По материалам переписи 2020 года, в России проживает 201 энец.
Большинство представителей данного народа живут в Красноярском крае (195).
Энцы компактно проживают на юго-западе Таймырского автономного округа Красноярского края, в поселках на Енисее: Потапово, Караул, Воронцово. Немного энцев обитает в национальных поселках Центрального Таймыра — Усть-Авам и Волочанка, а также в городе Дудинка.
Официально энцы считаются православными, но из-за удаленности и труднодоступности мест проживания, миссионерам не удалось полноценно обратить язычников в православие. В христианство были обращены официально только лесные энцы, а большинство по-прежнему поклоняются явлениям природы, почитают местных духов-хозяев. Их изображения помещаются в особых местах в лесу, на сопках. В жертву духам приносят оленье мясо, деньги и кусочки сукна.
До середины 20 века энецкий считался одним из диалектов ненецкого языка. Он относится к самодийской группе уральских языков и наиболее близок с ненецким, от которого был отделен более 1000 лет назад. Позже энецкий сближался с нганасанским языком.
Энецкий язык делится на два диалекта:
• Лесной (пэ-бай);
• Тундровый (сомату).
Они кардинально отличаются друг от друга по языковой структуре, поэтому значительно затруднено взаимопонимание между их носителями. Иногда лесные и тундровые энцы даже не относят себя к одной национальности. Тундровые считают лесных ненцами, а те, в свою очередь, относят тундровых к нганасанам.
На протяжении долгого времени энецкий был бесписьменным. В 1986 году ученым лингвистом Н. Терещенко был опубликован проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Официально он не принят, но используется в изданиях фольклорных текстов, энецких публикациях газеты «Таймыр». На энецком алфавите выпущено три книги, одна из которых — русско-энецкий словарь для школьников.
Основное количество народа является многоязычным, хорошо владеет русским, ненецким языками. Многие понимают речь эвенков, нганасан, долган.
В селе Потапово открылась группа, где проводится изучение энецкого. Обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке.
По данным переписи 2020 года, в России энецким языком владеют 97 человек.
В энецкий пантеон входят, с одной стороны, персонажи высшего уровня, соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помощники и покровители, которые часто атрибутировались в антропозооморфном виде.
Основу традиционного мировоззрения энцев составляют представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его разных сторон, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т.п.
Мифы и легенды энцев рассказывают и о происхождении Земли, жизни, народов, богов и духов, которые расселены повсюду. Так, поэтический «Звездный миф» (по-энецки – «Фонсэй-дёре») повествует о рождении божества Дюба-нга – покровителя энцев и охотничьего промысла. О том же говорит и миф «Сиосику», однако в каждом из мифов происхождение Дюба-нга объясняется по-разному.
Начало у обоих мифов о происхождении покровителя энцев похоже: старушка случайно находит брошенного младенца (Дюба-нга – «бог-сирота»). Но в «Звездном мифе» он оказывается сыном «Верхнего бога» Нга-ныо и «Дочери Земли» Дя-каты, а в мифе «Сиосику» – сыном большой рыбы. Это различие ученые объясняют культурным взаимодействием северных и южных энцев с разными народами.
В шаманстве ярко отражается вся система традиционного мировоззрения.
Шаманами могли стать только «избранные» люди, обладавшие выдающимися личными способностями. Традиционно энецкие шаманы разделялись на три группы:
• Нгатодэ – шаман, который мог обращаться к верхним небесным духам;
• Дьяно – шаманы этой категории лечили больных, оказывали помощь при тяжелых родах, находили пропавших оленей;
• Саводе – шаманы, которые общались с подземными духами и главной функцией которых было участие в проведении обряда похорон. Если после смерти человека его семью преследовали какие-либо неприятности (например, неудачи на промысле), то Саводе, обращаясь к духам, узнавал причину и помогал ее устранить.
Одним из главных праздников энцев является окончание полярной ночи, отмечают его в конце января — начале февраля. В этот период солнце показывается на небосклоне после долгого отсутствия.
Для праздника строили или выделяли из всей деревни один «чистый чум», несколько дней подряд в нем находился шаман и непрерывно камлал. На улице молодежь танцевала старинные танцы, устраивала игры под звуки бубна. Иногда возводили тоннель «каменные ворота», около которого проводились камлания. Все проходили через этот тоннель вслед за шаманом.
Вступление в брак и создание семьи считалось обязательным условием сохранения рода. Мужчина, который мог добыть дикого оленя, имел право завести семью. Соответственно девушка должна была выполнять все женские виды работ: выделывать шкуры, шить, готовить, колоть дрова для костра.
