2884
Якуты

Источник фото : www.sakhaparliament.ru

Название народа в литературном русском языке – якуты, название для мужчины – якут, для женщины – якутка. Литературное ударение на второй слог – яку́ты.

Самоназвание народа на якутском языке – сахалар, представителя народа (мужчины и женщины) – саха. Однако, помимо него, сохранилось и старинное название «уранхай» (также встречается в вариантах «ураанхай» и «ураангхай»; по-якутски пишется как «урааҥхай»). Сегодня оно используется в особых культурных контекстах: в песнях, торжественной речи и героическом эпосе Олонхо. Сходство «ураангхай» с этнонимом урянхай, вероятно, указывает на глубокие взаимосвязи между тюркскими и монгольскими народами. 

Слово «якут» в русском языке имеет эвенкийское происхождение: эвенки называли якутов словом екэ̄ (которое также могло произноситься в разных диалектах как йоко, йако, нёка) и это эвенкийское название было заимствовано русскими землепроходцами.

История

Этногенез современных якутов, согласно распространённой гипотезе, связан с кочевым племенем курыканов хуннского происхождения, обитавшим в Забайкалье до XIV века и переселившимся туда из Енисейского (Красноярско-Минусинского) региона. Большинство исследователей полагают, что к XV веку предки якутов мигрировали несколькими волнами из Прибайкалья в бассейны Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили коренные народы – эвенков и юкагиров.

Археологические и этнографические данные подтверждают, что формирование якутского народа произошло путём поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племён среднего течения Лены, причём последняя крупная волна мигрантов прибыла в XIV–XV веках. 

К моменту первых контактов с русскими якуты населяли амгинско-ленское междуречье, Вилюй, а также отдельные районы в устье Олёкмы и на верхней Яне. Они были разделены на 35-40 экзогамных племён (дьон, аймах), таких как кангаласцы и намцы на левом берегу Лены и мегинцы, борогонцы и другие между Леной и Амгой. Численность каждого племени составляла от 2 до 5 тысяч человек, и между ними часто возникали конфликты. Включение якутов в состав Русского государства, произошедшее в 1620-1630-х годах, послужило катализатором их социально-экономического и культурного развития, ускорив темпы происходящих в обществе перемен.

yakutitraditsiiiobichai_E179F0DA.jpg1502366.jpg

Источник фото : ucanschool.ru , ru.pinterest.com

Территориальное расположение и численность

Согласно переписи 2020-2021 годов, в России проживает 478 тысяч якутов. Основная часть, около 469 тысяч человек, сконцентрирована в Республике Саха (Якутия), где они составляют 47,1% населения республики, преимущественно в юго-западных, центральных и северо-восточных улусах. Также община якутов численностью 1,2 тысячи человек отмечена на северо-востоке Красноярского края.

Основные группы якут – амгинско-ленские (между Леной, нижним Алданом и Амгой, а также на прилегающем левобережье Лены), вилюйские (в бассейне реки Вилюй), олёкминские (в бассейне реки Олёкма), северные (в тундровой зоне, в бассейне рек Анабар, Оленёк, Колыма, Яна, Индигирка).

Религия

Во второй половине XVIII века коренные жители Ленского края, включая якутов, христианизируются. При этом духовная жизнь якутов характеризовалась глубоким синкретизмом: православная вера, выраженная в посещении церквей, ношении крестов (в том числе крупных серебряных нагрудных у женщин) и наличии икон в домах, гармонично сочеталась с древними дохристианскими верованиями. 

Сохранялась вера в различные категории духов: благодатных Айыы, зловредных абасы, духов умерших преждевременной или насильственной смертью юёр, а также духов-хозяев иччи. Элементы тотемизма проявлялись в почитании животного-покровителя рода, которого запрещалось убивать или называть по имени. 

Мировоззрение якутов строилось на представлении о многоярусной Вселенной, где верхний мир возглавлял Юрюнг айы тойон, а нижний – Ала буурай тойон. Особое значение придавалось женскому божеству плодородия Айыысыт. Духам верхнего мира традиционно приносились в жертву лошади, нижнего – коровы. Шаманы (ойуун – мужчины, удаҕан – женщины) часто являлись представителями одной семьи, имели личных духов-покровителей (эмэгэт, изображаемых в виде медных блях на груди) и животных-двойников (ийэ-кыыл – «мать-зверь»).

