Logo
781
Якуты

Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири.

Территориальное расположение и численность

Якуты проживают в основном в Республике Саха (Якутия). По результатам Всероссийской переписи населения 2020 года в России проживало 478,4 тыс. якутов, из них в Якутии (469,3тыс.), что составляет 98,1 % всех якутов. Также якуты проживают в Красноярском крае (1,2 тыс.чел), в Хабаровском крае (1,0 тыс.чел), в Приморском крае (0,7 тыс.чел), в Иркутской области (0,5 тыс.чел), в Новосибирской обл.(0,4 тыс.чел), в Республике Бурятия (0,3 тыс.чел). Более половины из них называют себя якуты, остальные — саха.

Якуты являются наиболее многочисленным (47,1 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Якуты делятся на несколько основных групп:

«Якутские» (амгинско-ленские) якуты занимают четырехугольник между Леной, нижним Алданом и Амгой, таежное плоскогорье, а также прилегающее левобережье Лены;

«Олёкминские» - значительно меньшая группа якутов, заселяют территории в бассейне Олёкмы, в районе Олекминска. Якуты этой группы более обрусели, по своему быту (но не по языку) стали ближе к русским;

«Вилюйские» якуты занимают бассейн Вилюя. В этих коренных якутских районах сложился наиболее типичный, чисто якутский быт;

«Северные» - это самая малочисленная, но широко расселенная группа яку¬тов – это население северных районов Якутии, т. е. бассейнов рек Колымы, Индигирки, Яны, Оленека, Анабара. Северные якуты отличаются совершенно своеобразным культурно- бытовым укладом. Они больше походят на малые народы Севера, на тунгусов, юкагиров. Этих северных якутов местами даже и называют «тунгусами», хотя по языку они якуты и сами себя называют саха.

dce3f0d5e7ac1fd64e4e881f4066ff3f.jpeg
Религия

До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами Иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.
Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт. Религия Аар Айыы задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия.

Шаман.jpg

В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Это единственный тюркский народ, принявший христианство. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы.

Язык

Якутский первым среди тюркских языков отделился от общего языка-предка, и теперь представители остальных тюркских языков не в состоянии понять своих дальних родственников.

Якутский относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков и отличается лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов из монгольского языка, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Для якутов характерен сравнительно высокий и устойчивый уровень сохранения родного языка. Это связано с компактным проживанием основной массы якутского населения преимущественно в сельской местности, относительной однородностью и даже монолитностью языка, достаточно высоким уровнем национально-языкового самосознания, развитием самобытной духовной культуры. Среди якутов распространено двуязычие, 65% свободно говорят на русском. Кроме того, якутский язык наряду с русским является государственным в Республике Саха.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни, на территории Якутии - в делопроизводстве.  На нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городах и сельских местностях на нем ставят постановки. В настоящее время якутский язык – это язык также дошкольного и школьного воспитания и обучения. Якутский язык преподается во всех национальных школах и педагогических училищах и является языком преподавания якутской филологии и национальной культуры. Якутский язык является языком древнего эпоса олонхо.

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.

По переписи 2020 г. в России якутским языком владеют 377,7 тыс. чел, а используют в повседневной жизни 363,1 тыс. чел.

Традиционная и современная культура

Мифология

Якутская мифология основана на том, что Вселенная состоит из трех миров: верхний, средний и нижний. Символом триединства трех миров выступает священное дерево Аал Луук Мас, кроны которого находятся в верхнем мире, ствол — в среднем мире, а корни уходят в нижний мир.

Верхний мир состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небес, расположенные как бы друг над другом. На самом последнем - девятом обитает творец мира - Юрюнг Айыы тойон, он глава небес и богов. Он воплощается в образах белого жеребца или орла. На следующих ярусах живут другие айыы – добрые божества, а также злые духи - абасы верхнего мира во главе с Улуу тойоном. Нижний мир - под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещенная щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья. В нижнем мире обитают злые демоны.

Кроме Верхнего мира (небес) и подземного Нижнего мира, существует Средний мир, т. е. собственно земля. В Среднем мире живут люди, которые являются потомками племени Айыы, а также духи различных предметов, называемые «иччи». Каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух «иччи». Общаться с этими духами могли лишь шаманы, которые также являлись главными героями якутской мифологии.

Фольклор

У якутов есть древний эпос олонхо. Он передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями (олонхосутами), которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования.

В конце 20 века в Якутии начался процесс возрождения национальной культуры и традиций. На возрождение олонхо были брошены силы многих историков, культурологов, немногих оставшихся олонхосутов. Благодаря совместным усилиям в настоящее время олонхо, как жанр устного народного творчества, сохранен и даже получил мировое признание. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус. Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.

Хомус 2.jpgХомус 3.jpg

Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания.

Дүҥүр (дюнгюр) – (род шаманского бубна) – это ударный инструмент, ритуальный атрибут шамана.

Традиции

Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции народа и предков. На все жизненные случаи у якутов есть заговоры и обряды. При их помощи они ограждают свои жилища и скот от злых духов, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай. Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходят на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.

