Эскимосы, также известные как инуиты, являются коренным народом Арктики, в основном заселяющими северные регионы России, Канады, Гренландии и Аляски. В России эскимосы проживают преимущественно на Чукотке и в некоторых соседних районах. Они также обитают на острове Врангеля и в Средней Сибири.
По данным переписи 2020 года порядка 1 657 эскимосов проживает на территории России:
Чукотский автономный округ — 1 460;
Магаданская область — 41;
Камчаский край — 27;
хабаровский край — 13;
Республика Адыгея — 12;
Москва — 11.
Появление белых людей сильно повлияло на жизнь серверных народов. Это коснулось и религиозных верований. Поэтому некоторые племена сейчас исповедуют христианство, но это следствие вмешательства цивилизации. Основной религией эскимосских племен является анимизм. Это вера в духов, которые могут помочь или навредить человеку, поэтому им нужно поклоняться, приносить дары. Природа считается одушевленной, а всем животным приписывается существование души.
Всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиня морских владений и животных — Седна. Также она управляет царством мертвых. В каждом поселении есть свой шаман. Это человек, обладающий даром проникать в мир духов. Он осуществляет посредничество между людьми и богами. Шаман проводит ритуалы с целью задобрить духов, рассказывает смертным о планах богов. Также они являются народными лекарями. В трудных ситуациях у них спрашивают совета, просят разрешить спор.
Религия обязывает людей относиться к животным с уважением. Убивать их можно только для еды и никогда ради праздного развлечения. Среди эскимосов ходит легенда, что они договорились с Седной о том, что будут уничтожать моржей и тюленей только для пропитания с целью выживания рода. Богиня повелела морским животным жертвовать собой для того, чтобы они после смерти становились частью человеческого организма и тем самым продолжали людской род. Для этого она дала им способность создавать потомство.
Язык эскимосов, или инуитский язык, относится к эскимосо-алеутской языковой семье. Он используется различными сообществами инуитов, проживающими на севере Аляски, Канады, Гренландии и России. Хотя в разных регионах есть различия в диалектах и вариантах языка, все они относятся к инуитскому языку. В России инуитский язык используется в некоторых поселениях на Чукотке.
Согласно переписи 2020 года на эскимосском языке говорит 172 гражданина России.
Эскимосы не целуют своих близких и любимых. Вместо этого они трутся носами. Европейцы считают, что это происходит из-за негативных погодных условий. Есть опасность обморожение губ, так как увлажненные участки тела сразу покрываются льдом. Часто нижняя часть лица полностью закрыта, так как от теплого дыхания под носом появляются сосульки. А у мужчин борода может полностью обледенеть.
Эскимосы не имеют возможности помыться из-за экстремального холода. Они намазывают тело тюленьим или медвежьим жиром, а лицо натирают рыбьим. Это помогает противостоять морозу, уменьшает возможность обморожения кожи. Представители племен, проживающие в Европе и Америке моются раз в году, в летнее время.
Всемирные эскимосско-индейские Олимпийские игры начали проводить с 1961 года. Их цель – сохранение и популяризация культурных навыков коренных народов Севера. Соревнования проводятся по тем видам деятельности, что раньше требовались для охоты или выживания в суровых арктических условиях.
Некоторые соревнования понять сложно, такие как перетягивание нити ушами. Участникам на ухо надевают нить, и те тянут ее каждый в свою сторону. Среди других соревнований – перетягивание эскимосской палки, прогулка с шестом, прыжок с тюленем, снятие шкуры с тюленя. Всего в программе 18 видов соревнований.
У женщин и у мужчин примерно одинаковая одежда. Это длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченным мехом песца или соболя. Они украшаются национальными орнаментами, хвостами, вставками из меха контрастной расцветки. На ногах они носят унты — толстые сапоги из оленьих или собачьих шкур мехом наружу. Руки защищены от мороза теплыми рукавицами.
Верхняя одежда эскимосок по крою не отличалась от мужской, разве что воротник у кухлянок был попышнее, а поверх него надевали пестрые разноцветные бусы. Женщины также носили кожаные натазники и меховой комбинезон, который украшали кусочками меха или кожи.
