Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири.
Якуты проживают в основном в Республике Саха (Якутия). По результатам Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживало 478,4 тыс. якутов, из них в Якутии (469,3тыс.), что составляет 98,1 % всех якутов. Также якуты проживают в Красноярском крае (1,2 тыс.чел), в Хабаровском крае (1,0 тыс.чел), в Приморском крае (0,7 тыс.чел), в Иркутской области (0,5 тыс.чел), в Новосибирской обл.(0,4 тыс.чел), в Республике Бурятия (0,3 тыс.чел). Более половины из них называют себя якуты, остальные — саха.
Якуты являются наиболее многочисленным (47,1 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.
Якуты делятся на несколько основных групп:
«Якутские» (амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, нижним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены;
«Олёкминские» - значительно меньшая группа якутов, заселяют территории в бассейне Олёкмы, в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским;
«Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якутский быт;
«Северные» - это самая малочисленная, но широко расселенная группа яку¬тов – это население северных районов Якутии, т. е. бассейнов рек Колымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара. Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом. Они больше походят на малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами», хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.
До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами Иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.
Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт. Религия Аар Айыы задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия.
В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Это единственный тюркский народ, принявший христианство. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы.
Якутский первым среди тюркских языков отделился от общего языка-предка, и теперь представители остальных тюркских языков не в состоянии понять своих дальних родственников.
Якутский относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и отличается лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов из монгольского языка, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.
Для якутов характерен сравнительно высокий и устойчивый уровень сохранения родного языка. Это связано с компактным проживанием основной массы якутского населения преимущественно в сельской местности, относительной однородностью и даже монолитностью языка, достаточно высоким уровнем национально-языкового самосознания, развитием самобытной духовной культуры. Среди якутов распространено двуязычие, 65% свободно говорят на русском. Кроме того, якутский язык наряду с русским является государственным в Республике Саха.
Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни, на территории Якутии - в делопроизводстве. На нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городах и сельских местностях на нем ставят постановки. В настоящее время якутский язык – это язык также дошкольного и школьного воспитания и обучения. Якутский язык преподается во всех национальных школах и педагогических училищах и является языком преподавания якутской филологии и национальной культуры. Якутский язык является языком древнего эпоса олонхо.
В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.
По переписи 2020 г. в России якутским языком владеют 377,7 тыс. чел, а используют в повседневной жизни 363,1 тыс. чел.
Якутская мифология основана на том, что Вселенная состоит из трех миров: верхний, средний и нижний. Символом триединства трех миров выступает священное дерево Аал Луук Мас, кроны которого находятся в верхнем мире, ствол — в среднем мире, а корни уходят в нижний мир.
Верхний мир состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небес, расположенные как бы друг над другом. На самом последнем - девятом обитает творец мира - Юрюнг Айыы тойон, он глава небес и богов. Он воплощается в образах белого жеребца или орла. На следующих ярусах живут другие айыы – добрые божества, а также злые духи - абасы верхнего мира во главе с Улуу тойоном. Нижний мир - под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещенная щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья. В нижнем мире обитают злые демоны.
Кроме Верхнего мира (небес) и подземного Нижнего мира, существует Средний мир, т. е. собственно земля. В Среднем мире живут люди, которые являются потомками племени Айыы, а также духи различных предметов, называемые «иччи». Каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух «иччи». Общаться с этими духами могли лишь шаманы, которые также являлись главными героями якутской мифологии.
У якутов есть древний эпос олонхо. Он передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями (олонхосутами), которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования.
В конце 20 века в Якутии начался процесс возрождения национальной культуры и традиций. На возрождение олонхо были брошены силы многих историков, культурологов, немногих оставшихся олонхосутов. Благодаря совместным усилиям в настоящее время олонхо, как жанр устного народного творчества, сохранен и даже получил мировое признание. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.
Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус. Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания.
Дүҥүр (дюнгюр) – (род шаманского бубна) – это ударный инструмент, ритуальный атрибут шамана.
Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции народа и предков. На все жизненные случаи у якутов есть заговоры и обряды. При их помощи они ограждают свои жилища и скот от злых духов, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай. Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходят на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.
У якутов есть камень Сат, который считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.
Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха, и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха.
Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.
На свадьбе невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.
Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывал к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывал ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву
Главным символом якутского народа является праздник Ысыах, выпадающий на день летнего солнцестояния. Несмотря на то, что само солнцестояние происходит 21 июня, дата Ысыаха является плавающей и зависит от различных условий. «Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».
По легенде первый ысыах был проведен родоначальником якутского народа Эллэй Боотуром в священной местности Ус Хатын в долине Туймаада, в южной части которого сейчас расположен г. Якутск.
Национальный праздник Ысыах – это уникальное событие, в котором ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, ремесла и народная философия. В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь – сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.
Место, где проводится праздник, называется тюсюлгэ. Тюсюлгэ ограждается разноцветной салама из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. Ысыах начинается с древнего ритуала – благословения присутствующих и просьбы к верхним божествам ниспослать всем благодать. Для этого алгысчыт, которого сопровождают девять юношей и восемь девушек, повторяя слова благословления, разжигает огонь, преподносит божеству огня угощение, окропляет землю кумысом. К его просьбам к верхним божествам присоединяются и присутствующие: на заключительные слова все встают и поднимают руки вверх, повторяя вместе «Уруй! Айхал! Тускул!». Затем проводится обряд кумысопития. Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключена душа всех не рожденных людей, лошадей и коров. Во время ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Хоровод Осуохай, занесен в 2012 году в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку тогда в нем приняло участие 15 тысяч человек.
Одним из национальных видов спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Залог победы в мас-рестлинге — удержать равновесие и вывести из него соперника. Для этого существует движение ногами вдоль доски упора (спортсмены называют это «бегать по доске»), работа корпусом и кистями рук, когда палку выкручивают по горизонтали и вертикали (по правилам только до 90 градусов).
Важно, чтобы противник резким движением не вырвал палку в первые же секунды. Для этого спортсмены должны обладать такими качествами как способность быстро реагировать, быстро принимать решения, стремительно контратаковать.
Еще один вид спорта - хапсагай - это очень древний вид борьбы у якутов. Хапсагай представляет собой борьбу вольного стиля с захватами руками за любую часть одежды и тела. Целью схватки является вынуждение соперника коснуться земли третьей точкой. Слово хапсагай в дословном переводе с якутского языка означает «проворный», «ловкий», «быстрый».
Якутские национальные прыжки – традиционный вид спорта жителей республики Саха (Якутия) – состязание в силе, ловкости и выносливости.
Впервые якутские прыжки упоминаются в путевых заметках историка и натуралиста Герарха Фридриха Миллера во время его второй Камчатской экспедиции в 1744 году.
В якутских прыжках, как и в любом другом виде спорта, существует ряд четких правил:
1. Все прыжки выполняются одиннадцать раз подряд — безостановочно.
2. Прыжки выполняются с разбега.
3. Прыжки выполняются на 12 отметках, обозначенных брусками (раньше их заменяли куски березовой коры). Число 12 выбрано неспроста – у народа саха оно считается счастливыми и связано с движением небесных тел.
Принцип этого вида спорта практически не изменился со временем – прыжки напоминают движения животных и имеют соответствующие названия:
Кылыы – танец журавля – скачки на одной ноге;
Ыстанга – скачущий олень – прыжки с ноги на ногу;
Куобах – заячий прыжок – скачки на двух ногах.
С 2003 года якутские национальные прыжки регулярно входят в программу первенства России по легкой атлетике среди студентов и Всероссийского фестиваля по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары. В 2011 году этот вид спорта был впервые включен в Чемпионат России по легкой атлетике.
Традиции якутского национального костюма складывались в глубокой древности. В суровых условиях Крайнего Севера его назначение в первую очередь было согревать, защищать от дождя и снега, не стеснять движений и быть удобной для верховой езды. Якуты разводили крупный рогатый скот и лошадей и охотились: на лося, оленя, медведя, пушных зверей. Поэтому одежду шили из кожи, замши и меха. Она была теплая и практичная.
С развитием торговых связей усложнялся крой, в костюме появлялись новые элементы. В конце XVIII века якуты начали носить также вещи из ситца, нанки, шелка, сукна, китайской хлопчатобумажной ткани «дабы». В XIX веке гардероб якутов пополнила одежда, позаимствованная у русских.
В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой это еще сапоги из оленьей кожи и меха. Женская одежда, в отличие от мужской, декорируется, или нашивками из прорезной кожи по кокетке, или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола.
Распространены женские серебряные и золотые украшения. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года.
