируют два брата: младший Экшэри (Сэвэки), добрый творец верхнего мира, и старший Харги, злой владыка нижнего мира. Помощниками Экшэри были гагара и гоголь. Гагара нырнула и в клюве принесла землю. Забайкальские эвенки считали помощником лягушку. Рельеф земли объяснялся илимпийскими эвенками действиями мамонта Сэли и змея Джябдар. После создания полезных животных Экшэри вылепил из глины и камня подобие человека и вдохнул в него жизнь. Слова «оми», «бэйэ», «имнэен», а также «ханян» или «анян» (тень, у восточных эвенков), обозначают душу. Существуют также легенды о том, что человек произошел от дерева или от медведя.

Источник фото : movp.ru


Источник фото : sakhalife.ru , atlaskmns.ru
Главный эвенкийский праздник – Бакалдын (также икэнипкэ, мучун и др.) – это встреча Нового года и возрождения природы, традиционно проводившаяся в начале июня, с первым кукованием кукушки. Он длился до 8 дней, собирая родственников для кругового танца «хэддя», пения, игр, трапез и обмена новостями. В прошлом шаманы камлали, испрашивая благословения у хозяйки вселенной Энекан Буга. Праздник был возрожден в 1994 году городскими эвенками из Якутии (А.Н. Мыреева, Г.И. Варламова-Кэптукэ) на основе этнографических данных. Он включает обряды очищения, кормление деревянного столба (символа трёх миров), угощение речки и огня, повязывание ленточек для духов. Сегодня Бакалдын проводится чаще в селах и городах, без шамана, сопровождается выступлениями, конкурсами, а также конференциями и выставками по проблемам эвенков. В Якутии его сроки смещаются к летнему солнцестоянию.
В конце зимы – начале весны (обычно в конце марта), до таяния льда, современные эвенки проводят адаптированный ещё в советское время праздник День оленевода (Уктэвун). На него в посёлки съезжаются охотники-оленеводы из тайги. Праздник включает официальные мероприятия с участием властей и добывающих компаний. На замерзшей реке устраиваются гонки на оленях (верхом и в упряжках) и национальные спортивные состязания: прыжки через нарты, метание аркана-маута, борьба, бросание охотничьего топорика. Культурная программа включает выставку эвенкийских изделий. По итогам работы определяются и награждаются лучшие оленеводы и бригады. Люди угощаются, поют, танцуют круговой танец хэддя, обмениваются новостями после долгой зимы и закупают продукты перед возвращением в тайгу. Этот праздник является важным элементом в системе сохранения, поддержания и развития современной эвенкийской идентичности и культуры.
Эвенки также отмечают советские профессиональные праздники (День оленевода и охотника, День рыбака), гендерные (8 Марта, 23 Февраля) и общенациональные праздники, такие как День Победы.


Источник фото : www.mkchita.ru , atlaskmns.ru
Традиционная эвенкийская одежда отличалась сложносоставным и распашным покроем. Мужская и женская одежда была идентична по крою, различаясь лишь длиной и отделкой. Зимнюю шили из выделанных шкур, летнюю – из ровдуги, а с XIX века – из покупного сукна. Летняя одежда также включала выношенные зимние наряды. Все шилось вручную из сухожильных ниток. Праздничная одежда, обувь и головные уборы богато украшались полосами ткани и меха, вышивкой подшейным волосом оленя и бисером.
Традиционный эвенкийский костюм включал кафтан-парку мирэлэн на завязках, нагрудник (мужской заостренный - хэлми, женский прямой и богато украшенный - даку), короткие штаны-натазники хэрки и ноговицы арамус, а также меховую (унта) и ровдужную (локоми) обувь. Волосы длиной до плеч носили распущенными, длинные - завязывали пучком на макушке или затылке полоской материи (чирэптун), тесьмой или ровдуги. Незамужние девушки носили налобную повязку (дэлбэки), украшенную бусами, пуговицами и висюльками. Женщины забайкальских эвенков заплетали косы. Шапки авун делали из шкуры оленя или козы, иногда с рожками (особенно для детей). К зимней парке пришивали рукавицы-коколло с одним пальцем и прорезью на ладони.



