0
Иудаизм

В истории иудаизма можно выделить два периода: ветхозаветный иудаизм, который возник в конце III тысячелетия до н.э., и поздний (раввинистический) иудаизм, сформировавшийся в I – VI вв. н.э. Как самобытная религия иудаизм складывается в эпоху Моисея и существует до начала I века н.э. В это же время появляется Тора (Пятикнижие). Для иудаизма этого периода были характерны следующие черты: вера в единого Бога-Творца; существование избранного им народа, заключившего завет с Богом; ритуал жертвоприношений как единственное средство для очищения грехов; существование священства как родового сословия, имеющего особую благодать и благословение на служение Богу; Храм и храмовое богослужение. Храм был центром религиозной жизни Израиля, в нем хранился Ковчег Завета и только там было возможно приносить установленные законом жертвоприношения; череда пророков, через которых Бог постоянно возвещал избранному народу свою волю; царь - помазанник Божий, имеющий не только политическое, но и священное значение, т.к. принимал помазание от пророка. В I веке до н.э. Иерусалим был захвачен римлянами. Политическая борьба, соперничество и восстания привели к полной оккупации Иудеи и прерыванию династии иудейских царей. В 70 - 73 гг. Иерусалим вместе с храмом был разрушен римлянами, была оставлена лишь одна стена ограды в качестве памятника доблести римских воинов (ныне «Стена плача). С этого времени для евреев начинается эпоха рассеяния. После уничтожения храма возникла угроза существованию иудаизма, так как исчезла возможность совершения очистительных жертвоприношений. В сложившихся обстоятельствах фарисеи (мудрецы, учителя «равви») положили начало так называемому позднему, раввинистическому иудаизму.

Древние священные писания иудеи называют Танахом, который состоит из трех частей: Тора (закон), Невим/Набиим (Пророки), Ктувим (Книги). Аббревиатура этих трех слов и составляет название Танах. Основополагающим нововведением, определяющим вероучительную и обрядовую составляющую позднего иудаизма, является Талмуд. Это пространный свод толкований Торы относительно вероучения, философии, права, истории, медицины, частной и общественной жизни и естественнонаучных знаний.

После рассеяния евреев по миру утверждается представление, что молитва может выступать эквивалентом храмового жертвоприношения, поэтому возможно отправлять религиозный культ практически повсеместно. Центром религиозной жизни становится синагога, молитвенный дом, но не храм. Она играет ключевую роль в жизни еврейской общины, так как выступает основным институтом иудаизма. Синагогой называют как общину верующих, так и помещение, где совершается общественная молитва. Она также является центром общественной жизни и религиозного обучения. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, ведущий общественную молитву, шамас – наблюдающий за порядком и габай, который решает финансовые и административные вопросы. В своей деятельности каждая община-синагога полностью автономна; ее делами руководит избранное прихожанами правление.

Иудейский молитвенник сидур содержит текст установленных молитв на иврите. Каждый день в синагоге бывает три службы. Самая важная иудейская молитва – это Шма. Многие части богослужения и публичные чтения Пятикнижия требуют присутствия десяти мужчин, достигших тринадцатилетнего возраста. Во время утренней молитвы иудеи-мужчины надевают талит (талес) – прямоугольное покрывало из белой ткани и тфилин – две черные кожаные коробочки одну на верхнюю часть руки, а другую на лоб. В коробочках находятся пергаментные свитки с фрагментами из Пятикнижия. Постулаты иудаизма или 13 принципов веры были сформулированы еврейским философом и богословом Рамбамом (Маймонидом). В принципах сформулировано то, во что верят иудеи. Само число 13 не случайно: по иудейской традиции - это число свойств Всевышнего Бога. Другие иудейские ученые указывали на то, что в Талмуде можно найти взгляды, противоречащие основам веры, сформулированным Маймонидом и, соответственно, пересматривали список. Поэтому в иудаизме существуют и другие системы постулатов. В молитве иудеи обращаются к Богу, называют его одним из имен, упомянутых в Пятикнижии.

Предписания, касающиеся повседневной жизни, разработаны в Талмуде. Насчитывается 613 предписаний и запретов, касающихся соблюдения праздников, пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитвы и прочего. В иудаизме существует два цикла праздников: первый приходится на осень, второй на весну и раннее лето. К первым относятся: новогодний праздник (Рош-гашана); день искупления (Йом-киппур) или «Судный день» - самый важный и торжественный день в году; Радость Торы (Симхат-Тора); Ханука (освящение). Ко вторым: Пурим, Песах, Шавоут. Есть и другие памятные и праздничные дни в еврейском календаре. Еженедельно празднуют субботу (шабат) - день, посвященный Богу. В шабат проходят две основные общественные молитвы в синагогах. В этот день существует запрет на различные рода деятельность, в том числе нельзя пользоваться общественным транспортом, производить операции с деньгами, зажигать огонь, переносить какие-либо предметы на улице и пр. Эти же запреты, как правило, распространяются и на другие религиозные праздники. Особые ритуалы связаны с рождением человека (выбор имени, обрезание, выкуп первенца); с религиозным совершеннолетием (для мальчиков в 13 лет, для девочек в 12 лет); со вступлением в брак и смертью человека. Большое количество правил связано с выбором и приготовлением пищи (законы кашрута, от «кошер» - дозволенный). Нельзя есть свинину, мясо верблюда и зайца, смешивать мясные и молочные продукты; посуда для приготовления пищи тоже должна быть кошерной. Большое значение в иудаизме придаётся гигиене – чистоте во всех сферах жизни.

