Всего в мире насчитывается более миллиона эстонцев, из которых 904 тысячи проживают в своей стране, которая расположена на севере Европы, на восточном побережье Балтийского моря. Большинство эстонцев проживает в городах и населенных пунктах, расположенных в северной и центральной частях страны, таких как Таллин, Тарту, Пярну, Нарва и другие.
Значительные сообщества эстонцев также проживают в Финляндии, Швеции, России и Канаде. В России проживает довольно небольшое количество эстонцев. По данным переписи населения 2020 года, эстонцами себя назвали 7 859 граждан. Большая часть эстонцев (964 человек) проживает в Омской области.
В остальных регионах России:
Красноярский край - 873;
г. Санкт-Петербург - 845;
г. Москва - 586;
Новосибирская область - 361;
Псковская область - 339;
Ленинградская область – 323.
Сегодня господствующей религией Эстонии является христианство. Среди жителей этой страны немало католиков, лютеран, православных и даже атеистов.
Эстонский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Эстонцы — монолитная нация. Язык их один, хотя он и делится на два основных наречия: южное (тартуское) и северное (таллинское).
Литературный язык эстонцев создан на основе северного диалекта, письменность - с XVI в. на основе латинской графики.
По данным переписи населения 2020 года, эстонским языком владеют 6 724 человек.
Академик Видеман, глубоко изучивший эстонские народные верования и фольклор, собрал до 100 имен древних божеств и мифологических существ, сохранившихся главным образом в песнях и сказках. Среди них встречаются: Таг — творец, высшее божество, Abti — водяное божество, Ime — бог любви; Judas, который был, по-видимому, богом войны, теперь это одно из имен черта; Nakk — водяной дух, который любит топить людей; Меtsik — лесное божество, ежегодно меняющее свой пол; общефинский бог Ukko упоминается только в отрывках песен; очень интересно наличие имен, хорошо известных в карело-финском эпосе: Wanemuine — бог песни, Ilmarine — искусный кузнец, сковавший небо; Kalewi-poeg — герой, сражающийся против черта.
Национальная одежда сохранилась плохо: она начала выходить из употребления еще с первой половины XIX в. Но уже с конца XIX в. наметилось возрождение национального костюма. Ныне он употребляется во время народных и колхозных праздников, при исполнении народных танцев и пр.
Основу женского костюма составляла туникообразная рубашка, застегиваемая на груди большой круглой серебряной пряжкой (selg). Поверх рубашки надевалась полосатая юбка и короткая жакетка с глубоким вырезом на груди. Зимой, помимо шубы или кафтана «кууб», носили большую шерстяную накидку вроде пледа.
Мужской костюм состоял из рубахи, носившейся в Южной Эстонии навыпуск (восточнославянский способ), а в других местах в заправку, и штанов, некогда коротких до колен, впоследствии длинных, а также непременно черного суконного кафтана, зимой — овчинной шубы.
Обувь составляли лыковые лапти или кожаные постолы. Головной убор мужчины — широкополая шляпа, у женщины — очень разнообразные головные платки, чепцы, кокошники.
Фольклор эстонцев включает рунические песни, предания, сказки, пословицы. На его основе в середине XIX в. Ф.В. Крейцвальдом был создан эпос «Калевипоэг». Еще ранее, в XVIII в., Ф. Мениусом были впервые опубликованы эстонские народные мелодии.
Старинные музыкальные инструменты - каннелле (типа гуслей), пастушеская труба, сопель, свирель, рожок, волынка, било; в XVIII в. распространяется скрипка, позже - гармонь (у сету - балалайка). В XIX в. начинают создаваться духовые оркестры, развивается хоровое искусство. В 1869 г. проводится первый всеэстонский певческий праздник.
Песенное творчество богато. Записано свыше 300 тыс. номеров эстонских народных песен: большинство их — лирического содержания, они относятся к семейной жизни, говорят о любви, о труде, есть хороводные, колыбельные песни и пр. Есть излюбленные герои песен и сказаний: Суур-Тылла (на о-ве Сааремаа), Калевипоэг (в разных местах материковой Эстонии). В этих песнях и сказаниях говорится о борьбе народных героев против поработителей - немцев.