Традиционным жилищем якутского народа принято считать юрту из бревен — балаган и шалаш из бересты — ураса.
Юрта – балаган строилась в виде трапеции со слегка наклоненными внутрь стенами из молодых бревен. Конструктивная основа юрты – вбитые в землю столбы и лежащая на них горизонтальная рама из бревен. Щели между бревнами плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались на большом расстоянии друг от друга. Аналогов якутским постройкам нет в мире.
Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Ставили ее обычно неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Ураса представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью. По периметру располагались спальные места, иногда отделенные символическими перегородками. Печи здесь не было — огонь разводили на земле, да так, чтобы дым уходил прямиком через отверстие в верхушке.
С конца XIX и начала XX века якуты стали возводить в своих поселениях избы на русский манер.
Основные традиционные занятия якутов — коневодство (в русских документах XVII века якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом — женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Якутские породы скота отличались выносливостью. Сенокошение было известно еще до прихода русских.
Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, зимой рыбу ловили в проруби, а осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием.
Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало. Для якутов были характерны специфические приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.
Существовало и собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливаемой на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель). Из ягод не употреблялась только малина, считавшаяся нечистой.
Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце XVII века и до середины XIX века было развито очень слабо.
Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи. Из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла. Из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири. Было развито кузнечное дело. Кроме предметов бытового назначения кузнецы ковали боевое оружие и доспехи. Были развиты плавка и чеканка серебра, меди, развивалось ювелирное искусство, а также - резьба по мамонтовой кости.
Орнаментальное искусство якутов – вершина якутского изобразительного фольклора. В якутской орнаментике в основном преобладают растительные, геометрические, изредка – зооморфные мотивы. Якутский орнамент создавался в строгом соответствии с композиционными, колористическими, техническими нормами и назначением предметов. В изделиях из дерева, кости – узор геометрический; в вышивках и металле – динамичный и плавно перетекающий узор.
В условиях постоянного воздействия низких температур якуты сформировали специфический «полярный» рацион: больше белков и жиров и относительно мало углеводов. Неудивительно, что на столе якутов доминирует мясо. Его едят вареным, жареным и замороженным.
Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Особое место на столе якутов занимает жеребятина. Жеребятину варят, жарят (особенно в виде отбивной халахаты).
Якуты используют все мясные субпродукты довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.
Рыба в Якутии не менее важна, чем мясо. Ее здесь в изобилии: чира, осетр, омуль, муксун, пелядь, хариус, нельма и таймень. Фирменное блюдо якутской кухни, конечно, строганина, в честь которой с 1988 года проводится целый фестиваль. Обычно строганину подают на стол в виде стружек, при этом стружки от хребта и брюшка кладут на дно тарелки, потому что их едят в последнюю очередь. Удивительно, но опытные якутские едоки по запаху и вкусу могут определить, из какого водоема рыбу выловили. Строганину подают с солью и перцем, соевым соусом, аджикой, горчицей. Но истинные ценители чистого вкуса обходятся без всяких приправ.
В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды.
Особый напиток якутов – кумыс - полезный кисломолочный напиток из кобыльего молока, который издавна применяли для лечения туберкулеза. Для якутов это национальный напиток, который раньше подавали в деревянных сосудах (чоронах). Кумыс в Якутии считается чуть ли не сакральным напитком, он символизирует божественную благодать. Согласно преданиям, первым изготовил кумыс и устроил праздник Ысыах предок якутов Эллей Боотур. С тех пор считается, что кумыс связывает жителей среднего мира с высшими божествами.
Из напитков также употребляют более крепкий койуургэн – это алкогольный напиток, получаемый в результате длительного сбраживания кумыса. Вместо чая пьют горячие морсы из брусники, голубики, смородины, морошки и даже княженики, знаменитой царь-ягоды. Из молока коровы готовят простоквашу суорат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают кисель-бурдук.
Мучных блюд в якутской кухне немного: это пирожки с мясом, рыбные расстегаи и, конечно, оладьи, которые отличаются от привычных нам толщиной и размером. Оладьи приносятся в жертву богам во время обряда очищения огнем. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат.
Десертов в Якутии немного, и они чаще всего делаются на основе молока. Один из самых известных — керчэх (взбитые сливки 25-30 процентов жирности) с ягодами или вареньем. Также делают чачык (это снятая с молока пенка, засушенная в виде трубочки). Едят обычно с ягодами.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.