Христианство возникло в I в. н.э. на территории Палестины. Формирование данного вероучения связывается его последователями с событиями земной жизни Иисуса Христа, который в христианстве рассматривается как Сын Божий, богочеловек. Священная книга христиан – Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Новый Завет состоит из четырех Евангелий, Деяний апостолов, Посланий апостолов и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). В первые века нашей эры христианство, несмотря на преследования со стороны Римской империи, распространяется на ее территории. В начале IV в. н.э. при императоре Константине христианство перестало испытывать гонения, а затем превратилось в государственную религию. Разделение Римской империи на Западную и Восточную привело к обособлению и в 1054 г. к разделению христианской церкви на западную, римско-католическую и восточную, византийскую православную церкви. В XVI в. в результате Реформации от католической церкви отделились протестантские сообщества лютеран, кальвинистов и англикан, от которых произошли и другие течения (деноминации) протестантизма.
Русская православная церковь (РПЦ) является самой крупной религиозной организацией России, а также крупнейшей среди поместных православных церквей по числу приверженцев. Ее юрисдикция простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории: в Российской Федерации, Украине, Беларуси, Молдове, Азербайджане, Казахстане, Китае, Кыргызстане, Латвии, Литве, Монголии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Эстонии, Японии, а также на входящих в нее православных в других странах.
Христианство появилось на территории современного российского государства в первые века нашей эры. Утверждение христианства на Руси связано с крещением св. князя Владимира около 988 г. и последующим крещением жителей Киева и других древнерусских городов. С середины XV в. русская церковь становится автокефальной, ее предстоятели начинают именоваться митрополитами Московскими и всея Руси. В 1589 г. московские митрополиты были возведены в патриаршее достоинство. В начале XVIII в. при Петре I патриаршество было упразднено и церковью в Российской империи стал управлять коллегиальный орган – Святейший синод, подотчетный императору. Восстановление патриаршества в России совпало с периодом октябрьской революции 1917 г., но этот период оказался коротким, так как оно было упразднено большевиками в результате их антирелигиозной деятельности, но в 1943 г. снова восстановлено. После длительной эпохи гонений и атеистической пропаганды в РПЦ с конца ХХ в. начался период возрождения церковной жизни. За более чем тысячелетний период существования РПЦ православие распространилось по всей территории России. Помимо русских и проживающих в Российской Федерации украинцев и белорусов, православие исповедует большинство верующих карелов, чувашей, марийцев, коми, мордвы, якутов и других коренных народов России.
Важнейшие составляющие православного вероучения основаны на Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. В основе богослужения православной церкви лежит совершение семи главных церковных таинств. Важнейшим из них является таинство Евхаристии, в ходе которого, согласно православному учению, происходит преложение хлеба (квасного) и вина (разбавленного горячей водой) в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые как причастие верующим. Евхаристия совершается во время службы, именуемой «Литургия». Остальные церковные таинства в настоящее время совершаются преимущественно как отдельные богослужения, имеющие более частный характер и называемые «требами».
Таинства крещения и миропомазания совершаются в православной церкви как единое богослужение, посредством которого человек становится членом церкви. В таинстве покаяния, совершаемом в форме исповеди, человек, раскаявшийся в своих грехах, получает их отпущение. Покаяние дополняется таинством елеосвящения (соборования), в котором человеку прощаются неосознанно совершенные и забытые им грехи, а также подается исцеление от болезней. Таинство брака совершается в форме венчания супругов в церкви. Таинство священства совершается епископом в форме хиротонии (рукоположения) во время литургии. В рукоположении епископа участвуют несколько других епископов. Также в православной церкви совершаются такие богослужения, как молебен, панихида и лития (заупокойные службы). В случае кончины православного христианина перед погребением совершается его отпевание в церкви.
Главным праздником православной церкви является Пасха – день воспоминания о воскресении Иисуса Христа. Важнейшими также являются т.н. двунадесятые праздники, к которым относятся: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление (Крещение), Преображение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение), Вознесение, Троица (Пятидесятница), Успение Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Праздник или день памяти святого, в честь которого освящен храм, называется престольным.
Церковный календарь православной церкви состоит из подвижного и неподвижного кругов. Подвижный круг связан с праздником Пасхи Христовой, дата которого вычисляется для каждого года отдельно и не является постоянной. К подвижному кругу также относятся праздники Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Троицы, а также дни Всех святых и Всех святых Земли Русской. В зависимости от даты праздника Пасхи также определяются время Великого поста, Страстной седмицы (во время которой вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса Христа и Его распятие) и Петровского поста. Рождественский и Успенский посты, предваряющие соответствующие праздники, входят в неподвижный круг. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская церкви используют для его исчисления старый стиль (юлианский календарь), остальные поместные православные церкви перешли на новый стиль (григорианский календарь).