Язык

Якутский язык (самоназвание - саха тыла) относится к тюркской группе (в которой образует отдельную ветвь) алтайской семьи языков.

Якутский язык демонстрирует существенные отличия от других тюркских языков, что выражается, в частности, в наличии значительного лексического пласта невыясненного происхождения, возможно, относящегося к палеоазиатским языкам. Кроме того, в его лексике присутствует множество слов монгольского происхождения, представляющих собой древние заимствования, а также более новые заимствования из русского языка, проникшие после вхождения Якутии в состав России. 

Диалектная структура якутского языка представляет собой предмет различных классификаций, по одной из которых говоры якутского языка разделяются на две большие группы - западную (окающую) и восточную (акающую). Несмотря на особенности, в основном проявляющиеся в области фонетики и лексики, носители различных говоров якутского языка сохраняют полное взаимопонимание.

В XIX веке для фиксации якутской речи использовалось несколько различных кириллических алфавитов. Важным этапом стало создание в 1917 году Семеном Андреевичем Новгородовым алфавита на основе Международного фонетического алфавита (МФА). Этот алфавит, состоявший исключительно из строчных букв и знака «:» для обозначения долготы звуков, был реформирован в 1924 году. После ряда дальнейших преобразований в 1929 году он был заменён на унифицированный тюркский алфавит. Окончательный переход к алфавиту на основе кириллицы произошёл в 1939 году.

В настоящее время в якутском языке используется алфавит на кириллической основе, который включает 33 буквы русского алфавита, а также специфические символы: Ҕҕ, Ҥҥ, Өө, Һһ, Үү, Дь дь, Нь нь. Помимо одинарных букв, используются четыре дифтонга: уо, ыа, иэ, үө. Долгота гласных звуков обозначается на письме путём удвоения соответствующих букв.

Словарь якутского языка», составленный Эдуардом .Карловичем Пекарским, является одним из самых масштабных лексикографических трудов для тюркских языков, насчитывающим около 25 тысяч слов. Ещё одним значимым ресурсом является «Большой толковый словарь якутского языка», изданный в 15 томах. В частности, только для буквы «К» было выпущено два объёмных тома (по 600–700 страниц каждый), включающих 10 тысяч слов и фразеологизмов.

Традиционная и современная культура

Духовная культура

Богато развитый фольклор якутов служил хранилищем духовных знаний и традиций: героический эпос Олонхо, исполнявшийся особыми сказителями (олонхосут) речитативом перед публикой; исторические предания (былыргы сэһэннэр – «старинные рассказы», өбүгэ сэһэннэр – «рассказы предков»), включавшие истории о прародителях Омохое и Эллее; сказки (кэпсээн, остуоруйя), особенно о животных; пословицы (өс хоһооно), загадки (таабырын) и песни.

Народные и фольклорные праздники

Ысыах, или «праздник окропления», является центральным событием в календаре якутов (саха), издревле связанным со скотоводством и культом плодородия. Название праздника происходит от глагола «ыс» - «кропить, обрызгивать». Этот обряд символизировал благодарность божествам, которым якуты подносили бескровные дары в виде молочной пищи. Проводимый в июне, в период обновления природы, появления приплода и изобилия молочных продуктов, он символизирует возрождение и начало нового хозяйственного цикла – якутского Нового года. 

Атмосферу торжества на Ысыахе создает традиционный праздничный наряд его участников; для женщин неотъемлемым элементом такого убранства являются серебряные украшения.

Ысыах.jpg

Источник фото : goarctic.ru

Местом проведения является «тюсюлгэ» – специально огороженное ритуальное пространство. Здесь устанавливаются «аар-багах» (коновязные столбы, соединенные перекладиной), окруженные молодыми березками, увитыми конским волосом, который служит оберегом. На восточной стороне возвышается священная коновязь «сэргэ», к которой привязывают белого жеребца – символическое жертвоприношение восходящему солнцу и светлым божествам Айыы. 

Для обряда готовят огромную кожаную бочку «сирисит», наполненную кумысом, и резные деревянные кубки «чороны». В сакральном прошлом Ысыаха белый шаман открывал праздник, обращаясь к божествам Айыы с «алгыс» (благопожеланием), поливая кумыс в огонь и окропляя им растительность, скот и людей. Именно этот ритуал окропления, отраженный в названии праздника, является его квинтэссенцией. 