«Убивает не холод, а ветер», – гласит эскимосская пословица. От ветра, дождя и морских брызг эскимосов защищала камлейка – накидка с капюшоном из кишок морских животных. Эскимосская обувь – торбаса (или камгык) – также была водонепроницаемой. Носили торбаса с меховыми чулками. Штанины плотно стягивались и завязывались поверх голенищ.
Уникальная часть эскимосского костюма – ритуальная маска из кожи морских животных или из дерева. Самая древняя маска, обнаруженная археологами, относится к III веку. Она была найдена при раскопках Эквенского могильника на Чукотке в 1967 году и довольно реалистично изображала человеческое лицо.
Маски надевали во время обрядов – прежде всего на праздники Кита и Хозяина моря: эскимосы благодарили божества за добычу или просили об удачной охоте. Украшали маски султаном из меха белого медведя – пучок шерсти должен был имитировать китовый фонтан. Иногда праздничную маску заменяла раскраска – эскимосы разрисовывали лицо сажей и прочерчивали на нем фигурку кита.
Для ритуальных праздников эскимосы шили парки из кишок морских животных, на руки надевали перчатки с бахромой из птичьих клювов (они изображали когти). Словом, маскировались под обитателей моря.
Были у эскимосов и пальцевые маски – из плавников или дерева. Обычно на одной их стороне изображали животное, а на другой – его дух в виде человеческого лица, реже – небесные светила. Надевали пальцевые маски с той же целью, что и личины, – задобрить духов. Носили их, как правило, женщины: исполнять ритуальные танцы им было запрещено, но, жестикулируя руками с надетыми на них масками, они участвовали в общем действе.
Праздник начала весенней охоты (Атыгак)
Иногда этот праздник называют иначе — «праздник спуска байдары на воду». Устраивают его в конце весны — начале лета. Именно в это время начинается сезон охоты на морских животных. Та семья, которая имеет байдару (а их имеют далеко не все), с помощью родственников и соседей спускает ее к морю. Байдара — это легкая, быстроходная лодка. Она представляет собой деревянный каркас, обтянутый моржовой шкурой. В большую байдару могли поместиться до 25 человек. Именно в байдаре пойдет на промысел группа охотников. Пока мужчины заняты лодкой, женщины готовят еду: варят мясо, делают что-то типа котлет из мяса, сала и нерпичьего жира, а также особое блюдо из корней и трав, собранных еще летом. А потом все взрослые члены семьи — мужчины и женщины — начинают раскрашивать себе лица черным графитом или сажей, рисуя несколько линий вдоль носа, на подбородке, под глазами. Это не просто украшение, это магический обряд. Количество этих линий напрямую связано с тем морским животным, которое, как считает эта семья, приносит им счастье, — с моржом, тюленем, китом, нерпой. Затем все надевают праздничную белую одежду. В старые времена это была особая одежда, сшитая из кишок морских зверей. Затем все идут к берегу моря, несут с собой приготовленную еду. Хозяин байдары режет принесенное мясо на мелкие кусочки и бросает их в море и в воздух. Это жертва духам ветра и хозяину морских зверей. От них зависит удача на охоте. Часть мяса бросают тут же в разожженный костер — это жертва духу огня.
Праздник моржей (Наскуныхкылык)
В конце июля обычно заканчивалась охота на моржей. Начинался период штормовой погоды, и морские охотники не рисковали на своих байдарах уходить далеко от берега на промысел моржа. Тогда наступало время очередного праздника. В день праздника вынимали из ледника тушу моржа. Хозяин юрты или приглашенный им шаман начинал бить в бубен, созывая на угощение разных духов, от которых зависит жизнь, здоровье и охотничья удача человека. Хозяин относил часть приготовленной еды на берег моря, бросал ее небольшими кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!»
После того как мясо было поделено между родственниками, череп моржа относили на специальную скалу — жертвенное место «хозяйке морских зверей». Как и во время праздника начала весенней охоты, все семьи гуляют по очереди, но каждая приглашает к себе всех жителей поселка.