В православной церкви почитают иконы, в которых видят свидетельство Боговоплощения, и мощи святых – за их праведную жизнь или мученичество за веру. Со святынями могут совершаться крестные ходы, проводимые вне храма церковные процессии с иконами, мощами, хоругвями. В РПЦ наиболее распространен восьмиконечный крест. Крестное знамение православные совершают, сложив кисть правой руки т.н. щепотью, – справа налево.
Духовенство православной церкви состоит исключительно из лиц мужского пола. В православной церкви существуют три степени священства: епископ (или архиерей; может совершать все церковные таинства); священник (или пресвитер; может совершать все церковные таинства, кроме рукоположения священнослужителей); диакон (помогает при совершении таинств епископом или священником). Все они именуются священнослужителями. Епископы могут иметь почетный сан архиепископа, митрополита и патриарха. Патриарх и митрополиты возглавляют поместные православные церкви. Митрополиты, архиепископы и епископы обычно возглавляют епархии. В РПЦ некоторые епархии объединены в митрополии во главе с митрополитом, но сохраняют при этом самостоятельность в управлении. В ряде епархий, помимо правящих архиереев, также имеются викарные епископы, помогающие им в управлении церковными делами. Заслуженные священники могут иметь почетный сан протоиерея и протопресвитера. Священник, являющийся монахом, называется иеромонах. Иеромонах может быть возведен в почетный сан игумена и архимандрита. Диакон может иметь почетный сан протодиакона и архидиакона. Диакон, являющийся монахом, именуется иеродиаконом.
Все епископы в РПЦ в обязательном порядке являются монахами. Монашествующими, т.е. людьми, добровольно принесшими Богу обеты безбрачия, послушания и бедности и проживающими, как правило, в монастырях, могут быть лица как мужского, так и женского пола. Женщины-монахини священного сана иметь не могут, но настоятельницы монастырей называются игумениями и носят на себе наперсный крест. Высшей ступенью монашеской жизни является принятие великой схимы – монах приносит дополнительные обеты, после чего ведет еще более строгий образ жизни. Все не монашествующие священники и диаконы в православной церкви могут вступать в брак (только единожды, до рукоположения в сан). В православной церкви существует категория церковнослужителей – лиц, не имеющих священного сана, но помогающих духовенству в совершении богослужения (иподиаконы, алтарники, чтецы и др.). Духовенство вне богослужения носит рясу или/и подрясник. Священники в РПЦ носят поверх рясы наперсный крест. Внешними отличительными знаками архиерея являются панагия (нагрудная икона) и посох. Головной убор архиерея – обычный монашеский клобук (у архиепископа РПЦ на нем помещается крест, у митрополита РПЦ клобук белого цвета с крестом, патриарх Московский и всея Руси носит куколь, особый головной убор белого цвета с крестом и изображениями херувимов). Знаком архиерейского сана также является мантия (у патриарха – зеленая, у митрополита – голубая или синяя, у архиепископа и епископа – лиловая).
Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный и Архиерейский соборы, Священный синод во главе с патриархом. При патриархе и Синоде в качестве исполнительного органа действует Высший церковный совет. Поместному собору (в состав которого входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне) принадлежит высшая власть в вопросах избрания патриарха и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям РПЦ. Архиерейскому собору принадлежит высшая власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах церковной жизни, отношениях с поместными православными церквями, другими конфессиями, государством и обществом. Архиерейский собор созывается не реже одного раза в 4 года и в преддверии Поместного собора, а также в исключительных случаях является церковным судом высшей инстанции.
Предстоятелем РПЦ является патриарх Московский и всея Руси, который имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. Патриарх управляет РПЦ совместно со Священным синодом, являясь его председателем. Патриарх также является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из г. Москвы и Московской области. В управлении Московской епархией ему помогает патриарший наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского, в ведении которого находятся приходы Московской области. В г. Москве патриарху в управлении приходами помогают патриаршие викарии, которые управляют соответствующими викариатствами. Патриарх также является священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры и ряда других монастырей. Сан патриарха является пожизненным. В случае его кончины, ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Синод избирает из своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола.
Священный Синод, возглавляемый патриархом, является органом управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Высший церковный совет является исполнительным органом, действующим при патриархе и Синоде, которым он подчиняется и подотчетен. Председателем Высшего церковного совета является патриарх, членами – руководители синодальных учреждений и подразделений Московской патриархии. Совещательным органом, содействующим высшей церковной власти в решении важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ, является Межсоборное присутствие.
РПЦ разделена на епархии, во главе которых стоят архиереи (митрополиты, архиепископы, епископы). Епархии разделены на благочиния, объединяющие приходы, расположенные на части территории епархии. Благочиния возглавляют благочинные, назначаемые епархиальным архиереем из числа священников. Благочиния состоят из приходов – общин верующих. Помимо настоятеля в управлении приходом участвуют приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия.
По данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09 2023 г., РПЦ насчитывает 209 централизованных религиозных организаций, 18138 местных религиозных организаций, 526 монастырей, 63 духовные образовательные организации и 719 иных религиозных организаций. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г. находящиеся на территории полуострова три православные епархии с центрами в Симферополе, Феодосии и Джанкое оставались в составе Украинской православной церкви Московского патриархата до 2023 г. В настоящее время находятся под прямым управлением Московского Патриархата. Также под прямое управление РПЦ МП перешли епархии ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.
В православной церкви приняты определенные нормы поведения. В частности, в храме принято вести себя благоговейно и тихо, не вести громких разговоров. В храм нельзя заходить в шортах или чрезмерно открытой одежде. Мужчины находятся в храме с непокрытой головой (за исключением духовенства), женщины должны покрывать голову. Женщины не могут входить в самое священное место храма – алтарь, где находится престол. К епископу официально принято обращаться: «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство». Более простое обращение ко всем архиереям: «Владыка». К патриарху обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка». К священнику (иерею) официально обращаются «Ваше преподобие» (к протоиерею, архимандриту или игумену: «Ваше Высокопреподобие»), к диакону: «Ваше боголюбие». Но к священнику и диакону обращаются: «отец …» (с прибавлением имени).
Основным документом по вопросам отношений церкви с государством и обществом являются «Основы социальной концепции Русской православной церкви». В последние годы был принят еще ряд важных программных документов, особенно от имени связанного с РПЦ Всемирного Русского народного собора.
Католицизм является самым многочисленным направлением христианства, имеющим последователей во всех странах мира (около 1,25 млрд. человек, по данным 2013 г.). В России численность католиков невелика (по разным оценкам, несколько сот тысяч человек).
Русь впервые познакомилась с христианством западной традиции еще до Великого раскола 1054 г. После принятия Русью христианства византийской традиции латинские храмы существовали в Киеве, Новгороде, Смоленске. Отношение к католикам на Руси ухудшилось после разграбления крестоносцами в 1204 г. православного Константинополя, агрессивных действий Тевтонского ордена, религиозного насилия в отношении православных в Польско-Литовском государстве, а также Смуты и иностранной интервенции в начале XVII в. Политика в отношении католицизма в России смягчилась при Петре I. Католические приходы были открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и Нежине. В результате разделов Речи Посполитой при Екатерине II в состав России вошли земли, на которых проживало свыше 3 млн. человек католического вероисповедания. Екатерина II покровительствовала иезуитам, но в 1820 г. они были выдворены из Российского государства. В начале XIX в. в Российской империи насчитывалось 845 костелов, 304 мужских и 80 женских монастырей, 1710 священников, 3094 монахов и 569 монахинь. Греко-католическая церковь имела 4 епархии, 1475 приходов и около 2 тыс. священников. Католики на территории Российского государства подчинялись папе Римскому, но им запрещалось исполнять папские распоряжения без санкции императора, существовал запрет на миссионерскую деятельность католической церкви среди некатолического населения.
При Николае I на положении российских католиков негативно отразилось польское восстание 1830-1831 годов. Его следствием стало упразднение греко-католической церкви в западных областях России. Отношения между Российской империей и папским престолом были нормализованы к 1847 г., когда между ними был заключен конкордат. После 1847 г. отношения с Ватиканом вновь обострились, конкордат был расторгнут в 1866 году. По манифесту о веротерпимости 1905 г. католическая церковь получила возможность более свободно осуществлять свою деятельность на территории России. В предреволюционные годы она имела в Российской империи 12 епархий. Действовали две духовные семинарии в Петрограде и Саратове, а также Духовная академия в Петрограде.
В мае 1917 г. был сформирован экзархат Русской католической церкви восточного обряда (униатской). Но к середине 1930-х гг. практически все католические структуры на территории Советского Союза были ликвидированы большевиками. На всем пространстве СССР в это время действовали лишь два католических прихода (в Москве и Ленинграде).
К концу 1980-х гг. на территории СССР существовало 257 католических приходов. После встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в 1989 г. были установлены дипломатические отношения между Советским Союзом и Ватиканом. К 1991 г. Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры, объединенные в Конференцию католических епископов России. На территории страны возобновили свою деятельность представители монашеских орденов, началось создание католических учебных заведений и СМИ. В 1992 г. была разрешена деятельность российского отделения Ордена иезуитов. В 1995 г. в России было более 200 католических приходов, на которых служили свыше 120 священников. На территории России в 1990-х гг. также было образовано несколько греко-католических общин, которые в настоящее время подчиняются римско-католическим епархиальным архиереям. В 2002 г. папа Иоанн Павел II преобразовал российские апостольские администратуры в епархии с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске, что вызвало негативную реакцию со стороны православной церкви. По данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09.2023 г., на территории России действует около 234 зарегистрированных католических религиозных организации. Общую численность католиков в России оценивают весьма условно – от 200 до 600 тысяч человек. В Санкт-Петербурге действует католическая высшая духовная семинария (межъепархиальная) «Мария – Царица Апостолов».