В эстонской деревне сохранился старинный обычай: играми и плясками отмечать окончание сельскохозяйственных работ. Старинные танцы были массовыми и парно- массовыми, исполнялись чаще всего по кругу. Широкое распространение получил танец «Ямая-Лабаялг». Слово «лабаялг» - ступня, напоминающий обычный вальс. Порядок фигур в танце и движения каждой фигуры точно установлены. Исполнители двигаются плавно, спокойно, слегка покачиваясь из стороны в сторону, как бы непринужденно прогуливаясь, с каждым шагом не высоко поднимают свободную ногу вперед накрест опорной. Этот основной ход повторяется после каждой фигуры. От исполнителей танца «Ямая-Лабаялг» требуется во время «прогулки» мягкость движений, собранность, во время вальса – точность и ритмичность. Исполнители стоят попарно по кругу против хода часовой стрелки: девушка справа, юноша слева. Музыкальный размер ¾. К числу наиболее популярных эстонских танцев относится танец «Йоксу-полька» - живой веселый легкий парный танец, основанный на подскоках, поворотах и легком беге, что показывает само название танца, происходящего от слова «йокс» - бег, он имеет строго установленную композицию. По характеру исполнения эстонские танцы иногда степенные, иногда более оживленные, но всегда спокойные. В движениях сказывается собранность, свойственная национальному характеру эстонского народа.
Брак у эстонцев считался заключенным не просто после официальной регистрации или венчания. Невеста должна была надеть головной убор замужней женщины и повязать передник. Только тогда мужчина и женщина могли официально считаться супругами.
Важную роль в народной одежде эстонок играли ювелирные изделия и орнамент, которым древние поверья приписывали силу талисманов, отвращающих всевозможные беды. Как только у девочки прорезался первый зуб, на ее шею надевали белые или цветные стеклянные бусы.
Похоронные ритуалы эстонцев формировались под влиянием соседних народов. Как и немецкие лютеране они хоронят своих покойников под пение хоралов, а от славян переняли обычай устраивать на 40-й день после кончины поминки.
Многие эстонские обычаи тесно связаны с магическими ритуалами и верой в особую силу различных предметов и слов-заклинаний. Особенным днем для проведения обрядов считалась пора летнего солнцестояния. В это время девушки отправлялись в поле, где срывали ровно девять цветков. Эти нехитрые трофеи клали под подушку и, как верили, во сне должен был явиться суженый.
А вот в день Святого Георгия Победоносца, что стал одним из главных праздников Эстонии, есть и некоторые запреты. Например, нельзя садиться на землю. Конечно, прагматичные люди объясняют это холодом непрогретой весенней почвы и риском заболеть. Но есть и иное объяснение, что издавна бытует в народе. Согласно ему, в этот день земля еще не начала дышать, а потому источает «зимний» яд.
Осенью эстонцы отмечают два важных праздника – Мартов и Катеринин день.
Мартов день чем-то похож на Хэллоуин: дети ходят по домам и читают стихи, а за это их награждают конфетами, потому что такие гости считаются счастливым знамением. Одежда детей в этот день должна быть в темных тонах.
25 ноября отмечается Катеринин день (Кадрипяев). Кадри считается покровительницей скота, поэтому праздник должен был принести удачу скотоводам. На Катеринин день дети тоже ходили по домам, но уже за Кадри-матерью, наряженной в светлые одежды. Они облачались в светлые платья, украшали головные уборы лентами и кружевом. Лицо закрывали занавеской или фатой. Ряженые приходили к порогу дома, пели традиционные песни и желали семье процветания, хорошего урожая и здорового скота. Хозяева могли угостить гостей картофелем, репой, морковью, горохом, яблоками. Ценились свежеиспеченный хлеб или выпечка.
Главное занятие эстонцев — земледелие. Скотоводство у эстонцев прежде имело лишь подсобное значение, но сейчас роль его весьма выросла. Местная порода рогатого скота — мелкая, красной масти — сохранилась сейчас главным образом на островах. Лошади местной породы — тоже маленькие, но крепкие, выносливые и неприхотливые. Сейчас продуктивное животноводство развивается в эстонских колхозах быстрыми темпами; особенное значение имеет крупный молочный скот и свиньи.