Праздник кита (Поля)
Кит — главное промысловое животное эскимосов, самое опасное с точки зрения охоты на него и самое желанное, потому что кит — это много-много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно надолго запастись впрок. Праздник устраивает тот, кто убил (загарпунил) кита. К нему собираются все жители поселка. Кита разделывают прямо на берегу и тут же его едят. Во время праздника делают изображения китов — деревянные скульптуры, — которые подвешивают в разных углах яранги. На празднике используется мелко размельченный графит, который, подброшенный в воздух, магически воспроизводит фонтан, выпускаемый плывущим в океане китом. На празднике кита, как обычно, гуляют всем поселком. Во многих семьях хранятся амулеты с изображением кита. В честь кита исполняют специальный танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Любопытно, что этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова.
Большое значение имеет жанр личных песен-оберегов, которые делятся на несколько видов, чаще всего это:
● Детские песни (сочиненные матерью для ребенка);
● Взрослые песни (которые сопровождают человека всю его сознательную жизнь);
● Предсмертные песни (как бы подводящие итог прожитой жизни).
Они часто передаются из поколения в поколение.
Народные песни исполняются, как истории, как игра, как обольщение партнера и варьируются в зависимости от социального контекста исполнения. Например, мягкий вокальный тон используется для иллюстрации повествовательной песни и для личных песен в приватной обстановке. Многие песни включают в себя только несколько реальных слов, перемежающихся среди многочисленных вокабул.
Музыкальная традиция в значительной степени основана на пении и игре на бубнах, причем последние идут в ход во время больших торжеств и общинных событий.
У эскимосов музыка является аккомпанементом для вокальной составляющей или танца.
Бубны в основном каркасные, из кожи оленей карибу или тюленя, натянутой на деревянную или костяную раму, и украшенной символическими орнаментами, имеющими значение для барабанщика. Кроме барабанов, широко распространены трещотки и свистки.
Также, многие эскимосские игры вращаются вокруг песни, в том числе струнные наигрыши, прятки, жонглирование, стихи и загадки.
«Катайак» - это вокальное соревнование между двумя женщинами. Они поют песни, стоя лицом друг к другу, используя горловое пение и имитируя крики животных или птиц. Это пение часто дополняется смехом участниц, знаменующим чье-то поражение.
По меркам цивилизованного человека дома у эскимосов очень необычные. У них два вида жилищ: летние и зимние. Летние имеют вид чума или шатра. Конструкция очень простая. Несколько длинных шестов скрепляют вверху, а их концы упираются в землю, образовывая окружность. Затем их покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигают, образовывая проход.
Гренландские эскимосы строят иглу из снега. Сначала из снежной массы лепят прямоугольные блоки примерно до полуметра в длину. Размечают круг желаемого диаметра и укладывают по окружности снежные параллелепипеды. К центру блоки немного наклоняют, чтобы образовывался конус. На вершине их скругляют, формируя купол. Самый верх иглу не закрывают, оставляя отверстие для выхода дыма. В самом центре дома располагается очаг.
Летом эскимосы живут в ярангах, аналогичных чукотским. По мнению некоторых ученых, эскимосы заимствовали способ возведения жилья у коряков и чукчей. Яранга представляет из себя деревянный каркас из прочных и длинных жердей, обтянутый моржовыми и оленьими шкурами. Размеры помещений различаются в зависимости от того, для чего возводится яранга. К примеру, у шаманов самые большие строения, так как им требуется место для проведения ритуалов. Однако живут они не в них, а в небольших полуземлянках или же ярангах, возведенных по соседству. Для каркаса используются не только жерди, но и кости животных.
Двумя основными видами деятельности этого северного народа является охота и рыболовство. Также они занимаются морским промыслом — ловлей моржей и тюленей. Племена, живущие в Канаде и на Камчатке, охотятся на оленей, песцов, дичь. С приходом цивилизации в Гренландию и образованием там городов многие эскимосы стали наемными рабочими. Они устраиваются на рыболовные суда и занимаются тем же самым делом, получая зарплату. Те люди, которые занимаются собственным промыслом, имеют следующие приспособления:
● Деревянные лодки, обитые тюленьими шкурами — каяки;
● Непромокаемая куртка каякера;
● Гарпуны, копья;
● Сани, собачьи упряжки;
● Ловушки, капканы.