Католицизм имеет ряд особенностей вероучения, возникших в более позднее время . В частности, католическая церковь учит об исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, как православная церковь, но и от Бога Сына. В католицизме сформировалось представление о необходимости принесения человеком удовлетворения Богу за грехи в чистилище, об индульгенциях, с помощью которых папа Римский может перераспределять среди верующих сверхдолжные добрые дела, совершенные Христом, Богоматерью и святыми. Католики признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы Римского, которого считают наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. В XIX – XX вв. в католической церкви были провозглашены два новых догмата: о Непорочном Зачатии Девы Марии и Ее телесном Вознесении на небо после Успения. Католическая церковь, как и православная, признает 7 главных церковных таинств. Но в их понимании и практике совершения между православием и католицизмом существуют различия. Крещение, как правило, совершается через обливание водой. Миропомазание, которое в православии совершается сразу после крещения, у католиков называется «конфирмацией» и совершается преимущественно епископами над детьми в возрасте 7-10 лет, которые с этого времени начинают причащаться. Евхаристия совершается во время литургии (мессы) на пресном хлебе. До недавнего времени только духовенство могло причащаться под видом хлеба и вина, тогда как мирян причащали под видом хлеба. Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях. В богослужении католической церкви преобладает латинский обряд. В то же время внутри католицизма существуют церкви восточного обряда, возникшие в результате заключения унии с Римом, а также сообщества перешедших в католичество англикан – все они используют в богослужебной практике иные обрядовые традиции. Богослужение в католической церкви со 2-й половине ХХ в. осуществляется на национальных языках соответствующих стран.
Церковный календарь римо-католиков использует новый стиль и включает в себя два периода поста – Адвент (Рождественский пост) и Великий пост. Они предваряют два важнейших праздника Католической церкви – Рождество Христово и Пасху, исчисляемую иным способом, нежели в православии. Большинство важнейших праздников в католицизме соответствуют аналогичным праздникам в православии.
В то же время, католическая церковь ввела в обиход и ряд более поздних праздников, которых не знает православная церковь: Непорочного зачатия Девы Марии, Божьего Тела и др. Католическая церковь также отмечает день Всех святых и Поминовение усопших (1 и 2 ноября). Внелитургические богослужения католиков, помимо совершения основных таинств, включают в себя службы в память о Страстях Христовых – пассии (в том числе т.н. Крестный путь), поклонение Святым Дарам, различные молитвенные процессии (например, в праздник Божьего Тела), храмовое общинное чтение молитв (т.н. Розарий и др.). Как и православные, католики почитают иконы и мощи святых. Крестное знамение католики совершают иначе, чем православные: сначала ладонь (а не щепоть) правой руки прикладывается к левому плечу, потом – к правому, к голове и груди. Распространенным символом католицизма является латинский крест – четырехконечный, с удлиненной нижней частью.
В католицизме существуют три степени духовенства: епископ, священник и диакон. Однако признание папы Римского единым главой церкви фактически ставит его на особую, высшую ступень в иерархии католической церкви. Кроме того, введение института кардиналов, которые, являясь высшими представителями католического духовенства, избирающими из своего числа папу Римского, при этом не обязательно имеют священный сан, также нарушило иерархический строй. Духовенство в католицизме в обязательном порядке дает обет безбрачия (исключение может делаться лишь для диаконов, а также священников католических церквей восточного и англиканского обрядов). Иерархи католической церкви могут иметь достоинство епископа, архиепископа и митрополита (главы крупных церковных провинций) – в совокупности всех их обычно называют прелатами. Иерарх, возглавляющий важнейшую епископскую кафедру в какой-либо стране, именуется примасом. Иерарх, управляющий отдельной епархией, называется в католической церкви ординарием. Спецификой католического монашества является то, что оно организовано в ордена, конгрегации и иные сообщества, каждое из которых имеет свои особенности служения, регламентируемые уставом и через своих руководителей, как правило, напрямую подчиняется папе Римскому.
В отдельных странах мира католическая церковь организована в конференции епископов, возглавляемые одним из выборных иерархов. В составе конференций епископов находятся диоцезы (епархии), возглавляемые епископами. Диоцезы обычно разделены на деканаты (аналог православных благочиний), которые, в свою очередь, состоят из приходов. Католическая церковь в России включает в себя один архидиоцез Божией Матери (старшая по чести епархия во главе с архиепископом) с центром в Москве и три диоцеза (епархии), во главе которых стоят епископы, с центрами в Саратове (св. Климента), Новосибирске (Преображения Господня) и Иркутске (св. Иосифа). Эти епархии объединены в Конференцию католических епископов России.