Источник фото : zolord.ru , gazetavechorka.ru , multiurok.ru
Основным занятием большинства эвенков было охотничье оленеводство. Меньшая часть вела полуоседлый или оседлый образ жизни, занимаясь, помимо охоты, скотоводством или земледелием. Охота и рыболовство обеспечивали эвенков пищей и одеждой, а пушнина обменивалась у купцов на чай, муку, соль, ткани и посуду. Охота, особенно на мясных, а с XVII-XVIII веков и на пушных зверей, играла важнейшую роль в жизни эвенков. Охотой занимались преимущественно мужчины, но при необходимости и женщины. Основными объектами промысла были копытные (дикий северный олень, лось, изюбрь, косуля, кабарга), на которых охотились круглый год, за исключением периодов размножения. Также охотились на горного барана, кабана, реже – на медведя, используя различные приемы в зависимости от сезона. Например, осенью для охоты на лосей, оленей и косуль строили засеки с самострелами между реками. На Охотском побережье и Байкале эвенки весной также охотились на тюленя, подползая к лежбищам, имитируя движения зверя или маскируясь в белые халаты.
Помимо охоты, важную роль в хозяйстве эвенков играло транспортное оленеводство. Они использовали оленей для верховой езды (верховой олень - учак) и перевозки грузов (до 60 кг). Существовали специальные ездовые и грузовые сёдла. Оленеводство у западных и восточных эвенков отличалось размерами стад, методами ухода и циклами кочевания. Восточные эвенки-орочоны владели стадами в несколько сотен оленей, тогда как у западных эвенков стада были меньше, около 20-30 голов, хотя к XIX веку и среди них появились крупные оленеводы.
Уход за оленями строго подчинен биологическому циклу животных и нуждам человека. Стадо включает быка-производителя, важенок, кастрированных рабочих оленей и телят. Летом для защиты от гнуса разводят дымокуры, где олени проводят дневное время, а вечером отправляются на пастбище. Ежедневный уход за оленями, вьючение, развьючивание и доение важенок традиционно было женским делом. Мужчины занимались устройством дымокуров, возведением изгородей для отела и гона, а также сбором оленей перед перекочевкой.
В хозяйстве большинства эвенков рыболовство носило сезонный характер. Однако для тех, кто жил у крупных сибирских рек и на Охотском побережье, оно было одним из основных занятий. Древними методами добычи были покол рыбы острогой и стрельба по ней. Крупную рыбу били острогой с лодки ночью, привлекая её светом берестяного факела, установленного на носу. Мелкую рыбу ловили, перегораживая речки изгородями из тальниковых прутьев (запором) и устанавливая между ними плетеную «корзину» (морду).
Эвенки активно занимаются собирательством, употребляя в пищу таёжные ягоды, такие как голубица, кедровые орехи, а также дикий лук и чеснок. Ранее ангаро-ленские, забайкальские и верхнеамурские эвенки также собирали луковицы сараны (даурской лилии).
Была развита домашняя обработка шкур и бересты (женщинами), а до прихода русских - кузнечное дело, в том числе на заказ. Некоторые эвенки работали старателями на приисках или батраками у русских, якутов и бурят. В Забайкалье и Приамурье часть из них переходила к оседлому земледелию и скотоводству. В 1990-х годах эвенки начали отходить от совхозной системы, формируя родовые общины.

Источник фото : touristmaps.ru
Для эвенков-оленеводов были типичны переносные конические жилища – чумы (дю), состоящие из примерно 30 жердей, опирающихся на каркас из трёх основных. Внутри устанавливалась вертикальная жердь (симка/чимка), а зимой – горизонтальная (икэптэн) для очажного крюка; очаг располагался в центре. При кочевках остов оставался, а летом чум покрывали полосами бересты («тисками»), зимой – ровдугой (замшей) из оленьей или лосиной шкуры (до XIX века меховых покрытий не было; в советское время использовали брезент). Зимние эвенкийские стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10 и более во время праздников.
Места у входа (чонга) отводились под кухню, далее (бэ) – спальные места, а напротив входа (малу) – почётное место для мужчин и хранения священных предметов.
Помимо чумов, у восточных таёжных эвенков с XIX века распространились всесезонные палатки, с железной печью справа от входа, но с сохранением общей планировки. Непереносные конические жилища (голомо, утэн) строились из бревен и плах, покрытых корой лиственницы, землёй и снегом. Также заимствовались балаганы (у якутов) и юрты (у бурят), характерные для оседлого и полукочевого образа жизни, у русских заимствовали избы.
Для хранения продуктов и одежды строили лабазы (дэлкэн, нэку) на срубленных деревьях высотой около 1,5 м, без коры, с настилом и иногда срубным или корьевым амбаром. Лабазы располагались около долговременных стоянок и троп в тайге. Конические постройки используются как кладовки и хозяйственные помещения в посёлках и на местах рыбалки или охоты. Для размещения большого количества людей на праздниках используют покупные палатки.
Традиционное питание эвенков значительно изменилось под влиянием природно-экологических, социально-экономических и культурных факторов. Однако свежее мясо крупных копытных, дичь и рыба, то есть местные продукты, по-прежнему составляют основу рациона таежных эвенков. Охотники на месте добычи могли есть сырую печень, почки, сердце. Эвенки любят строганину (тонко наструганное замороженное мясо или рыбу). Согласно обычаю нимат, охотник делился добычей с родственниками, соседями и другими. Одним из основных способов приготовления мяса была варка (гулувун). Мясо также жарили на костре (как шашлык) или готовили чукин (недожаренное мясо). В тайге готовили кровяную колбасу буюру». Считалось, что концы колбасы нельзя есть человеку, иначе он заблудится в тайге (их отдавали собакам). Продукты впрок почти не заготавливали, за исключением сушеного мяса хуликтэ, которое шло на суп и бралось на охоту. Лосиный и олений жир перетапливали и замораживали для жарки мяса.

Источник фото : мойбизнес14.рф
Рыба также была важной частью рациона, её сушили, коптили или делали из неё муку для каш, супов и лепешек. Сейчас рыбу варят, жарят, пекут пироги и делают котлеты. Некоторые предпочитают подквашенную рыбу (сигов, вальков, хариусов).
Лакомством была голубица с оленьим молоком. Ели кедровые орехи, луковицы сараны (из муки пекли лепешки). Грибы не собирали и не ели. Пили чёрный чай, а также таёжный чай из листьев брусники, смородины, шиповника и чаги.
С XVIII века эвенки познакомились с мукой и хлебом, которые обменивали или покупали. Из муки делали похлёбку бурдумин или заправляли кровью («нимин»). Выпекали пресный хлеб в золе колобо или лепешки на сковороде. В Забайкалье брали на промысел сушёный творог арушня, заимствованный у бурят. Эвенки, жившие рядом с якутами, ели заболонь лиственницы. Купцы поставляли муку, масло, соль, сахар и чай в обмен на пушнину.
Изменение окружающей среды, загрязнение воды и воздуха негативно сказываются на питании эвенков. Хотя некоторые блюда и связанные с ними обряды утрачены, традиционная основа питания сохраняется у охотников и оленеводов. Городские эвенки используют больше покупных продуктов.
Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Дом народов России
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения