Эвены - люди севера, которые хранят верность древним обычаям. Этот народ является одним из немногих в мире, практикующих шаманизм. Последние два века они провели практически в полной изоляции. Одновременно эвены являются культурно богатым народом. Они способны многое рассказать о предках и проявить стойкость перед дурным нравом стихии. Устаревшее название эвенов — ламуты. Означает буквально «люди моря».
В Российской Федерации, согласно данным переписи 2020 г., проживают 19 913 эвенa. Основная концентрация населения сосредоточена в Республике Сaхa - Якутии – 13 233 чел. Кроме того, эвенов можно встретить в Магаданской облaсти – 2 062 чел., Камчатском крае – 1 777 чел., Чукотском Автономном Округе – 1 285 чел., Хабаровском крае - 999 чел., и др.
Сейчас основной религией эвенов является православие. Все еще сохранились семьи, исповедующие шаманизм. О шаманизме эвенов известно не так много, в настоящее время этнографы и лингвисты активно изучают его особенности. Главной чертой эвенского шаманизма можно считать поклонение духам, олицетворяющих природу: горы, ручьи, реки, ветер.
Некоторые эвены верят, что духи водятся даже в каркасе жилища или бубне. По их верованиям, Вселенная устроена чрезвычайно сложно и включает несколько ступеней. Основными являются мир людей, сфера верховного божества, владения мертвых.
Следуя канонам, когда шаман совершает ритуал, его дух переносится к верховному божеству. Вместе с собой он забирает злых духов, которых верховное божество уничтожает, очищая больного. В процессе ритуала шаман напевает песни, выкрикивает звуки, подобные рыку дикого зверя или крику птицы. Часто шаманы обращаются к луне или солнцу. Шаманские тексты чрезвычайно трудны в прочтении и переводе, поэтому их смысл едва уловим. Практикуется и лечение с помощью снадобий (зелий). Шаманы используют для приготовления целебных настоек травы. Рецепты держат в секрете, однако известно, что некоторые заимствованы у якутов. В повседневной жизни шаманские настойки используются для лечения ран и в качестве профилактики от простуды. Причем последние делают из обычных ягод, которые можно собрать в лесу.
Эвены остаются одним из тех народов, для которых давние традиции и обычаи важнее современного жизненного уклада. Для них жизнь прекрасна без благ цивилизации. Охота и рыболовство до сих пор остаются одним из основных занятий, а жизнь многих людей проходит в маленьких чумах.
Более 40% эвенов говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской группе. Язык довольно сложный из-за наличия 3 наречий и свыше десятка говоров. Диалекты эвенского языка территориально объединяются в восточную, среднюю и западную группы.
Множество обычаев у эвенов касается охоты. Например, если удалось изловить медведя, по случаю его добычи устраивали настоящий праздник. Кости надлежало выложить в соответствующем анатомии порядке и отблагодарить духов.
Если заболевал один из членов общины, требовалось принести оленя в жертву, после чего съесть его мясо и повесить на шесте шкуру.
Огню до сих пор приносят в жертву кости и остатки пищи, благодаря таким образом духов.
На празднике и в повседневной жизни люди водят хороводы, устраивают пляски.
Многие народы перед сватовством договариваются о выкупе. Эвены здесь не исключение. У них существует обычай, согласно которому тори (выкуп) должен в несколько раз превысить цену приданого, которое получает жених от семьи невесты. Из собственного рода выбирать жену нельзя. Раньше были распространены многоженство и помолвка среди несовершеннолетних. Сейчас подобные явления практически не встречаются. Перед входом в чум жениха надлежало обойти его 3 раза, затем невесту провожали в дом, где она должна была сварить суп с мясом. Приданое оставляли возле чума на всеобщее обозрение.
Сейчас усопших предписывается хоронить в земле в соответствии с христианскими традициями. До 18 века обряд погребения выглядел иначе. Умершему, если он был мужчиной, давали нож, трубку и кисет. Женщине — украшения. Частично погребальный обряд соблюдается и в наши дни. В частности, над могилой ставят фигурку деревянной птицы (обычно ворона), кладут вещи, которые принадлежали покойному и устанавливают сруб.
Эвены носят распашные кафтаны, борта которых обшивают мехом. Швы покрыты неярким бисером у мужчин, а женщины, наоборот, используют бело-голубой, сверкающий на солнце. У кафтана не сходятся борта на груди, поэтому ее защищают от ветра нагрудником, доходящим до колен. К нагруднику мужчина пришивает бахрому, а женщина украшает его бисером. Кафтан также может быть украшен различными металлическими украшениями. Состоятельные эвены пользуются серебряными монетами, а люди из простого рода — медными. Для защиты поясницы используются натазники. Когда наступает зима, нужно надевать более теплую одежду. У эвенов есть парки, которые изготавливают из меха, причем в отличие от кафтана, подолы у парки сходятся, что позволяет надежно защититься от холода. Обязательно надевают меховую шапку, платок и дополнительный головной убор авун.
Главными культурными достижениями эвенов являются музыкальные инструменты и развитый фольклор.
Танцы часто имеют форму пантомим, вся музыка связывается с той или иной деятельностью, будь то труд, ритуалы, игры, рассказывание мифических историй, быт. Основным музыкальным инструментом эвенов является бубен. Распространение также получили колокольчики, погремушки, музыкальные луки, альта.
Персонажами фольклорных произведений эвенов являются животные. У народа довольно интересный взгляд на зверей: соболю приписывают хитрость, медведю — доверчивость и добродушие, волку — глупость, зайцу — трусость. Каждая сказка подразумевает борьбу со злыми силами. Есть и сатирические сказания, которые учат заботе о доме, призывают бороться с ленью, жадностью и глупостью. В таких сказках много советов и поучений, особенно касающихся выстраивания отношений между богатым и бедным классом.
Довольно разнообразны эпосы, в которых можно прочитать о богатырях, испытаниях, поиске принцессы.
Уклад эвенов довольно строг. Главенствующую роль в нем играют родственные связи. Каждый род объединяется с другим, объединение формирует группы, возглавляемые старостой. Все группы стараются держаться рядом друг с другом, отсюда сформировался обычай делиться пойманной добычей. Кочевничеством эвены занимаются до сих пор, причем главным в процессе всегда остается отец, который даже в преклонном возрасте командует старшими сыновьями.
С рождением каждый эвен получает небольшое стадо, которым он будет владеть по достижении совершеннолетия. Это касается не только мужчины, но и женщины.
Эвены в совершенстве освоили оленеводство, охоту, речное рыболовство. Часть населения разводит ездовых псов и держится ближе к Охотскому побережью, где устраивает стада оленей.
Эвены все время заняты. Каждый их год распланирован по периодам. Проживание в горно-таежной зоне требует учета климатических особенностей, влияющих на ведение хозяйства. Поселения, расположенные в лесотундре, на Камчатке и в Якутии, также имеют свой ряд особенностей. Например, якутские и камчатские эвены используют наработки якутов в коневодстве. Для горно-таежной зоны характерно вьючное оленеводство, а для лесотундры — использование прямокопыльных нарт (саней).
Первым делом юный эвен должен освоить верховую езду. Ездят они на оленях, лошади менее распространены. Олени у эвенов непростые — сильные, выносливые, большие. Чуть более сотни лет назад одно оленье стадо могло насчитывать до 5 000 голов. Сейчас стада оленеводов значительно меньше и, как правило, не превышают 500 голов.
Ухаживать за оленями должны мужчины. Животных отлавливают при помощи аркана, на шее держат колокольчики, которые помогают определить местоположение оленя. Перегонять стадо приходится долго, ведь один переход по расстоянию занимает от 10 километров. В перегоне стада принимает участие жена, которая тоже едет верхом с 2-3 оленями и детьми. Вдвоем со стадом не справиться, поэтому в деле принимают участие и другие эвены. Во время кочевания последнему оленю в караване закрепляют детали на санях, из которых в дальнейшем соберут каркас жилища.
Эвены используют для охоты копья, луки, ножи, ружья и различные ловушки. Охота ведется верхом на олене, причем если требуется поймать крупную добычу, используют другого оленя, выполняющего роль приманки. Охотникам также помогает специально обученная собака. Раньше эвены часто охотились на медведя, соблюдая строгие обряды и правила.
Из рыбы добывали кунджу и хариуса, прибегая к крючковой снасти. Неводом и сетью эвены стали пользоваться только в 20-х годах прошлого столетия. До сих пор сохранилось кузнечество, которым заняты мужчины. Женщины выделывают шкуры, изготавливают одежду, чехлы и спальные принадлежности. Торговля между соседними поселениями развита сильно. В первую очередь эвены торгуют и обмениваются вещами с якутами. Самыми значимыми товарами являются украшения и драгоценные металлы.
Так как эвены по природе своей кочевники, они использовали и используют до сих пор соответствующее жилье. Их чумы называются дю и чорама-дю. Первый вид представляет собой чум конической формы, покрытый шкурами и берестой. Второй тип больше похож на цилиндр с жердями в качестве опоры. Эти жерди сходятся в единой вершине, поэтому чорама-дю тоже похож на конус. Под таким каркасом привязывается специальная жердь, на которую вешают котел. В крыше предусмотрено отверстие для выхода дыма, в качестве двери используется плотная занавеска, расшитая аппликацией. На полу выстилают шкуры. Сейчас все чаще можно видеть ураны — дома из сруба, рядом с которыми располагаются амбары. Это современный вид постройки, который получает большое распространение в последние годы.
Эвены особо ценили мясо (улрэ/улдэ) домашнего и дикого оленя, лося, горного барана. Употребляли в пищу также зайчатину, оседлые эвены мясо морских животных. Наиболее ценным считалось мясо осеннего животного, так как к этому периоду животные достигали наибольшего веса и нагуливали жир.
Основным способом запасания мяса в летне-осенний период считались сушка и копчение. Они были схожи у всех эвенов. Мясо разрезалось на тонкие кусочки – ремни (hапчаа), которые развешивались на специальной перекладине из жердей или на ветки. В ясную погоду мясо естественным образом сушилось на солнце. В сырую дождливую погоду устраивали дымокур под перекладиной с засушиваемым мясом. Так происходило постепенное копчение мяса, после которого мясо сушилось до полного высыхания. Сушеное мясо практически у всех групп эвенов называется һорча. Сушеный кусок-ремень нарезали на мелкие кусочки, которые назывались ниргити. При необходимости его варили, варке подвергалось только сушеное мясо, не копченое. Для хранения рыбы также использовали метод копчения.
В летний период мясо и рыбу хранили в специальных ямах, в прохладных щелях между камнями на теневой стороне и др. местах. В зимний период мясо в накрытом виде хранили на лабазах нэку на сваях или срубных амбарах окин.
В летне-осенний период эвены доили важенок. Оленье молоко не заготавливалось впрок, его употребляли в свежем, кипяченом (вареном), створоженном и замороженном видах .
Наиболее распространенные блюда из молока:
– hуйчэ өкэнь – свежее оленье молоко кипятят, молоко загустевает. Едят с эвенской лепешкой;
– итикипча өкөнь/көрчэк – взбитые сливки из оленьего молока. Свежее, но остывшее молоко сбивают мутовкой итики до образования пенистой массы, часто добавляются ягоды;
– кэбэл – створоженный продукт, для приготовления которого необходимо наличие сушеного кусочка толстой кишки (коромки) дитеныша горного барана. В свежее оленье молоко опускают данный кусок и держат его непродолжительное время. Как только молоко загустеет, его вынимают. Полученный продукт едят с лепешкой или запивают чаем. Следует отметить, что такой отросток толстой кишки дитеныша горного барана использовали продолжительное время, хранили его в специальном мешке.
Из продуктов собирательства заготавливали корни растений, например, повсеместно выкапывали горца живородящего нубэ, собирали дикорастущий лук эҥут, листья иван-чая. Ягоды голубику г͞ит/куйкит, бруснику һемтэ, красную смородину игэлтэ, черную смородину орбат ели в свежем виде и с оленьим молоком.
В заключение, в качестве примеров эвенских блюд приведем перечень некоторых традиционных блюд из мяса и рыбы. Отметим, что в прошлом эвены не использовали приправы, по причине их отсутствия:
Одним из распространенных блюд эвенов является строганина талак или иӊэкчэ олра. Для строганины используют жирную хорошо замороженную рыбу: чир, нельму, омуль и др. Рыбу освобождают от чешуи вместе с кожей, строгают тонкими длинными стружками. Эту холодную закуску засыпают по вкусу солью, перцем, соусом.
Иӊэкчэ һакан – замороженную печень разрезают в виде квадратиков, треугольников и других фигур, солят и выносят на холод, другой способ: печень пропускают через мясорубку, добавляют перец, соль, лук или чеснок, придают круглую форму и выносят на холод.
Улрэ һилэн – бульон мясной. Оленину с косточками прочистить, промыть, положить в кастрюлю с холодной водой, довести до кипения и снять пенку. Оленину не положено долго варить, теряются витамины, зато в суп кладут большое количество оленины с косточкой, чтобы бульон получился вкусным.
Мясо подают в глубоких тарелках, а бульон разливают в стаканы.
Һилей – суп с мучной заправкой. Мясо варится так же, но вводится мучная заправка. Для этого в ковшик берут небольшое количество бульона, дают остыть и разводят в нем немного муки. Мясо выкладывают в тарелки, а бульон заливают полученной мучной заправкой и доводят до кипения, постоянно перемешивая ложкой.
Олра һилэн – уха. После улова любую рыбу варят, снимают пену, солят. Вареную рыбу выкладывают в тарелки, заливают ухой.
Һакан – оленью печень заворачивают во внутренний жир һачан (тонкая пленочка) и жарят на сковородке, переворачивая. Необходимо следить за тем, чтобы не пережарить ее.
Чалмы – блюдо из оленьих внутренностей. Оленьи потроха хорошенько промывают и нарезают на куски, добавляют соль, перец и другие пряности по вкусу и отваривают до полной готовности, вытаскивают и кладут в тарелки. В этот же кипящий бульон ненадолго опускают тонкие кишки чалмы, доводят до кипения и подают с потрохами.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.