В храмах католической церкви принято вести себя благоговейно. Мужчины обязаны находиться в храме с непокрытой головой (за исключением духовенства), но женщинам, в отличие от православия, также разрешается не покрывать голову. В шортах и открытой одежде появляться в католическом храме нежелательно. В католических храмах размещают сидения для прихожан, однако, в важнейшие моменты богослужения присутствующие в храме должны вставать. Подставки, размещенные перед сиденьями, предназначены для коленопреклоненных молитв. Поощряется участие женщин в католическом богослужении в качестве помощниц священников и епископов, в том числе у алтаря. Богослужение, прежде совершавшееся в католических храмах, главным образом, под звуки органа, в настоящее время нередко сопровождается исполнением современной музыки и даже элементами танцев или пантомимы. К епископу в католичестве официально принято обращаться: «Ваше Преосвященство», к архиепископу и кардиналу: «Ваше Высокопреосвященство», либо «Монсеньер». К настоятелю храма официально обращаются «Ваше Высокопреподобие». В общении со всеми священниками католической церкви к ним обращаются «отец» с прибавлением имени (или фамилии).
Старообрядчество возникло во 2-й половине XVII в. в результате раскола в Русской православной церкви: часть духовенства и мирян отказалась принять богослужебную реформу, которую начал в РПЦ патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича. Задачу реформы ее инициаторы видели в необходимости унифицировать православное богослужение. По этой причине в РПЦ началось исправление богослужебных книг, был внесен ряд изменений в обряды по греческому образцу: двуперстное сложение пальцев при крестном знамении сменилось троеперстием (щепотью), имя «Исус» стали писать «Иисус», были внесены изменения в тексты молитв, включая «Символ веры» и т.д.
Реформа была непонятна большинству верующих в связи с необходимостью отказаться от ставших привычными особенностей русской богослужебной традиции. В результате неприятия реформы часть духовенства и мирян полностью отделились от Церкви. Старообрядцы, считая, что наступили последние времена перед концом света, перестали признавать законность не только «никонианской» церкви, как они стали называть РПЦ, но и государственной власти в России. За это их начали подвергать преследованиям. Многие старообрядцы стали уходить в глухие уголки страны или даже бежать за границу. В связи с проблемой поставления новых священнослужителей старообрядчество разделилось на два основных направления: т.н. «поповское», т.е. принимающее священников из «никонианской» церкви с теми или иными оговорками (иначе «беглопоповцы»); т.н. «беспоповское», т.е. отрицающее возможность существования духовенства после реформы Никона.
Стаpообpядцы-беглопоповцы до середины XIX в. принимали в свои ряды различных «беглых» священников РПЦ, как правило, проштрафившихся и подвергшихся за это церковным наказаниям. В 1846 г. по просьбе группы старообрядцев-поповцев, проживавших в селе Белая Криница на Буковине, находившийся за штатом бывший Боснийский митрополит Амвросий согласился восстановить старообрядческую иерархию. Таким образом возникло т.н. Белокриницкое согласие. В настоящее время Белокриницкое согласие носит официальное название «Русская православная старообрядческая церковь». Другая группа беглопоповцев основала иеpаpхию в 1923 г., благодаря перешедшему в стаpообpядчество викарному епископу Саратовской епархии Николаю (Позднееву), ранее уклонившемуся в обновленческий раскол. Так возникла Древлеправославная старообрядческая церковь. Часть старообрядцев-поповцев на условиях сохранения старого обряда вернулась в лоно Русской православной церкви, положив начало т.н. Единоверчеству (Единоверие). Официально единоверчество было утверждено в 1800 г.
Наиболее радикально настроенные стаpообpядцы сочли, что после реформы Никона православная церковь стала «безблагодатной» и полностью отвеpгли священство. Их стали называть «беспоповцами». Беспоповцы старались селиться в удаленных местах: на побережье Белого моря (здесь возникло т.н. Поморское согласие), в Олонецком крае (Карелия) и на реке Кеpженец (в Нижегородской области). С течением времени беспоповцы разделились на множество различных согласий: Поморское, Филипповское (от него отделились Аароново и Пастухово согласия и т.н. бегуны или странники, которые не имели паспортов, отвергали военную службу, присягу, подати, налоги, а некоторые – и деньги), Федосеевское согласие (от него отделились аpистовцы), нетовцы (иначе спасовцы; от них отделились самокрещенцы, дырники, рябиновцы и средники) и др. В 1-й половине XIX в. к беспоповцам примкнула и часть беглопоповцев, отказавшаяся от практики принятия «никонианских» священников. Они положили начало т.н. Часовенному согласию. Ныне крупнейшее объединение беспоповцев – Древлеправославная Поморская церковь.