У якутов есть камень Сат, который считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.

Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха, и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха.

Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.

На свадьбе невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.

Свадьба.jpg

Хорошая память и высокая продолжительность жизни – одни из отличительных черт якутов. В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывал к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывал ему обо всех своих социальных связях – друзьях, недругах. С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву

Праздник белого изобилия. Юрюнг Тунах Ысыах

Главным символом якутского народа является праздник Ысыах, выпадающий на день летнего солнцестояния. Несмотря на то, что само солнцестояние происходит 21 июня, дата Ысыаха является плавающей и зависит от различных условий. «Ысыах» – производное от якутского глагола «ыс» – «кропить», «окроплять».

По легенде первый ысыах был проведен родоначальником якутского народа Эллэй Боотуром в священной местности Ус Хатын  в долине Туймаада, в южной части которого сейчас расположен г. Якутск.

Национальный праздник Ысыах – это уникальное событие, в котором ярко проявляются весь национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды и обычаи, национальная одежда, пища, ремесла и народная философия. В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре праздничного круга устанавливается коновязь – сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной.

Место, где проводится праздник, называется тюсюлгэ. Тюсюлгэ ограждается разноцветной салама из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. Ысыах начинается с древнего ритуала – благословения присутствующих и просьбы к верхним божествам ниспослать всем благодать. Для этого алгысчыт, которого сопровождают девять юношей и восемь девушек, повторяя слова благословления, разжигает огонь, преподносит божеству огня угощение, окропляет землю кумысом. К его просьбам к верхним божествам присоединяются и присутствующие: на заключительные слова все встают и поднимают руки вверх, повторяя вместе «Уруй! Айхал! Тускул!». Затем проводится обряд кумысопития. Кумыс в представлении саха является священным напитком и символом илгэ – белой благодати изобилия, в которой заключена душа всех не рожденных людей, лошадей и коров. Во время ысыаха через распитие кумыса осуществляется приобщение людей к высшим таинствам бытия. Венчает праздник всеобщий танец солнца – осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод. Хоровод Осуохай, занесен в 2012 году в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку тогда в нем приняло участие 15 тысяч человек.

Ысыах.jpg

Национальные виды спорта

Одним из национальных видов спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Залог победы в мас-рестлинге — удержать равновесие и вывести из него соперника. Для этого существует движение ногами вдоль доски упора (спортсмены называют это «бегать по доске»), работа корпусом и кистями рук, когда палку выкручивают по горизонтали и вертикали (по правилам только до 90 градусов).

Важно, чтобы противник резким движением не вырвал палку в первые же секунды. Для этого спортсмены должны обладать такими качествами как способность быстро реагировать, быстро принимать решения, стремительно контратаковать.

Мас-рестлинг.jpg

Еще один вид спорта - хапсагай - это очень древний вид борьбы у якутов.  Хапсагай представляет собой борьбу вольного стиля с захватами руками за любую часть одежды и тела. Целью схватки является вынуждение соперника коснуться земли третьей точкой. Слово хапсагай в дословном переводе с якутского языка означает «проворный», «ловкий», «быстрый».

Хапсагай.jpg

Якутские национальные прыжки – традиционный вид спорта жителей республики Саха (Якутия) – состязание в силе, ловкости и выносливости.
Впервые якутские прыжки упоминаются в путевых заметках историка и натуралиста Герарха Фридриха Миллера во время его второй Камчатской экспедиции в 1744 году. 

В якутских прыжках, как и в любом другом виде спорта, существует ряд четких правил:
1. Все прыжки выполняются одиннадцать раз подряд — безостановочно.
2. Прыжки выполняются с разбега.
3. Прыжки выполняются на 12 отметках, обозначенных брусками (раньше их заменяли куски березовой коры). Число 12 выбрано неспроста – у народа саха оно считается счастливыми и связано с движением небесных тел.

Принцип этого вида спорта практически не изменился со временем – прыжки напоминают движения животных и имеют соответствующие названия:
Кылыы – танец журавля – скачки на одной ноге;
Ыстанга – скачущий олень – прыжки с ноги на ногу;
Куобах – заячий прыжок – скачки на двух ногах.

С 2003 года якутские национальные прыжки регулярно входят в программу первенства России по легкой атлетике среди студентов и Всероссийского фестиваля по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары. В 2011 году этот вид спорта был впервые включен в Чемпионат России по легкой атлетике.

Прыжки.jpg

Национальный костюм

Традиции якутского национального костюма складывались в глубокой древности. В суровых условиях Крайнего Севера его назначение в первую очередь было согревать, защищать от дождя и снега, не стеснять движений и быть удобной для верховой езды. Якуты разводили крупный рогатый скот и лошадей и охотились: на лося, оленя, медведя, пушных зверей. Поэтому одежду шили из кожи, замши и меха. Она была теплая и практичная.
С развитием торговых связей усложнялся крой, в костюме появлялись новые элементы. В конце XVIII века якуты начали носить также вещи из ситца, нанки, шелка, сукна, китайской хлопчатобумажной ткани «дабы». В XIX веке гардероб якутов пополнила одежда, позаимствованная у русских.