Традиционно, после сватовства и согласия родителей невесты, договаривались о размерах калыма из оленей, который жених должен был внести за невесту. Если девушка была из богатой семьи, то подарки за невесту просили для всех женатых мужчин из ее рода, присутствовавших на обряде сватовства.
Другой формой заключения брака было похищение женихом своей невесты. Обычно этот брак практиковался при согласии невесты, не ставя в известие ее родителей. Жених в оговоренный день приезжал к ней на стойбище на нартах и увозил невесту в свой чум. Как и у других северных народов, у энцев существовал брак отработкой, когда мужчина приходил в чум отца девушки и становился помощником в хозяйстве.
Музыка представлена фольклорной традицией, схожа с музыкой нганасан и ненцев. В песенной культуре существует два жанра:
• Барэ (индивидуальная импровизация);
• Кунуярэ у тундровых, кинуадэ у лесных (песенно-поэтические высказывания с традиционной системой иносказательных образов и символов).
Основной музыкальный инструмент народа — шаманский бубен. У тундровых энцев он называется «педди», у лесных «фендир».
Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.
Несмотря на свою малочисленность, энцы принимают участие во всех культурных мероприятиях, проводимых в Таймырском муниципальном районе.
На ежегодных традиционных фестивалях «Фольклорная классика Таймыра» представители энцев знакомят окружающих со своей культурой: исполняют песни на родном языке, рассказывают сказки, легенды, показывают обряды.
В энецком фольклоре несколько жанров:
• Сюдбичу;
• Деричу.
Сюдобичу – сказания о мифических героях, богатырях, сражающихся за красавиц, их любимых оленях, наделенных необыкновенными качествами. Богатыри живут в драгоценных чумах, облачаются в медные и железные одежды, могут летать, а если погибают в бою, то легко воскресают.
Дёречу – повествования о реальных исторических событиях и персонажах. Например, о столкновении энцев с другими народами – эвенками, ненцами. Исторические документы подтверждают, что подобное действительно происходило. Дёречу рассказывают и о мирном соседстве энцев с эвенками – в таких сказаниях подробно сравниваются особенности быта каждого из народов.
На Таймыре известна энецкая фольклорная группа «Татуй» («Искра). Этот коллектив, представляет культуру своего народа, фольклор, обычаи и обряды в различных культурных акциях. Группа исполняет древние энецкие песни и напевы, а также занимается сбором и восстановлением исчезающих обрядов своего древнего народа.
Зимой мужчины носили двойные парки глухого покроя, меховые штаны и чулки, высокую обувь из оленьих камусов. Женская парка была распашной. К верхней одежде пришивали рукавицы «оби» из камуса.
Если предстояла поездка в тундру в зимнее время, вместо парки надевали сокуй — теплую меховую одежду, которая служила в пути спальным мешком. Спать в сокуй можно прямо на снегу. Украшали ее длинными кистями из полосок цветного сукна и меха. Носили рубахи из ровдуги.
Под парку надевали комбинезон без рукавов, сшитый мехом внутрь. Украшали его нашивками из медных украшений: цепочками, кольцами, серповидными бляхами, трубочками. Дополнительно пришивали игольник, мешочек для огнива. С середины 19 века лесные энцы, а с 20 века и тундровые, начали носить ненецкую одежду.
Основным занятием является охота на дикого оленя, рыболовство. Для охоты использовали домашних оленей, которых специально обучали. Рога им обматывали ремнями, подпускали к диким оленям и ждали, когда они вступят в драку. В результате дикие олени запутывались в ремнях своими рогами и энцы их ловили.
Развита была пушная охота, распространено вьючное, упряжное оленеводство. Женщины занимались делами по хозяйству, детьми, приготовлением пищи, художественной аппликацией по сукну, меху, шили одежду. Мужчины обеспечивали благополучие семьи, выполняли тяжелую работу, занимались резьбой по кости.
В энецких названиях месяцев отражены традиционные промыслы. Например, март – сойдадюнг уладири – месяц хорошей охоты на дикого оленя. Апрель – надииро – первые телята родились. Июнь – наардири – лов рыбы. Август – дедюдири – лебедя месяц. Октябрь – могодиирио – месяц, когда олень роняет рога. Ноябрь – кэдэркорадири – гон дикого оленя.
Основным жилищем раньше был чум конической формы, который отличается меньшим размером покрытия — нюка. Зимой жили в нартенном чуме. В задней части жилища за очагом хранились изображения предков, выполненные из дерева. Во время перекочевок их перевозили в особой священной нарте. В 1930-е годы энцы начали использовать нартенный чум из балок в качестве зимнего жилья.