Кульминация праздника – всеобщее питье кумыса, обильные угощения, разнообразные народные игры и спортивные состязания: конские скачки, национальную борьбу, тройные прыжки и перетягивание палки. Неотъемлемой частью праздника служит круговой танец «осуохай», символизирующий непрерывность жизненного цикла. Ведущий танца, называемый «осуохайдьыт», исполняет песни, восхваляющие окружающую природу и происходящие события. Традиционно «осуохай» мог продолжаться без перерыва до самого утра, а в некоторых случаях, когда праздник устраивали большие роды, танец длился в течение трех дней и ночей. 

Современный Ысыах, несмотря на прошедшие века, сохраняет свою самобытную форму и многие ритуалы, играя ключевую роль в сохранении культурной традиции якутского народа. Сегодня он признан государственным праздником Республики Саха (Якутия), а его проведение, некогда приуроченное ко дню летнего равноденствия (22 июня), теперь варьируется в разных улусах с 10 по 25 июня.

Традиционная одежда

Традиционный якутский костюм, как мужской, так и женский, включал короткие кожаные штаны-натазники сыалдьыйа, меховой набрюшник и кожаные ноговицы. Основным элементом верхней одежды был кафтан (сон): зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры (шерстью внутрь), а у состоятельных людей – из ткани. Кафтан имел расклешенный крой, состоял из 4 клиньев и отличался широкими, собранными у плеч рукавами. Тканевая рубаха с отложным воротником ырбаахы появилась позднее, очевидно, под влиянием русской культуры. 

Мужчины носили кожаные пояса, на которых крепились нож и огниво; у богатых пояса украшались серебряными и медными чеканными бляшками. В зимнее время носили воротники из беличьих хвостов моойтурук, закрывавшие нижнюю часть лица. Особое место занимал праздничный женский меховой длинный кафтан сангыйах, который являлся большой ценностью и передавался по наследству в тойонских семьях. Важным элементом костюма была нарядная женская меховая шапка дьябака с высоким плоским суконным верхом, украшенная круглой серебряной бляхой туосахта. 

Зимней обувью служили высокие сапоги этэрбас из оленьих или конских шкур шерстью наружу, а летней – сапоги из мягкой кожи саары с голенищем, покрытым сукном, которое у женщин украшалось аппликацией. Дополняли костюм длинные меховые чулки кээнче. Богатый женский наряд щедро украшался вышивкой, аппликацией и серебряными украшениями: нагрудными цепочками кыльдьыы, серьгами ытарҕа, браслетами бөҕөх и перстнями биһилэх.

Костюмы.jpg10.jpg

Источник фото : www.yakutia.kp.ru , rtraveler.ru

Быт

Традиционные поселения и жилище

Якутские поселения адаптировались к сезонам: зимние (кыстык) располагались вблизи покосов и состояли из 1–3 юрт, летние (сайылык), расположенные у пастбищ, могли насчитывать до 10 юрт. Основным жилищем служила дьиэ - каркасная постройка с наклонными стенами из тонких бревен или жердей на прямоугольном основании и низкой двускатной крышей. Для тепла и защиты снаружи стены обмазывались глиной с навозом, а крыша покрывалась берестой или корой и присыпалась землей. Пол обычно был земляным, но богатые могли позволить себе дощатый. Дьиэ была ориентирована по сторонам света: вход с востока, окна с юга и запада, а крыша с севера на юг.

Внутри дьиэ, в северо-восточном углу, находился очаг (осох) - цилиндрическая печь из жердей, обмазанных глиной, установленная над глиняной площадкой. Он обеспечивал постоянное отопление и вентиляцию зимой, но требовал много топлива. Вдоль стен располагались дощатые нары (орон), где особенно почётной считалась идущая от середины южной стены к западному углу (биллирик). Вместе с примыкавшей к ней частью западной нары (бастын унга орон) она образовывала почётный угол юрты.