В иерархии управления еврейской общины можно выделить две ступени: главный раввин − лицо, избираемое еврейской общиной и облеченное верховным авторитетом в вопросах, касающихся религиозных учреждений, общинного судопроизводства и администрации в рамках какой-либо страны или региона. Главный раввин обычно возглавляет Главный раввинат, который образуется из лиц раввинского звания. Раввин − звание, присваиваемое по получении высшего религиозного образования, дающего право возглавлять конгрегацию или синагогу, быть членом религиозного суда и преподавать в иешиве. Обращаться к раввинам следует «раввин…» с указанием имени или фамилии лица, к которому обращаются или «господин раввин».

В XIII–XV вв. евреи были изгнаны из Англии, Франции, Испании и Португалии. В ряде европейских стран существовала практика насильственного обращения евреев в христианство. Со второй половины XVI в. в различных городах Европы евреи были вынуждены жить только в специально отведенных для них кварталах – гетто (итал. ghetto – «еврейский квартал»), что усиливало их изоляцию.

Изгнанные из Западной Европы евреи оказались в Речи Посполитой и Османской империи. Здесь они могли следовать своим религиозным традициям и уделять достаточное внимание религиозному образованию – в городах Польши и Османской империи возникали школы по изучению Писания и Талмуда. Особенное значение для судеб иудаизма имела Палестина, входившая в тот период в состав Османской империи. Именно там в XVI в. было написано авторитетное руководство по благочестивой жизни – «Шулхáн Ару́х» («Накрытый стол»), принадлежавшее перу выдающегося сефардского законодателя Иосифа Каро.

В конце XIX - начале XX вв. еврейская община в России считалась самой многочисленной в мире: она включала в себя более половины всех евреев. После трех разделов Речи Посполитой (70–90 годы XVIII в.) в состав Российской империи вошли значительные территории вместе с проживающими там 700 тыс. евреев. После издания в 1905 году манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в начале 1906 года в Москве была открыта Большая хоральная синагога, построенная еще в 1891. Уже в конце XIX – начале XX в. еврейская община в России считалась самой многочисленной в мире: она включала более половины еврейского этноса. В современной России сосуществуют две крупные еврейские организации, объединяющие представителей как ортодоксального, так и реформистского иудаизма. К 1941 г. в СССР проживало около 5 млн. евреев. На конец 1991 г. их численность составляла около 430 тыс. человек при высоком темпе эмиграции. По переписи населения России 2010 г. было зафиксировано 156,8 тысяч человек, что, по мнению специалистов, является заниженной цифрой.

Заметное место в современном иудаизме России занимает хасидизм, течение, которое сегодня называют ультраортодоксальным. Следует отметить, что ортодоксальные иудеи воспринимают его лишь частично. Хасидизм возник в начале XVIII в. в западной части Украины. В течение века хасидизм быстро распространился на территории Украины и Белоруссии. Особое влияние получила литовско-белорусская ветвь хасидизма, лидером которого стал раввин Шнеур Залман, первый из династии Шнеерсонов Любавических ребе, явившийся основателем новой религиозной системы ХаБаД. Реформистское течение в иудаизме зародилось в Германии в XIX в. В России в настоящее время существует около 80 общин этого направления. 20 из них входят в Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР), которое, в свою очередь входит во Всемирный совет прогрессивного иудаизма (ВСПИ), объединяющий 2 млн. человек в 40 странах мира. Ряд общин входят в Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), создан в 1993 г. На учредительном съезде главным раввином России избран Адольф Шаевич. Большинство еврейских общин страны относятся к Федерации еврейских общин России (ФЕОР), созданной по инициативе хасидов ХаБаД в 1999 г. На учредительном съезде хасиды выбрали главным раввином России Берл Лазара. Общины, входящие в КЕРООР, продолжают считать главным раввином А. Шаевича.

Организацией, координирующей деятельность ХаБаД на территории России, выступает Федерация еврейских общин России, президентом которой с 19 февраля 2008 г. является Александр Борода. Александр Борода – генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, созданного в 2012 г. ФЕОР в Марьиной Роще на северо-востоке Москвы. В Москве к системе «ХаБаД-Любавич» относятся синагоги в Марьиной Роще, на Большой Бронной и в Отрадном, мужской и женский университеты, иешивы (духовные школы), общеобразовательные школы, детские лагеря, детские сады, молодежные клубы и т.д. Подобные структуры есть в Санкт-Петербурге и некоторых других городах России. КЕРООР и ФЕОР ведут активную международную деятельность, большое значение уделяют межрелигиозному диалогу. КЕРООР является соучредителем и активным членом Межрелигиозного совета России. В Москве находятся руководящая структура международной еврейской организации Федерация еврейских общин СНГ (ФЕО СНГ).

В 1990-е гг. в Москву и Центральную часть России переселилась значительная часть среднеазиатских (бухарских), грузинских и горских евреев из Азербайджана, Дагестана и республик Северного Кавказа. Эти группы евреев называют сефардами, т.к. в богослужении они используют сефардский вариант иврита. В силу своего исторического развития эти группы в большей степени, чем ашкеназы, сохранили свои религиозные традиции и обряды. Им принадлежат в Москве несколько синагог. «Сефардские» евреи относятся к ортодоксальному течению в иудаизме; организационно они входят в ФЕОР и КЕРООР.

По данным Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 30.09.2023 г., зарегистрировано 269 иудейских религиозных организаций, 219 относятся к ортодоксальному иудаизму, в том числе 9 централизованных религиозных организаций и 1 духовная образовательная организаций, а 50 - к современному иудаизму, в том числе 2 централизованных религиозных организации.

По данной ссылке вы сможете ознакомиться с еврейскими организациями России: https://feor.ru/organizations/

Нашли неточность? Напишите
  • support@национальнаяполитика.рф

    Департамент технической поддержки

  • info@национальнаяполитика.рф

    Департамент модерации и актуализации данных

  • feedback@национальнаяполитика.рф

    Департамент развития и продвижения