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой это еще сапоги из оленьей кожи и меха. Женская одежда,  в отличие от мужской,  декорируется, или нашивками из прорезной кожи по кокетке, или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола.

Распространены женские серебряные и золотые украшения. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года.

Костюмы.jpg10.jpg

Быт

Жилище

Традиционным жилищем якутского народа принято считать юрту из бревен — балаган и шалаш из бересты — ураса.

Юрта – балаган строилась в виде трапеции со слегка наклоненными внутрь стенами из молодых бревен. Конструктивная основа юрты – вбитые в землю столбы и лежащая на них горизонтальная рама из бревен.  Щели между бревнами плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались на большом расстоянии друг от друга. Аналогов якутским постройкам нет в мире.

Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Ставили ее обычно неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Ураса представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью. По периметру располагались спальные места, иногда отделенные символическими перегородками. Печи здесь не было — огонь разводили на земле, да так, чтобы дым уходил прямиком через отверстие в верхушке.

С конца XIX и начала XX века якуты стали возводить в своих поселениях избы на русский манер.

Юрта-балаган.jpgУраса-летнее жилище якутов.jpg

Жизнь

Основные традиционные занятия якутов — коневодство (в русских документах XVII века якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом — женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Якутские породы скота отличались выносливостью. Сенокошение было известно еще до прихода русских.

3.jpg

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, зимой рыбу ловили в проруби, а осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало. Для якутов были характерны специфические приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало и собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливаемой на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель). Из ягод не употреблялась только малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце XVII века и до середины XIX века было развито очень слабо. 
Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи.  Из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла. Из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири. Было развито кузнечное дело. Кроме предметов бытового назначения кузнецы ковали боевое оружие и доспехи. Были развиты плавка и чеканка серебра, меди, развивалось ювелирное искусство, а также - резьба по мамонтовой кости.

Орнаментальное искусство якутов – вершина якутского изобразительного фольклора. В якутской орнаментике в основном преобладают растительные, геометрические, изредка – зооморфные мотивы. Якутский орнамент создавался в строгом соответствии с композиционными, колористическими, техническими нормами и назначением предметов. В изделиях из дерева, кости – узор геометрический; в вышивках и металле – динамичный и плавно перетекающий узор.

Кухня
7.jpg

В условиях постоянного воздействия низких температур якуты сформировали специфический «полярный» рацион: больше белков и жиров и относительно мало углеводов. Неудивительно, что на столе якутов доминирует мясо. Его едят вареным, жареным и замороженным.

Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Особое место на столе якутов занимает жеребятина. Жеребятину варят, жарят (особенно в виде отбивной халахаты). 
Якуты используют все мясные субпродукты довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.

Рыба в Якутии не менее важна, чем мясо. Ее здесь в изобилии: чира, осетр, омуль, муксун, пелядь, хариус, нельма и таймень. Фирменное блюдо якутской кухни, конечно, строганина, в честь которой с 1988 года проводится целый фестиваль. Обычно строганину подают на стол в виде стружек, при этом стружки от хребта и брюшка кладут на дно тарелки, потому что их едят в последнюю очередь. Удивительно, но опытные якутские едоки по запаху и вкусу могут определить, из какого водоема рыбу выловили. Строганину подают с солью и перцем, соевым соусом, аджикой, горчицей. Но истинные ценители чистого вкуса обходятся без всяких приправ.

строганина.jpg

В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды.

Особый напиток якутов – кумыс - полезный кисломолочный напиток из кобыльего молока, который издавна применяли для лечения туберкулеза. Для якутов это национальный напиток, который раньше подавали в деревянных сосудах (чоронах). Кумыс в Якутии считается чуть ли не сакральным напитком, он символизирует божественную благодать. Согласно преданиям, первым изготовил кумыс и устроил праздник Ысыах предок якутов Эллей Боотур. С тех пор считается, что кумыс связывает жителей среднего мира с высшими божествами.

Из напитков также употребляют более крепкий койуургэн – это алкогольный напиток, получаемый в результате длительного сбраживания кумыса. Вместо чая пьют горячие морсы из брусники, голубики, смородины, морошки и даже княженики, знаменитой царь-ягоды. Из молока коровы готовят простоквашу суорат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают кисель-бурдук.

Мучных блюд в якутской кухне немного: это пирожки с мясом, рыбные расстегаи и, конечно, оладьи, которые отличаются от привычных нам толщиной и размером. Оладьи приносятся в жертву богам во время обряда очищения огнем. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат.

Десертов в Якутии немного, и они чаще всего делаются на основе молока. Один из самых известных — керчэх (взбитые сливки 25-30 процентов жирности) с ягодами или вареньем. Также делают чачык (это снятая с молока пенка, засушенная в виде трубочки). Едят обычно с ягодами.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.