Охотники делают специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей, которые можно сравнить с бронежилетами или рыцарскими доспехами. Тонкие пластинки из моржовых бивней соединяют друг с другом кожаными шнурками. Броня распределяется на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она легкая и не стесняет движений.
Тюлени имеют очень важное значение для эскимосов, так как их мясо составляет большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотятся круглый год. На льду расставляют специальные ловушки, оповещающие о приближении тюленя. Когда он показывается из воды, его забивают гарпунами. Перед смертью животному дают попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей и китов охотятся группами, так как это очень большие животные. Мяса гренландского кита хватает для снабжения питанием всей деревни в течение года. Поэтому поймать его — большая удача.
В прибрежной зоне часто расположены острова. Чтобы не заблудиться среди них, мореходы создавали деревянные карты. Для этого на куске древесины вырезали ножом береговую линию. На суше охотились с луком и стрелами.
В основном эскимосы питаются мясом животных, на которых они охотятся. Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта. Остальной рацион составляет морская и пресноводная рыба и иногда дичь. Заниматься земледелием у людей нет возможности, так как их окружает вечная мерзлота. Иногда женщины собирают коренья, ягоды, если вблизи зимовья встречаются растения. Также в пищу употребляют морские водоросли. Люди этой национальности придерживаются мнения, что именно мясной рацион дает им силы, делает здоровыми, помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода.
Животные жиры и белки, находящиеся в мясе, заменяют эскимосам все витамины и минералы, которые основная масса людей берет из всего многообразия натуральных продуктов. В ходе медицинских исследований выяснилось, что мясная диета провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, тромбоз вен, инсульты. Смертность от апоплексии у этого народа в два раза выше, чем у белого населения. Эскимосы употребляют в пищу все съедобные части тела рыб и животных, поэтому у них восполняется недостаток витаминов. Ретинол и кальциферол присутствуют в печени рыб и млекопитающих, а аскорбиновая кислота есть в морских водорослях, тюленьей коже и мозге.
Кроме употребления внутренностей животных, эскимосы также пьют их кровь. Они считают это крайне полезным для здоровья. Польза объясняется тем, что питательные вещества, содержащиеся в крови животного, насыщают кровь человека недостающими элементами. Это придает силу, выносливость, помогает переносить аномальные холода.
Эскимосы образуют сообщества, в которые входят жители одного поселения (зимовья). Они состоят из множества семей, в которых все занимаются определенными обязанностями. В семью могут входить не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники. В одном жилище часто проживает сразу несколько семей. Женатые пары спят со своими детьми в центре дома. Одинокие члены общины занимают места с краю. По большей части браки моногамны, у каждого мужчины имеется одна жена. Однако никто не запрещает ему взять в жены двух девушек или развестись. Но это бывает редко.
Существует обмен женами на время. Бывают ситуации, когда женщина должна сопровождать мужа в поездке, готовить ему еду, ухаживать за ним, но по состоянию здоровья или другим причинам ей будет трудно это делать. Тогда мужчина одалживает жену у другого поселенца. После выполнения запланированного дела женщина возвращается к своему прежнему мужу.
Образ жизни эскимосов предполагает тесное сотрудничество, что требует от каждого члена общества высокой сознательности. Они вместе охотятся, пользуются предметами, принадлежащими всему селению. Жители постоянно общаются друг с другом, между ними существуют негласные законы. Постулаты выражаются в следующих правилах:
Посторонние люди не имеют права строить дом внутри поселения без согласия всех его жителей.
Каждый поселенец берет себе определенную небольшую часть добычи. При этом в первую очередь мясо и рыбу получают члены семьи удачливого охотника. Благодаря этому никто из жителей деревни не голодает.
Каждый человек может жить и заниматься охотой вне общины, если захочет.
Если кто-то находит какие-либо предметы или вещи и их хозяин не обнаруживается, нашедший забирает их себе.
Когда никому из охотников долго не везет на промысле, самые богатые семьи приглашают других пообедать с ними.