Для передвижения по тундре энцы используют традиционный олений транспорт, а на открытой воде – лодку. Оленей запрягают в ездовую нарту, а передовым оленем, которым управляют, сидя на нарте, служит левый.
Зимой в легковую нарту запрягают 4 – 5 оленей, а летом 6 – 7 животных. Управляют упряжкой с помощью вожжи и хорея – длинного шеста с костяным наконечником, который седок держит в левой руке. Способ запряжки – «веером»: энцы всегда садятся на нарту слева. Когда нужно преодолеть реку вброд, оленевод встает на нарты и управляет упряжкой стоя.
Перекочевки, осмотр охотничьих ловушек и охрана оленьих стад совершают на легковых нартах – узких длинных санях, предназначенных для езды на упряжках собаках или оленях – с дощатой спинкой. Лесные энцы привязывают спереди нарты деревянную дугу (баран). Она защищает человека во время езды через кустарниковые заросли летом. К заднику и бортам зимней женской нарты крепится меховой полог из оленьих шкур мехом внутрь, который защищает от ветра и холода зимой. Мужскую зимнюю ездовую нарту обязательно покрывают оленьей шкурой, которая служит мешком для ног.
Для перекочевки с имуществом на сотни километров на север и обратно используют грузовые нарты разного предназначения: для перевозки продуктов питания, утвари, одеял, топлива, охотничьего снаряжения, постелей (оленьих шкур), одежды, шестов для чума и покрышек для жилища.
Кроме того, у оленеводов до недавнего времени существовали так называемые «поганая» и «священная» нарты. На первой перевозили доски для пола в чуме, различные подстилки и женскую обувь. «Священная нарта» была в каждой энецкой семье; на ней хранили и перевозили шаманские принадлежности (костюм, бубен, деревянные изображения духов и т. д.).
Летом и осенью во время охоты на водоплавающую дичь, а также для проверки рыболовных сетей и охоты на реках, добывая диких оленей во время переправ, энцы использовали лодки (оддо). Для этого использовали лодки-долбленки с наставными бортами длиной 3 – 3,5 м. Кроме долбленок у энцев бытовали русские дощатые лодки-ветки, сшитые из трех досок.
В настоящее время в оленеводческих бригадах и частных хозяйствах олений транспорт сохранил свою ведущую роль. А деревянные лодки ушли в прошлое, уступив свое место металлическим моторным лодкам.
Семья народа патриархальная, с родовым устройством общества. До 19 века сохранялись большие семьи, существовало многоженство, левират и уплата калыма. Очень важно для статуса женщины было наличие детей. Детская смертность была высокой, но встречались семьи с семью детьми. Рождение мальчика было более предпочтительным. Уже с 7 лет детям давали несложную работу.
Мальчик считался зрелым в возрасте 15-16 лет, когда впервые сам сходил на охоту. Девочки с начала репродуктивного периода становились девушками и могли выходить замуж. При рождении ребенку давали имя-прозвище, связанное с его внешностью либо с обстоятельствами рождения. При достижении совершеннолетия прозвище сменялось на имя кого-то из близкой родни.
Традиционной пищей народа является сырое мясо оленя. Едят его в свежем виде, сразу после охоты и забоя животного, в пищу идет и кровь. На зиму делают рубанину и строганину: мясо рубят кусками или режут тонко ножом, замораживают.
Едят энцы куропаток, зайцев, летом варят гусей, уток, рыбу едят в свежем или подсоленном виде. Заготавливают впрок юколу, рыбную муку (порсу), которую добавляют в суп или едят, смешивая с растопленным рыбьим жиром «варка». Из растительной пищи в рационе народа присутствует дикий лук, коренья, ягоды. Листья брусники и древесные наросты раньше заваривали и пили, сегодня популярный напиток энцев — чай. Покупают в основном ржаную муку, пекут тонкие лепешки и едят, обмакивая в рыбий жир.
Деликатесами у энцев считались уши, спинной и кишечный жир, кровь, вымя и печень оленя, которые съедали сырыми.
Изменения в системе питания у энцев, как и у других народов Севера, связаны с распространением покупных продуктов (хлеба, сахара, чая, масла, молочных продуктов и т. д.), а также новых блюд, особенно, русской кухни. Хлеб стал одним из основных продуктов. Традиционные вареное мясо и рыбу едят теперь с хлебом, хотя, по-прежнему, с малым количеством соли.
support@национальнаяполитика.рф
Департамент технической поддержки
info@национальнаяполитика.рф
Департамент модерации и актуализации данных
feedback@национальнаяполитика.рф
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.