0
Ислам

Ислам - одна из трех мировых монотеистических религий. Ислам возник на северо-западе Аравии, в городе Мекка. Проповедник новой религии, пророк Мухаммед (570-632 гг.), начал свое служение и проповедь в возрасте 40 лет. Гонимый мекканскими язычниками-многобожниками, он вместе с приверженцами переселился в г. Медину в 622 г. Этот год хиджры - переселения стал затем началом отсчета мусульманского летоисчисления. Пророку удалось сплотить вокруг себя арабское население города, а потом обратить в ислам Мекку и приобщить к нему большинство племен Аравийского полуострова.

Распространение ислама продолжалось и при четырех «праведных» халифах – преемниках пророка (Абу-Бакре, Омаре, Османе и Али, правивших в 632 – 661 гг.), а затем при династии Омейядов (661 – 750 гг.) и при сменивших их Аббасидах (750 – 1258 гг.), захватывая обширное пространство от Среднего Поволжья до Мадагаскара и от границ Китая до юга Франции. В мусульманской империи – халифате складывалась новая мировая культура, включившая различные традиции и достигшая наибольшего развития в IX-XII вв. Конец «золотому веку» арабо-мусульманской культуры положило падение Багдада под натиском монголов в 1258 г. и уничтожение Аббасидского халифата. Правившие в Багдаде Аббасидские халифы сохраняли лишь духовный авторитет, не обладая фактической властью над территориями первоначального мусульманского государства. К середине XV века значительная часть территорий, населенных мусульманами, оказалась под властью турок, титул халифа перешел к Османскому султану. Османская империя, вплоть до своего падения в 1922 г., оставалась центром мусульманского мира. Однако власть султана, являвшегося номинальным «повелителем всех правоверных», не выходила за пределы империи. Значительные территории, населенные мусульманами, находились под властью других государств, как мусульманских, так и немусульманских. А уже к XVIII веку Османская империя стала уступать территории своим противникам — западным государствам и России.

Догматика ислама содержится в шести столпах веры (имана). Единобожие – вера в Единого Бога (Аллаха) является первым и основным догматом ислама. В исламе запрещается изображать Аллаха, попытка как-либо изобразить его считается кощунством. Вера в ангелов - бестелесных существ, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха, являясь его вестниками. Вера в пророков. Мусульмане верят в библейских пророков и посланников. Всего в Коране поименно их названо 25. Мусульмане верят во второе пришествие Иисуса Христа (пророка Исы), который не умер, но живым был вознесен на небеса, и придет накануне конца света. Вера в Священные Писания. В Коране упоминаются Тора, Псалтирь и Евангелие. При этом мусульмане верят в предвечность и несотворенность Корана, в то, что он является последним откровением, явленным миру через пророка Мухаммада. Вера в последний день. Последним днем считается день воскресения мертвых. Вера в предопределение добра и зла. Свобода выбора заключается в том, что, не зная о предопределенном ему Аллахом, человек должен стремиться к реализации заповеданного в Коране, к тому, что принесет пользу его душе и приведет к спасению.

Основы исламского культа изложены в пяти столпах ислама. Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу (шахаду): «нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед посланник его». Молитва (намаз, салят) - обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения в проточной воде. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике, обратившись в сторону Каабы, находящейся в Мекке. Пост в месяц Рамадан. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, который длится целый месяц. В течение поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Все перечисленные требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается и дозволены прием пищи и утоление жажды. Закят - благотворительный налог в пользу бедных. Каждый имущий раз в год обязан делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры, наименее обязательный из всех. Считается, что каждому мусульманину раз в жизни следует посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе, если это ему позволяет состояние здоровья.

Основным источником мусульманского вероучения является Коран. Он состоит из 114 разных по характеру и объему сур (глав). По характеру суры очень разнообразны. Наряду с догматическими положениями здесь содержится картина мироздания, говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, обществу, членам семьи, описываются исторические события. Суры делятся на смысловые отрезки – аяты. Первая сура «Аль-Фа́тиха» (открывающая) представляет собой небольшую молитву, часто повторяемую правоверными, и состоит из семи аятов. Остальные 113 сур расположены в порядке убывания по объему. Первые из них включают в себя сотни аятов и охватывают множество тем, не всегда напрямую связанных друг с другом. Последние суры состоят всего из нескольких строк. Только написанный на арабском языке Коран считается священной книгой. Все его переводы существуют не более, чем для передачи смысла священного писания, и не обладают авторитетом исходного текста. Второй источник мусульманского вероучения - Сунна, своего рода священное предание о жизни и деятельности пророка. Сунна слагается из поучительных историй - хадисов.