В семейном быту архаических черт не сохранилось. Господствует обычная малая семья. Положение женщины было в прошлом сравнительно свободным. Очень характерно распределение труда между полами в крестьянском хозяйстве: основные сельскохозяйственные работы лежали на мужчине; но на островах, напротив, почти все полевые работы исполнялись женщинами; мужчина только делал городьбу на полях и молотил хлеб, — в основном же мужское население островов занято рыбным промыслом.
Эстонцы в старину селились деревнями. Наиболее характерна для них рядовая форма деревни, вытянутой в один ряд домов вдоль берега реки, подножия холма и т. п. На юго-востоке преобладала, под русским влиянием, уличная форма деревни; на островах была кучевая форма.
Все постройки прежде делались только из дерева, срубной техникой. Только на островах употреблялся и камень, главным образом для летней кухни. Крыша прежде была главным образом четырехскатная, позже появляется и двускатная. Крыли раньше тесом, с XIX в. и соломой. Средоточием старинного эстонского дома была рига с печью, служившая в зимнее время жильем. Такой дом называется (по названию риги) «rehe-tuba», По одну сторону от риги — помещение для молотьбы, зимой служащее и стойлом, по другую — кладовая (kamber), которая прежде была обычно холодной и служила летним жильем.
Печь в риге — центр всей семейной жизни. В старину она была черная, а перед ней располагался открытый очаг с подвесным котлом — опять сочетание восточных и западных традиций. С середины XIX в. начали устраиваться печи с дымоходом. Зажиточные крестьяне стали приспосабливать для жилья «камбер», который нагревался дымоходом из риги, или делать в камбере отдельную печь, даже голландку. Рига у богатых стала превращаться в чисто хозяйственное помещение. Начали появляться отдельные комнатки для батраков, которые раньше жили вместе с хозяевами.
Пол прежде был из утрамбованной глины с песком, позже появился дощатый пол. Из внутренней обстановки особенно важен стол в заднем углу, кровать, иногда двух-ярусная; старики спали на печи, молодые — на колосниках. Детская колыбель очень характерна: на юге она висячая (как у восточных славян), на севере — стоячая качалка (как в Западной Европе).
У безземельных крестьян, бобылей и припущенников господствовал совсем иной тип жилища: так называемый «саун» (буквально «баня»), курная лачуга с сенями. Риги у них не было, так как им почти нечего было сушить и молотить.
Основу традиционной пищи эстонцев составляют ржаной хлеб, каши (главным образом ячменная), похлебки, овощи (брюква, репа, капуста), рыба, кислое молоко, творожный сыр, мясо (преимущественно свинина), напитки - овсяный кисель, квас, пиво, простокваша. К праздникам выпекают чистый пшеничный хлеб, готовят студень и колбасы (кровяные на юге, с крупой - на севере).
Эстонцы готовят густые крупяные или картофельные супы с салом и мясом, а также щи из квашеной капусты. Распространены также супы с ячневой крупой и картофелем, с клёцками, с горохом и перловой крупой, хлебный, черничный, из салаки с картофелем и пивной суп.
К столу подаются печеные пирожки с начинкой из мяса или различных круп. Как закуска к праздничному столу и как начинка для пирогов широко используется рыба. Эстонцы, живущие на Кавказе, регулярно употребляют в пищу баранину или телятину. К любому праздничному столу, например, подходит блюдо из фарша телятины «Пик Пойс» (в переводе – «Большой Мальчик»).
Практически каждое блюдо сопровождают молочные и молочно-сметанные подливки – «кастмед».
В национальной кухне также популярны «сыйр» (блюдо из творога), копченая форель «суитсукала», свиные ножки с горохом, галушки из ячменной муки, брюквенная каша «кааликапудер», отварное мясо с овощами, разнообразные сыры, кисели и др.
Но самым известным блюдом эстонской кухни считается «мульгикапсад» – тушеная с ячменем и квашеной капустой свинина, его обязательно подают на рождественский и новогодний стол.
В качестве десерта эстонцы любят шоколад с орехами, необычные конфеты с мятной, ликерной, кофейной, ореховой начинкой и другие сладости. Национальным напитком является пиво, также распространены квас и овсяный кисель.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.