У эскимосов не существует никаких организаций самоуправления. Все проблемы обсуждаются внутри общества и сразу же решаются. Скандалы и ссоры по какому бы то ни было случаю запрещаются. Такое правило продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. Языки этих народов не имеют ругательных слов. При таком образе жизни преступления среди населения практически отсутствуют. Если же происходит убийство (что бывает крайне редко), это требует ответных мер по закону кровной мести. Человека, совершившего это деяние, должен лишить жизни родственник убитого. Когда отмщение исполнено, родственников ставят в известность.
Девушки в эскимосских семьях принимают подчиненное положение. Для того, чтобы выйти замуж, необходимо разрешение обоих родителей. Когда в семье есть мальчики (братья), они тоже должны дать свое согласие. Если родители не захотят отпускать от себя дочь, она останется жить с ними. Мужчина может забрать девушку себе в жены силой, если на это согласны ее родители (но не она). Брачные церемонии отсутствуют. Девушка просто приходит в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности, нож.
Жена не имеет голоса в семье, она должна слушаться мужа и свекровь. Мужчина может ударить жену за какую-либо провинность. Но их детей никогда не наказывают. В том случае, когда муж решает завести еще одну жену, первая все равно остается главной. Как правило, вторая девушка нужна для продолжения рода, если первая жена не может иметь детей по каким-либо причинам.
Мужская половина населения в основном занимается добычей пищи. Это их главная обязанность. Каждый мужчина в работоспособном возрасте должен охотиться и заниматься рыболовством до тех пор, пока его не покинут силы. Он обязан приучать к этому сыновей с самого детства. Мужчины часто охотятся организованно, поэтому между ними должны быть дружелюбные отношения. В связи с этим споров из-за добычи не бывает. Если два охотника одновременно загарпунили тюленя или дичь, мясо делят пополам. На китов охотятся совместно, и они изначально считаются общей добычей.
Когда охотники берут друг у друга какие-то вещи (гарпуны, стрелы, ружья), то при их потере компенсация не выплачивается. Если один человек поставил ловушки на зверя или рыбу, а потом забросил следить за ними, другие охотники могут брать добычу себе. Она достается тому, кто первый нашел их, починил, стал ухаживать за ними. Такие правила обусловлены заботой о сохранении своего рода.
Эскимосы - сыроеды, хотя иногда едят и вареную пищу. В их рационе есть мясо, рыба, яйца птиц, травы, ягоды, водоросли. Очень любят эскимосы замороженные мясо, китовый жир и рыбу.
Принесенная рыболовом или охотником добыча не становится пищей только для семьи добытчика. Ее выкладывают на улице на большом столе, и все желающие могут взять себе кусок.
Популярные блюда эскимосской кухни:
Акутак. Кушанье представляет собой тюлений или моржовый жир, смешанный с ягодами и рыбным филе. Иногда туда добавляют коренья, съедобные листья растений. У эскимосов считается десертом, блюдо, по их мнению, отдаленно напоминает мороженое.
Анллек. Считается деликатесным блюдом. Делается оно так: когда удается найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, их забирают, а взамен кладут немного другой еды. Зернышки едят в сыром виде или смешивают с мясом и жиром.
Игунак. Это туша убитого животного (оленя, тюленя, моржа и т.д.), закопанная в землю и пролежавшая там какое-то время. Внутри ее происходит ферментация, а также частичное разложение. В мясе содержится трупный яд, поэтому есть такие блюда европейцам нельзя. Эскимосы имеют к нему иммунитет, благодаря тому, что пища присутствует в рационе многих поколений.
Мактак. Это шкура кита с жировой прослойкой, предварительно вымороженная.
Аюк. Эскимосский чай из багульника. Пьется горячим. Считается, что у аюка есть лечебный эффект.
Кивиак. Праздничное блюдо: в шкуру тюленя помещают около 400 чистиков, выпускают из шкуры воздух, запечатывают ее салом и помещают в землю под пресс (камень) на 3—18 месяцев. Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу.
Эскимосы не едят грибы, это не связано с их вкусовыми предпочтениями или с отсутствием грибов в местах их проживания. По эскимосской легенде, грибы - это уши дьявола, с помощью которых он узнает все, что делают живущие люди.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.