В исламе существует два основных течения - сунниты и шииты. Между этими направлениями существуют серьезные вероучительные и культовые различия. Внутри суннизма выделяются четыре мазхаба (религиозно-правовые школы) – ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Внутри шиизма – два мазхаба: усум и ахбари, разделяющиеся, в свою очередь, на множество различных направлений.

Соборные моления мусульман совершаются в мечети (араб. - место, где совершается земной поклон). В качестве мечети может также использоваться молитвенный дом – мусалля. Мечеть по традиции венчает купол с полумесяцем. К мечети обычно пристраивают специальные башни - минареты для муэдзинов, призывающих всех мусульман к молитве. В мечети молитву возглавляет имам либо мулла. Внутри мечети находится минбар – специальная трибуна для имамов. Во время соборной молитвы читается обязательно первая сура и другие части Корана на арабском языке. Мужчины и женщины в мечети молятся отдельно, для этого пристраивается отдельное помещение либо балкон над центральным залом. Перед началом любой молитвы мусульмане совершают омовение.

В исламе нет церковной организации и иерархии - это религия небольших сельских общин. Но со временем в исламе, в том числе в России, появились свои религиозные организации и сложилась определенная духовная иерархия. Централизованные религиозные организации мусульман возглавляют муфтии. Следующим после муфтия в исламской иерархии выступает раис-имам (на Северном Кавказе), либо имам-мухтасиб (у татар), несущий ответственность за организацию духовной жизни в пределах определенного района или региона. Имам, имеющий необходимую квалификацию и право читать проповеди в мечети, именуется имам-хатыб. Просто имам руководит верующими при совершении молитв в той или иной мечети. Муэдзин является помощником имама, он произносит азан - призыв на молитву.

В исламе отсутствует институт священства, обращение к духовным лицам определяется традициями, существующими в конкретном регионе. Наиболее распространенным является обращение «хаджи» (то есть, совершивший хадж/паломничество), «хазрат» (у татар), прилагаемые к личному имени (например, Мухаммад-хаджи, Айрат-хазрат, Талгат-хазрат), или просто - уважаемый муфтий.

Шариат означает «путь», «следование». Шариат – это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право, прежде всего, религиозное, учитывающие и нормы обычного права - адата.

Концепция джихада в исламе. Джихад (усилие, старание – араб.) является одной из главных обязанностей мусульман. Джихад в исламе в широком смысле понимается как усилия на пути совершенствования.

Со временем концепция джихада углубляется. Выделяются джихад малый – военный и джихад великий или большой – борьба с собственными и общественными пороками во имя нравственного совершенствования. Появляются представления о джихаде сердца - борьба с собственными пороками, джихаде языка - пропаганда правильного образа жизни и обличение недостатков, джихаде руки – физическое наказание преступников и нарушителей морали и джихаде меча – вооруженная борьба с противниками ислама.

В период существования Арабского халифата, ставшего мировой державой, концепция джихада была дополнена понятиями дар аль-ислам - земля ислама, дар аль-харб - земля войны и дар ас-сульх - земля договора, т.е. владения иноверных, на которых мусульмане политической власти не имели, но пользовались свободой вероисповедания.

В исламе существует свой кодекс приличий (исламской этики). Особенно детально разработан он в отношении еды. Брать еду и питье полагается только правой рукой. Левая считается «нечистой». Только правой рукой следует передавать блюда и другие приборы сотрапезникам. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. Мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки. Мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры. К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. Важным семейным обрядом в жизни мусульманина является свадьба. Специальные обряды сопутствуют появлению в семье мусульманина ребенка, особенно сына. В соответствии с похоронными обрядами тело покойного мусульмане обычно предают земле до заката солнца либо в течение 24 часов после смерти.

Начало летоисчисления мусульмане ведут от 622 г. н.э., который считается первым годом «хиджры». Мусульманский календарь построен на изменении лунных фаз, поэтому он короче солнечного на 10 – 12 суток. В мусульманском календаре 12 месяцев. На месяцы раджаб, рамадан, шавваль и зуль-хиджа выпадают наиболее значительные даты мусульманского календаря и поэтому они считаются священными. Строгий пост, соблюдаемый мусульманами в месяц рамадан, венчает один из самых главных праздников в исламе - Ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца шавваль и длящийся три дня.