Место хозяина (кэтэнгэриин) находилось далее к северу. Нары слева от входа использовались мужчинами, молодёжью и работниками, а справа, у очага - женщинами. В переднем углу стояли столы (остуол) и табуреты (олохмас), а также сундуки и ящики. С северной стороны к дьиэ пристраивался хлев (хотон) для скота, имевший схожую конструкцию и часто общую крышу, отделяясь тонкой перегородкой; вход в него был расположен за очагом. Перед юртой устраивался навес или сени (чаампы, кююлэ). Само жилище окружалось невысокой насыпью, часто с небольшим заборчиком, а у дома обязательно стояла коновязь, нередко украшенная резьбой. Усадьба обносилась изгородью из жердей, для прохода или проезда которых жерди временно вынимались. 

Летние юрты мало отличались от зимних, за исключением отдельного хлева для телят (титик) и других временных конструкций. До конца XIX века в качестве жилища использовалась коническая ураса - каркасная постройка из жердей, покрытых двухслойной берестой. В сельской местности дольше сохранялся её дерновый вариант (калыман, холуман). С XVIII века распространились шести- и восьмиугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со второй половины XVIII века наблюдалось активное заимствование русских изб и появление смешанных типов жилищ. Также до XIX века века встречались башни-амбары, принадлежавшие тойонам, а в XVII веке упоминались якутские укрепления-острожки.

Юрта-балаган.jpgУраса-летнее жилище якутов.jpg

Источник фото : dzen.ru , sakh-tour.com

Традиционные занятия

Традиционная экономика якутов была сложной и адаптированной к суровым условиям. Основу составляло коневодство (в русских документах XVII века якутов называли «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота, причём уход за лошадьми традиционно был мужской обязанностью, а за рогатым скотом – женской. В северных районах важное место занимало оленеводство. Скот содержали на подножном корму летом и в утеплённых хлевах (хотонах) зимой; сенокошение было известно задолго до прихода русских. Якутский скот, хотя и был выносливым, отличался низкой продуктивностью, давая молоко лишь в летний период.

3.jpg

Источник фото : ru.pinterest.com

Рыболовство играло ключевую роль для бедняков и жителей северных регионов, где скотоводство было невозможно (в XVII веке слово «рыболов» – балыксыт – было синонимом «бедняка»). Рыбу ловили разнообразными методами, включая неводы из конского волоса, сети, сачки, верши, как летом, так и зимой из прорубей. Осенняя коллективная ловля неводами сопровождалась справедливым разделом добычи.  
Охота была особенно важна на Севере, являясь основным источником пропитания (заяц, северный олень, лось, птица). В тайге до прихода русских развивалась как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица), но её значение снизилось к более позднему времени из-за истощения диких животных. Существовали специфические приёмы, такие как охота «с быком» или конная гоньба зверя. Традиционное оружие (лук, стрелы, копья, ловушки) было с XVII века дополнено огнестрельным. 

Собирательство включало заготовку сосновой и лиственничной заболони на зиму, сбор съедобных кореньев (сараны, чакана), зелени (дикий лук, хрен, щавель) и ягод (кроме малины, считавшейся нечистой). Земледелие, освоенное под влиянием русских в конце XVII века (ячмень, пшеница), до середины XIX века оставалось слабо развитым, но его распространению способствовали русские ссыльные поселенцы, особенно в Олёкминском округе.

Кухня
7.jpg

Источник фото : www.sakhaparliament.ru

Традиционная якутская кухня отличалась преобладанием молочных продуктов, особенно в летний период. Из кобыльего молока делали кумыс, а из коровьего – простоквашу (суорат), сливки (кюэрчэх) и масло. Масло употребляли как в твёрдом виде, так и растопленным, часто добавляя в кумыс. 

Для обеспечения продовольствием в зимние месяцы суорат заготавливали в виде тара – замороженного продукта с добавлением ягод, кореньев и костей, а затем из тара готовили похлёбку бутугас с добавлением воды, муки, кореньев и сосновой заболони. 

Рыба играла ключевую роль в питании бедных слоёв населения и северных районов, употреблялась в пищу в сыром, варёном и жареном виде, а также замораживалась или заквашивалась (сыма) на зиму в ямах. Мясная пища, в основном, была доступна более состоятельным людям; мясо варили, жарили или замораживали на зиму, особенно ценилась конина. В XIX веке в рацион вошла ячменная мука, из которой пекли лепёшки, оладьи и готовили похлёбку саламаат.

 

Материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Нашли неточность? Напишите
  • Департамент технической поддержки

  • Департамент модерации и актуализации данных

  • Департамент развития и продвижения