Со 2-й половины XVII в. старообрядцы подвергались гонению со стороны государственной власти. При Петре I в 1716 г. старообрядцам разрешили существовать легально, но при условии выплаты налога в казну в двойном размере. В дальнейшем репрессии ослабли, и многие представители старообрядческого купечества получили возможность заниматься предпринимательской деятельностью, составив в XIX в. значительную часть деловой элиты русского общества. В 1864 г. император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим течениям, лояльным Российскому государству, разрешалось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности. С 1874 г. браки старообрядцев получили государственную регистрацию. В 1905 г. Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», который отменял законодательные ограничения в отношении старообрядцев. С этого времени в России было легализовано Белокриницкое согласие. Поместный собор РПЦ 1971 г. отменил клятвы (анафемы) на старый обряд. Старообрядчество сыграло важную роль в сохранении древнерусской церковной традиции: иконописную и певческую традицию, рукописные и старопечатные книги.
Вероучение старообрядцев соответствует учению православной церкви, большинство старообрядцев отличают лишь богослужебно-обрядовые особенности. Особенности вероучения характерны лишь для беспоповцев. Ими отвергается «никонианское» священство и отрицается необходимость священства для спасения души, так как истинное духовенство истреблено антихристом. К важнейшим обрядовым особенностям старообрядцев относятся: двуперстие при крестном знамении; крещение исключительно через троекратное полное погружение в воду; преимущественное использование восьмиконечного креста. В праздник Богоявления (Крещения) вода освящается лишь единожды – в Крещенский сочельник. Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке), а не против, как в РПЦ. Символ веры и другие молитвы используются в «дониконовской» редакции. «Аллилуиа» произносится дважды, а не трижды, как в РПЦ. Не допускается замена земных поклонов на поясные. Не допускается сокращение богослужебных чинопоследований, предусмотренных Уставом. В богослужении не используются акафисты (кроме древнего «Акафиста Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные тексты. За богослужением строго в одно и то же время исполняются все обрядовые действия: крестное знамение, поклоны и т.д. Используется лишь древняя унисонная традиция церковного пения, не допускается многоголосие.
Используются исключительно иконы, написанные в древней иконописной традиции, не признается религиозная живопись в западноевропейской манере. Поощряется ношение традиционной русской одежды: кафтанов, косовороток, сарафанов и проч. Беспоповцы, не имея священников, не могут совершать церковных таинств. Крещение и исповедь совершаются выборными мирянами.
Беспоповцы разделились по вопросу отношения к браку, так как венчание может совершаться только священниками. Федосеевцы и нетовцы отвергли брак вообще. Другие беспоповцы – аристовцы и последователи Ааронова согласия – сочли, что бракосочетание могут совершать не только священники, но и миряне. По их примеру брак признали и приверженцы Поморского согласия. Большинство беспоповских согласий (поморцы, федосеевцы, филипповцы и др.) принимают лиц, приходящих в их сообщество из других конфессий, повторно совершая крещение. Другие (например, Часовенные) не считают необходимым перекрещивать новоприбывших.
Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) – наиболее многочисленная религиозная организация старообрядцев-поповцев. По данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09 2023 г., в состав РПСЦ входят 1 централизованная религиозная организации, 218 местных религиозных организаций, 1 монастырь и 4 иных религиозных организации. Епископат составляют не менее 8 архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Духовный центр РПСЦ располагается в Москве на Рогожском кладбище. Высшим органом управления РПСЦ является Освященный собор, который собирается ежегодно с участием епископата, священников, дьяконов, монашествующих и мирян. По разным оценкам, к РПСЦ в настоящее время принадлежит около миллиона человек, из которых лишь около половины проживают на территории Российской Федерации (около 300 тыс. человек – в республиках бывшего СССР).
Русская древлеправославная церковь (РДЦ) – также объединяет старообрядцев-поповцев. РДЦ значительно уступает по количеству приверженцев РПСЦ. Ранее духовный центр РДЦ находился в г. Новозыбков Брянской области. Собор РДЦ, состоявшийся в 2000 г., принял постановление о возвращении резиденции предстоятеля РДЦ в Москву. На Соборе 2002 г. было решено восстановить в РДЦ патриаршество, патриархом был избран предстоятель РДЦ архиепископ Александр (Калинин). Его резиденция расположена при Покровском соборе в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице, который в настоящее время является главным храмом РДЦ (ранее этот статус имел Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове). В 1999 г. в РДЦ произошел раскол, в результате чего была образована новая религиозная организация – Древлеправославная церковь России (Курская епископия) во главе с епископом Аполлинарием (Дубининым).
Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) – крупнейшее объединение старообрядцев-беспоповцев. С 1989 г. действует Российский совет ДПЦ, объединяющий общины Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Киргизии. Высшим органом управления ДПЦ в России является Всероссийский собор, а в мировом масштабе – Единый собор ДПЦ. По данным Министерства Юстиции Российской Феддерации, по состоянию на 30.09.2023 г., на территории России зарегистрировано 118 религиозных организаций ДПЦ, среди них 1 духовная образовательная организация, 4 монастыря и 5 централизованных религиозных организаций.
Федосеевцы – немногочисленное объединение беспоповцев (не более 50 общин) и 9 зарегистрированных религиозных организаций, по данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09.2023 г. В настоящее время проживают, главным образом, в Москве, Казани и центральных областях России. Не имеют единой организационной структуры. В начале XX в. прежде единое Федосеевское согласие разделилось на несколько ветвей. Московские федосеевцы (центр на Преображенском кладбище) – наиболее либеральное направление. Казанские федосеевцы более консервативны. Филимоновцы – федосеевские группы Нижегородской и Кировской областей. Необщинники – не признают государственную регистрацию. Зарегистрированное в России объединение Централизованная религиозная организация «Древлеправославная Кафолическая Церковь федосеевского старопоморского согласия» создана фиктивно коммерческими структурами и отношения к федосеевцам не имеет.
Протестантизм – общее название христианских церквей, вышедших из движения Реформации в XVI в. Начавшись в Германии, Реформация быстро вышла за ее пределы и получила широкое распространение и развитие в других государствах Европы. Словом, «протестантизм» обычно обозначают совокупность протестантских церквей и их ответвлений. К историческим протестантским церквям принадлежат возникшие в XVI в. лютеранская, реформатская (так называемый кальвинизм) и англиканская церкви. В отношении разновидностей протестантизма, возникших позднее, используются термины «поздний протестантизм» или «свободные церкви». Самые распространенные из них – баптисты, пятидесятники, методисты, адвентисты седьмого дня. В мире насчитывается около 800 млн. протестантов различных направлений.
Основные положения вероучения протестантов совпадают с вероучением всех христиан: вера в Бога, единого в трех лицах (ипостасях), в искупительную жертву Иисуса Христа, в воскресение мертвых и вечную жизнь. Центральное вероучительное положение протестантов – спасение человека только через личную веру по благодати Божией. Это учение было провозглашено Мартином Лютером в противовес католической догматике, которая требовала от человека совершения добрых дел для спасения души, а сами добрые дела в этом случае рассматривались как выкуп за грехи. Реформация провозгласила, что добрые дела сами по себе не гарантируют спасения, спасение человека возможно только по благодати Божией при наличии искренней веры во Христа.
Еще одной особенностью протестантизма является учение о Священном Писании (Библии, состоящей из Ветхого и Нового Заветов) как единственном вероучительном авторитете. Это отличает его от православия и католичества, где наряду с Библией важное место занимает Священное Предание. В отличие от православия и католичества, протестанты не считают, что церковная иерархия носит сакраментальный характер, поэтому не принято называть протестантских служителей «священнослужителями». Как правило, они называются пасторами или пресвитерами. С точки зрения протестантов, любой человек в состоянии самостоятельно найти путь к Богу, получить божественную благодать и сам быть для себя священником. Каждый имеет право и свободу читать и толковать Священное Писание. Назначение протестантских пасторов не имеет значения таинства. Для протестанта пастор – это наиболее знающий и авторитетный человек, знаток Писания. Церковные служители ничем не отличаются от простых мирян. В некоторых протестантских течениях женщины могут выступать в качестве служителей Церкви наравне с мужчинами. Во многих протестантских общинах существуют должности епископов (или старших пресвитеров), но они также не являются священнослужителями в том смысле, в каком об этом говорят, например, православные. Общепринятое обращение к лидеру протестантской общины – «пастор», «епископ» с добавлением имени собственного, например, «пастор Сергей», «епископ Виктор», допускается обращение по имени и отчеству.
Большинство последователей Реформации признают два церковных таинства из семи, принятых у католиков и православных – крещение и причащение (хлебопреломление). В протестантизме нет заупокойных богослужений, молитв за усопших, а также нет почитания Богородицы и святых. Протестанты отрицают монашество. Богослужения и другие религиозные обряды и церемонии протестантских церквей могут совершаться не только в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, но и в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, а также в жилых помещениях. Богослужения отличаются простотой обрядов, отсутствием икон. Основа богослужения – проповедь. В богослужении используется современная музыка и пение как хоровое, так и индивидуальное. Все протестантские церкви празднуют Рождество Христово, Пасху (Христово Воскресение), День Святой Троицы (Пятидесятницы), День Реформации (31 октября), могут отмечаться и другие традиционные христианские праздники.
