461
Юги

Юги — название сибирского народа, проживавшего на берегах Енисея, в его среднем течении. Енисей является одной из крупнейших и полноводных рек мира. Народы, селившиеся на его побережьях, называют енисейскими. Это кеты, асаны, арины, котты, пумпоколы. Юги являются родственными им. К сожалению, большинство этих народностей исчезло уже к началу 19 века.

Территориальное расположение и численность

Юги жили в Красноярском крае — область, относящаяся к Восточно-Сибирскому экономическому району РФ. Преимущественно люди заселяли Туруханский район, который считается регионом Крайнего Севера.

По данным переписи 2020 г., численность народа юги в России составляет 7 человек. Численность народа юги в регионах России:

  • В Республике Саха (Якутия) – 2;
  • В Приморском крае – 2;
  • В Свердловской области – 1;
  • В Томской области – 1;
  • В Чукотском АО – 1.
Религия

Как и многие народы, юги исповедовали шаманизм, но когда в эти земли пришли русские, они были крещены в православие, которое, как и у русских, после крещения превратилось в двоеверие. Причем языческая основа оказалась доминирующей.

Язык

Юги разговаривали на енисейском языке. Это группа исчезнувших языков, распространенная в Центральной Сибири у енисейских народов. Единственным современным представителем является кетский язык.

Традиционная и современная культура

Национальный костюм

Летний костюм югов состоял из распашного халата свободного покроя. Его запахивали справа налево и подвязывали поясом. Дополнением костюма служили широкие суконные штаны, шерстяные носки до колен. На ногах носили чирки — кожаную обувь, стягивающуюся на шнурок. Из рыбьей кожи делали рубахи, штаны. Освобожденная от чешуи, выделанная кожа хорошо пропускала воздух, но задерживала влагу. 
 

национальный костюм.jpg

Зимняя одежда изготавливалась из шкур животных. Мужские шубы имели вид парки, они надевались через голову. Их делали мехом внутрь и наружу. Женская одежда могла быть распашной и глухой. Шуба была длиной до пола и имела капюшон. На ногах носили кисы, унты, сшитые из собачьих, оленьих шкур.

Традиции и обряды

- Многие обряды и ритуалы, исполняемые югами, были предназначены для того, чтобы добиться успеха в промыслах. Это было очень важно, так как от удачи на охоте зависело, сможет ли мужчина прокормить свою семью. Людям казалось, что они бессильны перед могуществом природы, поэтому они наделяли ее человеческим характером. Животным также приписывались человеческие черты. Юги верили, что звери понимают язык людей. Поэтому о предстоящей охоте не говорили, чтобы не спугнуть удачу.

Во время охоты в лесу также не разговаривали, потому что людей могли услышать животные, на которых те охотились. Об обнаружении лося или медведя сообщалось ударами посоха. Звери уподоблялись человеку, считалось, что они могут мстить за убийство их сородичей. Запрещалось плохо высказываться о животных, смеяться над ними, хвалиться добычей. Просто так зверя никогда не убивали, это делалось только для получения пищи.

- Подобный смысл существует у запретов, который связан с женщинами. Представительницы женского пола считались нечистыми, поэтому могли испортить своим прикосновением охотничьи принадлежности. Женщинам запрещалось трогать и перешагивать через ружья, снасти, упряжь, садиться на охотничьи нарты. Если жена ездила на лошади, после этого животное окуривали, чтобы очистить его. Иначе ее мужу перестанет попадаться добыча. Женщина также совершала ритуал очищения, прежде чем приступить к домашней работе.

- Юги верили, что мясо животных обладает свойством передавать человеку какие-либо наклонности. Например, считалось, что медвежатина дает охотнику тяжесть, поэтому ему будет тяжело ходить по тайге. Из-за этого многие охотники не ели медвежье мясо. Для того, чтобы медведь отдал человеку свою силу, пили его кровь, ели сердце. Поедание медвежьих глаз дарило мужчине долголетие. Заячье сердце давало возможность бегать быстрее. А вот сердце глухаря запрещалось есть одному, так как после этого в охотника вселялся страх. Для того чтобы дать диким животным возможность продолжать их род, существовал обычай захоронения их костей. После того как мясо животного съедали, части скелета уносили в лес. Там кости зарывали в землю, складывали в дупло. Копыта вешали на деревья. Лапки пушных зверей применялись как обереги, их носили с собой.

Быт

Жилище

У югов было 2 типа жилищ: постоянные и временные.