Второй главный мусульманский праздник приходится на 70-ый день после окончания поста - праздник жертвоприношения Курбан-байрам. Приносят в жертву скот во имя Аллаха и во имя райского будущего. Праздник Курбан-байрам - наиболее длительный, он продолжается не менее четырех дней.

Остальные праздники короче: день начала года, день Ашура; ночь хиджры; ночь маулид - 12 числа месяца рабби-аль-аваля отмечается день рождения пророка. В мечетях в этот день совершается богослужение. Правоверные в честь пророка устраивают пиршества, собирают пожертвования.

Ученые расходятся в определении времени, когда ислам начал распространяться на территории современной России. Наиболее распространенным считается мнение, что точкой отсчета следует считать 642 год, когда первые отряды мусульман дошли до Дербента. По другой версии, более обоснованной датой считается 922 год, когда ислам был принят Волжской Булгарией. Но масштабное проникновение ислама на территорию Российского государства начинается не раньше XV столетия. В XVI в. взятие Казани и Астрахани, присоединение Ногайской орды и Сибирского ханства привело к включению в состав русского государства значительной территории, населенной мусульманами. По Соборному уложению 1649 г. ислам на территории государства Российского получал признание на законодательном уровне. Особое значение для мусульман имели реформы императрицы Екатерины II. 17 июля 1773 г. по ее настоянию был издан указ Священнейшего Синода «о терпимости всех вероисповеданий…». Первая мусульманская централизованная организация появилась в России в XVIII веке. В 1788 г. по указу Екатерины II была создана первая официальная организация мусульман России — Оренбургское духовное магометанского закона собрание. Была учреждена должность главы российских мусульман — муфтия, кандидатура которого после избрания мусульманским обществом должна была утверждаться императором. К началу 1789 г. императрица издала серию законодательных актов, упорядочивших религиозную жизнь мусульман и дальнейшая политика русских императоров по отношению к мусульманам, в целом, была конструктивной.

В царствование Екатерины II численность мусульманских подданных Российской империи существенно увеличилась. Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаю присоединения Крыма к России Екатерина II обязалась «…охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно…”.

В связи с этим предпринимались усилия по интеграции мусульман в сословную структуру Российской империи. В 1784 г. татарским мурзам (князьям) и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства, в том числе право владения имениями. Тогда же были даны значительные льготы мусульманским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном, Персией, Индией и Китаем.

В конце XVIII века начинается процесс присоединения к России земель Кавказа и Закавказья. Если Картли–Кахетинское царство и ханства Северного Азербайджана вошли в состав Российской империи добровольно, то покорение Северного Кавказа сопровождалось военными действиями с 1816 по 1864 год.

Необходимо отметить, что большая часть народов Северного Кавказа обратилась в ислам значительно позже, чем тюркские народы Поволжья. Первое проникновение арабов–мусульман в этот регион относится к VII веку, но его утверждение среди лезгинов и лакцев относится к X – XII вв. Среди наиболее многочисленного дагестанского народа — аварцев ислам стал распространяться в ХIV веке. В XV–XVI веках ислам распространился в Чечне, в XVI-XVII веках — в Кабарде. В начале XVIII века, после захвата Османской империей ряда крепостей в Крыму и на Черноморском побережье ислам распространяется среди адыгов–черкесов. В середине XVIII века ислам приняли балкарцы и карачаевцы. По мнению некоторых исследователей окончательное утверждение ислама на Северном Кавказе произошло в период Кавказской войны, когда на большей части территорий Дагестана и Чечни сформировалось военно-теократическое исламское государство — имамат, существовавшее с 1834 по 1859 год.

По окончании Кавказской войны решением императора Александра II были организованы Закавказское мусульманское духовное правление шиитского учения и Закавказское мусульманское духовное правление суннитского учения с центрами в Тифлисе. Деятельность Духовных правлений шиитов и суннитов Закавказья, назначения и утверждения мусульманских духовных лиц были подконтрольны наместнику Кавказа.