В Россию первые протестанты прибыли уже во время правления великого князя Московского Василия III (1524–1533), которое совпало с моментом начала Реформации в Европе. В 1560-х гг. в Москве возникла первая лютеранская община, а молитвенное здание – «кирха» – была построена в 1576 г. на Чистых прудах. Известно, что Иван Грозный знал учение Лютера и вступал в диспуты о вере с лютеранскими пасторами, если они приезжали на Русь в составе дипломатических миссий. Но при этом государство внимательно следило за тем, чтобы в лютеранские собрания не были вовлечены православные жители. В конце XVII в. на правом берегу р. Яузы в Москве возникло «дозволенное поселение» под названием Немецкая слобода (в настоящее время – район Лефортово). Там существовала лютеранская церковь во имя архангела Михаила. Во времена Петра I специалисты из протестантских стран в большом количестве поступали на русскую службу. Петр I посещал европейские страны, где проникся симпатией к протестантскому укладу жизни. В своей политике он стремился внедрить протестантские принципы церковно-государственных отношений. Манифест Петра I 1702 г. разрешал иностранцам строительство молитвенных домов и публичное богослужение. К началу XVIII в. в крупных городах России проживало около 30 тыс. лютеран, из них более половины - в Москве.
Значительный приток иностранцев в Россию имел место в правление императрицы Екатерины II. В 1760–1780-х гг. был издан ряд указов о заселении недавно присоединенных к России южнорусских и причерноморских губерний колонистами из Западной Европы. Для этой цели были выделены специальные земли в Екатеринославской губернии (Краснодарском крае), в районе Мариуполя и Бердянска, затем на Украине. Переселенцам предоставлялись свобода вероисповедания и существенные экономические льготы. На предложение откликнулись многие немцы, среди них было большое число лютеран и крестьян-меннонитов из Восточной Пруссии, которые переселялись в Россию в надежде избавиться от религиозных притеснений. На юге России возникают немецкие колонии, состоящие из лютеран и меннонитов. В XIX в. аналогичные колонии возникли в Поволжье, на Северном Кавказе. Через немцев-меннонитов в Россию в XIX в. были привнесены многие позднейшие протестантские учения, как, например, баптизм. В результате миссионерской деятельности последователей двух родственных протестантских общин в XIX в. в России возникло движение евангельских христиан-баптистов. В начале ХХ в. начали распространяться в стране христиане веры евангельской – пятидесятники. По данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09.2023 г., пятидесятники являются наиболее многочисленной протестантской деноминацией на территории Российской Федерации. Пятидесятники зарегистрировали 1079 религиозных организаций, в том числе 65 централизованных религиозных организаций, 1004 местных религиозных организаций, 5 духовных религиозных организаций и 5 иных религиозных организаций.
В советское время протестанты подвергались гонениям, как и другие верующие. Только в 1960-х гг. некоторые протестантские общины получили государственную регистрацию и централизованное управление. В начале 1980-х гг. отношения между государством и представителями протестантских общин стабилизировались, но оставались прохладными. В эти годы многим протестантам удалось добиться права выезда за рубеж для воссоединения с единоверцами. Сейчас по числу последователей протестантские общины занимают в России третье место после православия и ислама. Среди них присутствуют евангелическо-лютеранская церковь, евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), христиане-адвентисты седьмого дня, пресвитериане, методисты и другие. Представители протестантских направлений объединены в централизованные религиозные организации и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Их контакты и взаимодействие с высшими органами государственной власти и региональными органами власти осуществляются главами и уполномоченными официальными представителями централизованных религиозных организаций. Руководители крупнейших протестантских союзов России сотрудничают между собой в рамках Консультативного совета глав протестантских церквей России.
Большинство протестантских общин получили в свое распоряжение церкви и молитвенные дома, ими ведется миссионерская и благотворительная деятельность, предпринимаются успешные попытки сотрудничества с государством и представителями других конфессий. Протестантские религиозные лидеры представлены в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, Экспертном совете при комитете Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций, входят в профильные советы, комитеты и комиссии при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
Социальные взгляды и убеждения протестантов отражены в Социальной позиции протестантских церквей России, принятой Консультативным советом глав протестантских церквей России в 2003 г. В частности, причислены к греховным и недопустимым такие явления, как искусственное прерывание беременности (аборт), эвтаназия, операции по изменению пола человека, клонирование. В субъектах Российской Федерации многие протестанты ведут работу по профилактике наркомании и реабилитации лиц, зависимых от психоактивных веществ, открыты центры социальной реабилитации. Как и другие религиозные организации, протестантские общины оказывают помощь социально незащищенным группам населения: малоимущим, бездомным, инвалидам, престарелым, сиротам, многодетным семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, освободившимся из мест лишения свободы.
По данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09.2023 г., в России действуют 3892 зарегистрированных религиозных организации протестантов, принадлежащих к различным деноминациям, в том числе 29 протестантских духовных образовательных учреждений для подготовки служителей и религиозного персонала.
Департамент технической поддержки
Департамент модерации и актуализации данных
Департамент развития и продвижения
Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.