Постоянные имели вид полуземлянок. Это было квадратное или прямоугольное жилище с деревянным каркасом, углубленным в землю. Сверху каркас накрывали досками, дранкой. Дом обогревался с помощью очага, расположенного внутри. Пол утепляли ветками, корой березы, циновками. Из березовой древесины делали простую мебель: столики, топчаны.

Временным жильем являлся чум. Его собирали из шестов, скрепляемых внутри деревянными прутьями. Чум покрывали оленьими шкурами или берестой. В центре чума ставили очаг, обложенный камнями. Дым выходил в отверстие наверху. Летом пищу готовили на улице. Чум легко собирался и разбирался. Их перевозили на упряжках или санях-волокушах. На рыболовных стоянках жилищем могли служить лодки. На них сверху пристраивали каюты, сделанные из прутьев деревьев. Крышу крыли берестой.
 

kto-s-mechom-k-nam_1.jpg

Жизнь

У народа существовало родоплеменное деление. Люди жили крупными семьями, по 30-40 человек. Родство считалось по отцовской линии. Среди патронимии была распространена взаимопомощь, все вокруг было общим, почти все работы делались сообща, и конфликтов в югской среде было очень мало. Существовало множество табу, которые способствовали сохранению баланса в природе.

Охота велась активным и пассивным способом. Первый имел групповой характер. Охотники загоняли зверя, преследуя его по следу или окружали и затем отстреливали. Пассивная не требовала много участников. Охотник расставлял ловушки, которые периодически проверял. Были распространены ловчие ямы. Их делали вблизи водопоя, на дно ямы ставили острые колья, сверху прикрывали дерном. На мелких пушных зверей охотились с помощью ловушек давящего типа, петлями, силками. Также их стреляли из лука.

Главным охотничьим объектом были белки. Кроме них, добывали: соболя, горностая, лисицу, колонков, песцов. Охотились и на крупного зверя: лосей, оленей, кабанов.

Охотничья этика была очень высокой. Что такое «любительская охота для удовольствия» югам вообще не было понятно. В их понимании это было бы святотатством. Они жили добычей зверя и чтили зверя. О нем нельзя было плохо говорить, добычей хвалиться было нельзя, отзываться о животных следовало только с уважением. Разумеется, нельзя было убивать больше, чем можешь съесть или заготовить.

Важную роль играл рыбный промысел. Это было традиционным занятием для коренных народов Сибири. Полноводный Енисей давал множество видов рыбы и водной дичи. Как и многие северные народы, юги овладели такими ремеслами, как плетение и выделка кож (в том числе и рыбьей, которая была непромокаемой). Были развиты резьба по дереву и кости, а из бересты делалось почти все.

Широко применялся такой тип ловли, как запорный. Им занимались коллективно. На реке возводили заградительные сооружения из жердей и сетей. После спада воды рыба оставалась в отгороженном пространстве и не могла уйти из ловушки. Рыбаки забирали только необходимое количество, для того чтобы не истреблять популяцию. Юги бережно относились к пищевым ресурсам и понимали, что природа должна иметь возможность восполнять свое богатство. Также было распространено сетевое рыболовство.

Также юги из бересты делали посуду, короба, детские колыбельки. Ее окрашивали с помощью охры, ягодного сока. Из камыша плели циновки, которыми устилали пол. Для хранения трав, табака шили мешочки из шкурок с головы птиц. Их сушили, размягчали, верх стягивали на шнурок. Из лапок мелких зверей делали мешочки для украшений. Они имели мистическое значение и использовались как обереги. Мужчины носили их на охоту, складывали в них огниво, кремень, мелкие вещи.

Кухня

Особенностью кухни югов являлось поедание сырого мяса. Когда удавалось убить крупного зверя, его приносили в поселение, разделывали и сразу же ели. Трапеза была коллективной. От туши отрезали куски мяса, макали в кровь. Для заготовок на зиму мясо морозили или коптили. В пищу использовалась кровь животных, считалось, что она придает энергию. Активно употреблялась и свежая кровь. Ее даже на зиму морозили, поскольку считали, что она придает силу и здоровье. Дичь отваривали, делали из нее похлебки. Вареными употребляли яйца диких уток, куропаток. Красные виды рыб ели сырыми, другие варили, запекали.

Рыбу готовили вместе с головой. Потрошение применялось частично, чтобы удалить желчь. Внутренности не выбрасывали, ели вместе с мясом. Для приготовления блюд использовался вытопленный рыбий жир. Его ели с лепешками, кусочками рыбы. Распространенным деликатесом у югов была икра, смешанная с рыбным филе, жиром и ягодами. Мясной и рыбный рацион немного разнообразили корешками, ягодами, зернами, которые находили в норках грызунов. Такая еда была калорийной и давала людям энергию для охоты и труда.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.