Состоявшие в штате правлений представители мусульманского духовенства пользовались рядом значительных льгот: они и их дети освобождались от казенных повинностей, дети лиц высшего мусульманского духовенства, прослуживших 20 лет, пользовались правами детей дворян, им оплачивались суточные (в случае командировок) и почтовые расходы, выплачивалась пенсия, они могли быть награждены русскими орденами и медалями и т. п.

К концу XIX века окончательно сформировалась система духовных учреждений, ответственных за дела мусульманских общин на территории Российской империи. Оренбургскому духовному собранию были подчинены все мусульманские приходы России, за исключением Таврической губернии, находившейся под началом Таврического духовного правления крымских татар, созданного в 1831 году. Духовные правления шиитов и суннитов Закавказья имели в своем ведении общины Кавказа. Сами же духовные учреждения, в конечном итоге, замыкались на Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, который ведал всеми не православными религиями империи.

После установления власти большевиков мусульмане, как и другие верующие в Советском Союзе, претерпели немало гонений, духовная жизнь их приходит в упадок, но не прекращается. Некоторое оживление наступает в середине 40-х гг. XX в. В послевоенный период на территории РСФСР осуществляли свою деятельность два крупных духовных управления мусульман. Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) объединяло мусульман Дагестана, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ставропольского и Краснодарского краев. В его состав входили мусульмане, относящиеся как ханифитскому, так и шафиитскому масхабам, а также незначительная доля шиитов-джафаритов. Центральный аппарат ДУМСК располагался в Махачкале.

Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) осуществляло руководство мусульманскими общинами на остальной части Российской Федерации. В него входили мусульмане, придерживающиеся ханафитского масхаба. Резиденция председателя ДУМЕС располагалась в Уфе. В 1980 г. председателем стал Талгат Таджуддин. В 1992 г оно было переименовано в «Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ» и, наконец, в 2000 г. - в «Центральное духовное управление мусульман России». В 1992 г. из ДУМЕС выделились духовные управления мусульман Башкортостана и Татарстана, а затем еще несколько региональных муфтиятов. В 1996 г. был образован Совет муфтиев России, ядром которого стал Московский муфтият во главе с Равилем Гайнутдином. Созданное в 1997 г. ДУМ азиатской части России распространило свое влияние на регионы Сибири и Дальнего Востока. К этому моменту на территории Урала и в Поволжье уже существовали параллельные мусульманские организации. Для консолидации мусульман Северного Кавказа некоторые этнические муфтияты были объединены в ДУМ республики Дагестан, которое совместно с муфтиятами других северокавказских республик приняло участие в учреждении Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Таким образом, к 2001 г. складываются три центра, вокруг которых объединилось большинство мусульман России: Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа. В 2007 г. ДУМ Республики Татарстан – Казанский муфтият укрепляет свои позиции и начинает проводить независимую от Совета муфтиев России политику, регистрируя свои общины по своему усмотрению. В 2014 г. Р. Гайнутдином, помимо Совета муфтиев России, было создано Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ). По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09.2023 мусульмане России имеют 6570 зарегистрированных религиозных организации, из них 98 централизованных религиозных организаций, 6377 местных, 88 духовных образовательных религиозных организаций, 7 иных религиозных организаций и их количество постоянно увеличивается. Все централизованные религиозные организации мусульман в России самостоятельны, а решения, принятые ДУМ РФ, СМР, КЦМСК и ЦДУМ, носят рекомендательный характер.

Российские мусульмане делятся на две основные группы: сунниты ханафитского мазхаба, к которым относятся татары, башкиры, казахи, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, ногайцы, абазины, исламизированные осетины, около трети азербайджанцев и представители народов Средней Азии; сунниты шафиитского мазхаба, к которому относятся чеченцы, ингуши и большинство народов Дагестана. К этим мазхабам относятся 66% и 30 % российских мусульман, соответственно. Среди мусульман Дагестана, Чечни и Ингушетии распространены суфийские тарикаты накшбандийя, кадирийя и шазилийя, которые в последнее время стремятся распространить свое влияние за пределы этих регионов. Две трети российских азербайджанцев исповедуют шиизм джафаритского толка. Среди памирских таджиков много шиитов-исмаилитов. Зарегистрированные общины мусульман-шиитов действуют в Москве, Астрахани, Махачкале, Дербенте, Хасавюрте. По экспертным данным, мусульмане составляют около 10% населения России.

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения

Используя наш сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies и другие похожие технологии. Вы можете изменить настройки браузера, если не согласны с этим.